Музей-завод - главный памятник индустриального наследия уральской металлургии

    300-летие уральской металлургии - дата не только уральского, но и общероссийского значения, свидетельство огромного вклада уральского горно-металлургического комплекса в экономическое развитие России и ее технический прогресс.

    Нижнетагильский металлургический завод, основанный в 1725 году, в нем занимает особое место.

    С первых дней основания по своему техническому оснащению, производительности и объему выпускаемой продукции он занимал ведущее место не только в России, но и в Европе.

    В XVIII веке тагильский металл стал основой экономического подъема не только нашей страны, но и в значительной степени промышленной революции Великобритании, которая охотно покупала тагильское железо.

    Экономическое освоение Сибири было бы невозможно без металла тагильского завода. Великая Транссибирская железнодорожная магистраль стала в конце XIX века одним из основных потребителей его продукции.

    Слава Нижнетагильского завода основывается на высоком искусстве и знаниях местных мастеров и инженеров, которые внесли значительный вклад в технический прогресс металлургического производства. Старонемецкий кричный способ изготовления железа на заводе ими применялся успешнее, чем у себя на родине, мартеновское производство довели до совершенства тагильские инженеры-металлурги.

    На тагильском заводе внедрен особый способ изготовления кровельного листа, названный "Староуральский с подмусориванием", который значительно повышал качество продукции.

    Но особенно значительных успехов добились тагильские доменщики, которые впервые в доменной печи зимой 1875-1876 года выплавили ферромарганец, а в 1942 году феррохром. В годы Великой Отечественной войны сталевары впервые в мартеновской печи стали выплавлять броневую сталь, так необходимую танкостроителям.

    Сегодня эти исторические вехи почти трехвековой истории Нижнетагильского металлургического завода раскрываются в вещественных памятниках истории техники первого в России музея-завода, созданного на его базе совместным приказом Министерства черной металлургии СССР и Министерства культуры РСФСР за № 31/22 в январе 1989 года,

    Основными целями и задачами музея-завода стало обеспечение сохранности памятников истории техники и промышленной архитектуры, раскрытие особенностей его развития, создание условий для использования его в культурно-досуговых целях, сделать музей-завод одним из центров туризма на Урале.

    К числу наиболее сохранившихся памятников техники остановленного завода относятся:

    - гидросистема, в составе которой пруд глубиной от 4 до 7м, плотина-дамба, в то время крупнейшая на Урале (длина 104 сажени с двумя рабочими прорезами, расположенными с одной стороны вешняка, что является ее важной отличительной особенностью). Последняя реконструкция в 1928 и 1999 годах;

    - шлюзовое устройство (реконструировано в 1928 году), действует до настоящего времени;

    - вешнячий канал (1725 г.) действует до настоящего времени (первая половина XVIII века);

    - стена доменного цеха толщиной1200 мм с арочными проемами и карнизами, часть стен кричного и штангового корпуса, кузнечный цех, конюшенный двор, заводская контора (1820-1840 годы);

    - механический, мартеновский цеха, здания цехов прокатного и литейного, рельсовых; скреплений, электростанция, водяной ларь - клепаная металлическая труба диаметром 3,8 м, гидравлическая турбина, агрегаты паровой воздуходувки, построенные на Невьянском заводе. Воздуходувная станция, парокотельная, подпорная стена (вторая половина XIX - начало XX веков);

    - доменный цех в составе двух домен последних реконструкций 1930 и 1951-1954 годов производительностью 350-380 тонн в сутки;

    - шлюзовое устройство, разливочная машина, турбогенераторы системы "Броун-Бовери", подвижной состав - паровоз 9П, чугуно- и шлаковозы, металлообрабатывающие станки, молота - ковочные паровые (рубеж 20-30-х годов XX века).

    Всего выявлено и научно паспортизировано более 400 музейных предметов, все они поставлены на государственный учет в качестве памятников истории техники.

    Таким образом, историческая многослойность и в достаточной степени полнота и сохранность комплекса памятников промышленной истории, ставшего музеем-заводом, является главной овеществленной научно- исторической ценностью этого индустриального наследия, раскрывающего основные этапы технического прогресса и металлургического производства в XVIII - XX веках.

    В отличие от западных памятников истории техники, большинство которых могут быть довольно строго отнесены к тому или иному хронологическому периоду. Нижнетагильский завод сочетает в себе их элементы как первой половины XVIII века, так и второй половины XX века.

    Это объясняется тем, что в Западной Европе технологические перемены чаще всего сопровождались переносом на новое место всего производства либо полным уничтожением всей предшествующей планировочной системы и поэтому исторической многослойности не сохранили.

