Страницы хранят историю
Одна из интереснейших коллекций историко-революционного музея - собрание рукописных и старопечатных книг, которые бытовали среди старообрядческого населения.
Старообрядцы появились во второй половине XVII века после проведения патриархом Никоном в 1653-1660 годах реформы, имевшей целью повысить авторитет церкви и выработать единообразие в церковной службе. За "старую веру" выступили часть духовенства и многочисленные народные массы.
Преследуемые староверы уходили в скиты на Урал, в Сибирь, Поморье. Тагильская община старообрядцев была одной из сильных на Урале, С собой староверы приносили на новые места книги и иконы, написанные старым письмом.
Когда в Нижнем Тагиле закрывались церкви, часть книг передали в музей. Так начала формироваться коллекция рукописной и старопечатной книги. В последующие годы она пополнялась за счет сборов во время историко-этнографических экспедиций, стали приносить такие книги и сами тагильчане.
В 1984 году приобретено около 40 экземпляров памятников древнерусской письменности и печати. Такого массового поступления их от населения не было за всю историю музея.
Особого внимания заслуживает рукописный "Апокалипсис" XVII века. Это первая рукописная книга с миниатюрами в собрании музея. Она приобретена у жителя поселка Черноисточинск А.Е. Уварова. Всего он передал музею десять книг.
Из старопечатной литературы наиболее интересны семь книг первой половины XVII века, так как они являются памятниками древнерусской печати, созданными еще до церковной реформы Никона. На полях и форзацах многих из них сохранились владельческие и вкладные записи. На одной, привезенной из деревни Утка М.Г. Яковенко, имеется такая запись: "Лета 7159 (1651) года дал сию книгу два месяца март да апрель в окладе в монастырь Дмитревской страстотерпцу Христову Дмитрию селянии Самсон Борисович Бердов. А устав был преж сего дан меньше печатной. И тот устав продали на те два месяца при своих родителях. А дана сия книга два месяца март да апрель при архимандрите Варламе. А подписал сию книгу по благословению архимандрита Варлама с братьею от того же монастыри Дмитревской же вотчины села Вязовцы Троицкий и Никольский поп Михаилишко Васильев сын Новоторжец".
Три книги подарены историко-революционному музею учениками школы № 50 в день празднования. шестидесятилетия его деятельности в советский период. Хочется поблагодарить также А.Н. Рудакову, М.Б. Лихарева и Е.Н. Домнину, которые помогли нам пополнить коллекцию редкой книги.
Новые поступления требуют более тщательного изучения. Они расширят наши знания по истории старообрядчества и древнерусской письменности и печати. Такие книги не должны пылиться на чердаках или в подвалах, их необходимо сдавать в музей, чтобы они стали общенародным достоянием.
Т. КОВАЛЬ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.03.1984.