Русский сарафан

    К 60-летию образования СССР в Свердловском объединенном историко-революционном музее открылась большая выставка. Наш историко-революционный музей показывает русскую народную одежду, национальные костюмы удмуртов, марийцев, мордвы.

    В коллекции богатое собрание по истории русской народной одежды - сарафаны, головные уборы, пояса...

    Косоклинный сарафан получает широкое распространение с XVIII века, и мало, кто знает, что впервые термин "сарафан" упоминается с 1376 года в применении к мужской одежде. Женский сарафан носили в будни и в праздники, на работе и дома. Праздничные сарафаны шились из шелковых фабричных тканей, украшались лентами, галунами, металлическими пуговицами.

    Народные головные уборы - интереснейшая часть собрания. Разнообразны формы украшения, хорошо прослеживается различие девичьего и женского уборов. Это объясняется древним обычаем, по которому замужняя женщина должна была прятать волосы от постороннего глаза, с непокрытой головой нельзя было заниматься домашними делами, а тем более появляться вне дома. Такой привилегией пользовались девушки. В день свадьбы проводился обряд смены прически и головного убора. Поэтому у замужних женщин головные уборы в виде закрытой шапочки, у девушек - легкие повязки, обручи.

    Обязательной составной частью русского народного костюма был пояс. Люди верили, что он оберегает от греха. Человек, распоясанный всенародно, считался обесчещенным. Пояс играл и существенную роль при совершении различных ритуальных церемоний. Пояса служили подарками девушек любимым, они плелись на "картах" с именами, пожеланиями и молитвами.

    Народная одежда -неиссякаемый источник разнообразных исследований в области этнографии, истории, искусствоведения. Своеобразны национальные костюмы в коллекции музея.

    Народный костюм в музейной коллекции дает возможность изучать быт и материальную культуру предыдущих поколений. Кроме художественной ценности, он несет и научную информацию - сведения о месте и времени бытования, производства, социальной принадлежности его владельца.

Л. САМОШКИНА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий".

Главная страница