Дом на Тагильской

    Музей истории подносного промысла - название хоть и новое, но сухое, официальное. Привычнее: дом Худояровых. Возможно, под этим именем и войдет со временем в жизнь горожан только что родившийся филиал Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела. А в том, что обязательно войдет и станет достопримечательностью, у меня сомнений нет. Стоит раз побывать в этом доме на улице Тагильской - потянет снова и снова.

    Есть что-то магическое в этом притяжении. Как зов далеких предков. Но, может быть, причиной тому "волшебная сила искусства"? Ведь собраны тут уникальные произведения мастеров прошлого - крепостных художников Худояровых, прославивших свою фамилию искусной подносной росписью и тайной хрустального лака.

    Однако не будем забегать вперед. Об экспонатах нового музея расскажут первым гостям научные сотрудники. Но чуть позже. А пока не разрезана красная ленточка у входа, люди окружают деревянный помост перед домом.

    Под открытым небом, куда устремили свои могучие ветви столетние тополя, начинается фольклорный концерт хора ветеранов и ансамбля "Белая черемушка" из Дворца культуры "Юбилейный". Танец девушек в русских сарафанах, с расписными тагильскими подносами в руках предваряет встречу в возрожденном доме Худояровых.

На открытии дома-музея Худояровых; интерьер выставочного зала на втором этаже

На открытии дома-музея Худояровых; интерьер выставочного зала на втором этаже

    Возрождали его, можно сказать, всем миром. Потому и благодарность сегодня всем: архитекторам и строителям-реставраторам из кооператива "Исток", художникам и руководителям производственных предприятий, в частности Высокогорского рудоуправления и "Тагиллеса", студентам и пенсионерам, работавшим здесь на субботниках. Я не говорю о лепте, какую внесли сами музейщики. Об этом лучше расскажет заведующая музеем Ольга Николаевна Силонова:

    - Тут заслуга не одного поколения моих коллег. Первые архивные материалы, о художниках Худояровых еще в 30-х годах стала выявлять Э. Шорина. Она же начала переписку с их потомками, чтобы составить родословную династии мастеров. Ее дело продолжала Е. Боташева. Уникальный экспонат - столик красной меди с росписью Вавилы и Федора Худояровых (1785 год!) был возвращен а Тагил из коллекции московского собирателя древностей Вишнякова благодаря настойчивым хлопотам Л.П. Лепо. Отстаивала и утверждала идею создания музея, кропотливо занималась реставрацией этого дома заведующая отделом этнографии Т.Н. Петрухина. А сколько сил отдали новому филиалу директор музея-заповедника И.Г. Семенов и его заместитель по науке Л.П. Малеева! Трудно, упорно, терпеливо работали хозяйственники, строители, слесари, электрики, чтобы стал наш музей уютным, светлым, теплым.

Заведующая Музеем истории подносного промысла О.Н. Силонова по давней традиций вносит в дом петуха    И не формальная благодарность, как водится на торжественных собраниях, а искреннее чувство радости звучало в приветствиях "новорожденному" и поздравлениях "родителей" - они произносились после концерта все с той же импровизированной сцены. Запомнились слова гостя, секретаря обкома КПСС Г.В. Коробкова:

    - Так уж исторически сложилось, что в вашем городе празднично отмечался пуск в действие промышленных объектов - домен, рельсобалочных станов, коксовых батарей. Пришло время праздновать пуск в строй объектов культуры...

    Да, хоть и живем мы сейчас в трудную пору, и карман у нас тощий, а за культурой в стране прочно закрепилось имя бедной Золушки, но в Тагиле сегодня, похоже, ей все-таки открывают дорогу на бал. Во всяком случае, музейный. Вспомните, давно ли поднялись из руин Провиантские склады. Теперь вот дом Худояровых. А по-соседству завершается реставрация еще одного историко-архитектурного памятника: в "господском" доме к концу года планируется открыть музей истории горнозаводского быта. Скоро на старой Тагильской улице будет уже этнографический комплекс.

    А сейчас, дорогие гости, пожалуйте к Худояровым. Только не спешите входить. Первыми по народному обычаю в дом пускают кошку и петуха - самых что ни на есть живых, настоящих. Говорят, на счастье. Чтобы лихо обходило стороной, чтоб жилось здесь в добре и богатстве.

    Богатство же тут особое. Оно не на деньгах, а на любви выросло.

    Многие годы бережно хранились эти ценности не только в музейных фондах. Есть дорогие реликвии, подаренные потомками Худояровых и других вошедших в историю династий мастеров-подносников. Вот подлинная фотография Василия Павловича Худоярова - снимок 1880 года передала музею его внучка А.Л. Иванова. Из семьи Калягиных перекочевал в экспозицию рисунок фабрики (так называли мастерскую) их деда Л.П. Голованова. Альбом с рисунками мастериц по росписи подносов конца прошлого - начала нынешнего века - подарок старейшины тагильских краеведов И.А. Орлова...

    А если взглянуть на сами подносы - какое разноцветье и благородство красок, многообразие орнаментов, форм, размеров. И знаете, как и чем все это делалось в старину? Нет, не стану рассказывать: лучше один раз увидеть.

А. ЕГОРОВА.

    На снимках: на открытии дома-музея Худояровых; интерьер выставочного зала на втором этаже; заведующая Музеем истории подносного промысла О.Н. Силонова по давней традиций вносит в дом петуха.

    Фото А. Чернышева.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 05.02.1988.

Главная страница