Музей под открытым небом
Реконструкция нижних провиантских складов
Сколько любопытных глаз внимательно рассматривают эти объекты реконструкции и строительства, что находятся в непосредственной близости от здания городского Совета народных депутатов. Многие тагильчане уже хорошо знают: здесь создается музей под открытым небом, который явится составной частью всего комплекса городского историко-революционного музея, и где будет отражена история развития горнозаводского дела. По решению исполкома городского Совета от 16 мая 1979 года реставрации подлежат девять памятников истории культуры. Большую заинтересованность в их восстановлении проявляют трудовые коллективы. К примеру, железнодорожники Нижнетагильского отделения дороги завершили реконструкцию дома тагильского писателя А.П. Бондина, высокогорские машиностроители воссоздали Дом рекой книги по улице Уральской, 6, а коллектив ремонтно-строительного управления - дом рабочего - революционера Ивана Добродеева по улице Большегальянской, 144, где проходила первая Уральская областная конференция РСДРП.
Сейчас прямо перед входом в историко-революционный музей громоздятся кучи щебня, цемента и другие стройматериалы. Это горняки Высокой готовят площадку для модели первого русского паровоза, который в 1834 году создали замечательные умельцы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы.
- А что это за развалины? Почему ведется кладка стен из необычного по размерам кирпича? Для чего нужны круглые отверстия? - задают многочисленные вопросы случайные прохожие и стараются дотронуться рукой до стен действительно необычного объекта.
- В июле здесь уже не будет развалин, закончится строительная часть реконструкции нижних провиантских складов. К Дню города преобразится вся территория вокруг, - рассказывает директор историко-революционного музея И.Г. Семенов. - Но работы еще достаточно. Предстоит точно воссоздать архитектурно-художественную тождественность здания, максимально сохранить первозданный материал и вместе с тем обеспечить прочность конструкций. Для этого основная кладка стен ведется из нового кирпича, а их облицовка - из большемерного, какой изготовлялся в XVIII веке и до первой половины XIX.
Немало времени ушло на то, чтобы разыскать в городе старые дома, подлежащие сносу. В субботниках по разборке вековой кладки принимали участие многие тагильчане и перевозили ценный редкий материал на объект. И вот уже четко вырисовываются на фоне ярко-голубого неба южная и западная стороны здания. Только тревога не покидает всех участников реконструкции, работников музея, отдела главного архитектора и представителей управления "Металлургстроя". Сказывается нехватка большемерного кирпича. К его изготовлению недавно приступил Нижнетагильский прорабский участок свердловской реставрационной мастерской, но из-за отсутствия квалифицированных кадров работы ведутся крайне медленно Пришли бы на помощь комсомольцы-строители!
В здании нижних провиантских складов разместится фондохранилище историко-революционного музея, насчитывающее более 300 тысяч единиц различных ценностей. Будут установлены кондиционеры, современное оборудование для поддержания необходимого температурного режима. Распахнет двери зал открытого хранения коллекций, которых нет в сегодняшних экспозициях музея. Все это, несомненно, даст новый импульс культурно-воспитательной и пропагандистской работе среди населения города.
- Мы прекрасно понимаем значимость нашей стройки. И могли бы наверняка справиться со своей задачей на месяц раньше, если бы имели фронт работ. Но реставраторы и сейчас сдерживают нас, не готовят люкарны, мешают вести дальнейшую кладку. Уж очень много времени уходит у них на раскачку, - критикует смежников бригадир каменщиков "Металлургстроя" Е.А. Парахин.
- Механизмов нет, хотя заявки посылаем регулярно, - дополняет Н.Н. Дроздов. - Площадка захламлена, не выбрать и места для складирования материалов.
Вот такие вопросы у рабочих к организаторам строительства. Чувствуется, болеют они душой за результаты реконструкции. Полным ходом идут также дела на возведении площадки для установки крупногабаритных экспонатов - оборудования, инструментов, которые применялись на старейших предприятиях: заводе имени В.В. Куйбышева, Высокогорском и Меднорудянском рудниках. Подобрано 48 таких экспонатов.
Теперь свое слово должны сказать трудовые коллективы Высокогорского механического завода, треста "Востокшахтопроходка", домостроительного комбината и Высокогорского рудоуправления, которые должны в ближайшее время закончить строительство площадки. Открыть музей под открытым небом намечается ко Дню города-84, в преддверии 150-летия создания первого паровоза в России.
Л. ПАХТЕЕВА.
На снимке: реконструкция нижних провиантских складов.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.07.1984.