Из сервиза минувшего века

    В фондах историко-революционного музея хранятся произведения из фарфора более чем 20 заводов России XVIII - начала XX века. 18 из этих заводов нам известны, остальные - нет, предметы, ими произведенные, ждут своего изучения.

    Это сложный и кропотливый процесс. Чтобы найти похожие изделия в собраниях других музеев и по ним установить отличительные особенности, приходится "перерывать" огромное количество литературы, а иной раз достаточно одного взгляда на полки какой-нибудь столичной выставки и вот он - ответ на мучавший вопрос.

кувшин-чайник в стиле позднего рококо - изделие завода Ф.Я. Гарднера.    Долгое время на моем столе лежала маленькая соусница в виде створки раковины. Без клейма. В нашей коллекции подобных вещей нет. Поиски иллюстративных аналогий также не увенчались успехом. И вот однажды, будучи в Ленинграде, я поехал в Петергоф, где экспонировалась маленькая выставка из запасников Петродворца. Привычно осматривал экспонаты, этикетки и вдруг приметил знакомый рисунок: маленькие цветочки - "агашки", листочки: Этого было достаточно. Соусница была определена. Она оказалась одним из предметов столового сервиза, выполненного на Петербургском фарфоровом заводе еще в конце XVIII века.

    Эти маленькие радости и составляют прелесть работы научных сотрудников музея. А моя радость была двойной - ведь коллекция пополнилась ценным экспонатом: в фондах у нас было всего семь тарелок Петербургского фарфорового завода, этого крупнейшего государственного предприятия.

    Основано оно было в 1774 году и числилось при личном кабинете императрицы. На нужды двора завод проработал до 1917 года. Ныне это - Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, где сохранены лучшие традиции производства русского фарфора.

    Среди крупных частных выделяется завод, основанный обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером. Заслуга его в том, что на Украине и в Сибири Гарднер нашел глину, ставшую сырьем для всей русской фарфоровой промышленности.

кофейник в стиле позднего рококо - изделие завода Ф.Я. Гарднера.    Этот завод представлен в фондах музея довольно широко. Столовая и чайная посуда, скульптура малых форм - всего более 40 предметов. В этом году поступила ваза для фруктов, относящаяся к последнему периоду самостоятельного функционирования завода, пока он не был поглощен крупнейшей фарфоровой монополией Матвея Сидоровича Кузнецова.

    Кузнецовских изделий сохранилось очень много. Это не удивительно. В конце XIX - начале XX века его предприятия производили более половины всей фарфорово-фаянсовой продукции России, она вытеснила западно-европейскую с рынков Ближнего Востока и Китая. Изделия Дулевского завода Кузнецова неизменно получали высшие награды на зарубежных и Всероссийских выставках. С 1902 года М.С. Кузнецов получил звание придворного поставщика. А вместе с тем многие изделия отличались безвкусицей, вульгарной эклектикой.

    Фонды музея обладают и такими. Многие спрашивают: для чего же их хранить? Во первых, для более полного отражения производства, в во - вторых, эти предметы бытовали в семьях многих людей по всей России, в том числе и в Тагиле, то есть типичны, что позволяет показывать их в интерьерах, отражающих быт соответствующих социальных слоев населения.

    Музей обладает отдельными шедеврами братьев Корниловых, Гулиных, А.Т. Сафронова, Тереховых и А.С. Киселева, Маркова, Орлова, Фомина, А. Миклашевского, Хралунова-Нового и некоторых других изготовителей фарфора.

А. СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.07.1987.

Главная страница