    Другой важной особенностью завода как памятника является то, что он наиболее отчетливо сохранил типичную планировку и структуру уральского предприятия переходного типа (промышленного переворота), основанного на энергии воды и в ходе своего производства перестроенного на энергию пара и электричества практически на той же производственной площадке и в основном в рамках той же планировки.

    Первый этап планировки завода как вододействующего предприятия классического уральского типа, основанной на линейном принципе расположения основных производств по ходу реки - главной энергетической силы того времени, завершился к 20-50-м годам XIX века с окончанием строительства новых каменных зданий (две катальных- прокатных фабрики, корпус паровых воздуходувных машин и слесарно-механического производства).

    Территория завода к этому времени расширилась за счет насыпного "острова" между двумя рукавами реки Тагил.

    Именно в эти годы, как считает доктор исторических наук Т.К Гуськова., "сложился единый компактный промышленный комплекс, идеально соответствующий энергетическим и техническим возможностям металлургической мануфактуры".

    В создании этого шедевра промышленной архитектуры принимали участие талантливые тагильские архитекторы А.П. Чеботарев, К.М. Луценко, A.M. Комаров.

    Вторая половина XIX - первая половина XX вв., характеризующиеся внедрением новых технологий и соответственно строительством новых цехов (мартеновского, цехов прокатного комплекса, рельсовых. скреплений, электростанции) внесли изменение в планировку завода.

    В этом процессе мы находим следы перехода от первоначальных принципов прямолинейной застройки основных производственных цехов по ходу главного источника энергии воды (по руслу реки) к последующему принципу - периметральной застройке, что нашло свое завершение в сохранившемся в наше время архитектурно-планировочном размещении зданий и сооружений.

    В качестве памятника индустриальной культуры завод активно исследуется с 80-х годов учеными архитектурно-художественной академии (г. Екатеринбург), института истории и археологии Уральского отделения РАН, сотрудниками музея-заповедника.

    Общие результаты различных обследований Нижнетагильского завода и сопоставление их с данными по другим аналогичным объектам России и мира позволяют сделать вывод: Нижнетагильский завод представляет собой уникальный памятник индустриального наследия, сочетающий в себе технологии XX столетия с планировкой и рядом построек вододействующих предприятий XVIII-XIX веков.

    Его промышленный комплекс в качестве памятника истории техники Указом Президента РФ отнесен к культурно-историческиму наследию федерального (общероссийского) значения и по своей исторической ценности Международным комитетом по сохранению индустриального наследия ("ТIССН") рекомендован комитету ЮНЕСКО на включение в реестр памятников мирового значения.

    ''Известно, что классическая технология металлургического и горного производства как у нас, так и за рубежом нанесла значительный вред окружающей природной среде.

    Поэтому вопрос сохранения его памятников может и должен решаться только с учетом решения экологических проблем на всей территории охранно-исторической зоны завода, проведения рекультивации загрязненных земель, очищения промышленных и естественных водоемов, восстановления природного ландшафта, создания зеленых зон, а также сохранения этнографически ценных прилегающих к заводу жилых застроек старейших улиц города.

    Только таким образом будут воссозданы культурный ландшафт, культурная окружающая среда исторической части Нижнего Тагила.

    Такой подход соответствует решению Всемирной конференции по охране окружающей среды при ЮНЕСКО (1987 г.).

    Именно поэтому на основе практики зарубежных коллег ("Эмшер-парк", Германия, "Бергслаген", Швеция, "Зеленые коридоры", США), российских научных центров в наше время наиболее научно обоснованной формой сохранения и использования памятников промышленной истории горно-металлургического профиля является форма индустриально-ландшафтного музейного парка, который как раз и решает вопросы сохранения памятников техники в органическом единстве с экологической реабилитацией их охранно-исторических зон.

    В соответствии с этими научными принципами концепция создания части индустриально-ландшафтного музейно-паркового комплекса ("Демидов-парк") на территории музея-завода предусматривает сохранение промышленного комплекса завода в качестве памятника типичной архитектурно-планировочной застройки уральского металлургического предприятия переходного типа, памятника истории техники, его классических индустриальных технологий периода постпромышленной революции в хронологических рамках второй половины XIX -первой половины XX веков.

    Это не исключает, а, наоборот, обязывает нас подчеркнуто выделить все сохранившиеся элементы застройки и техники XVIII в., особенно гидротехнического комплекса (плотина, ее вешнячий и рабочие прорезы, водяной ларь, его задвижки, русло рабочего водовода) и придать им экспозиционный вид. Это позволит значительно расширить исторические рамки музея-завода и наглядно раскрыть его изначальный тип вододействующего предприятия XVIII века. И таким образом подчеркнуть трехвековую многослойность музея-завода. Эмоциональному восприятию архитектурного образа основных памятников музея-завода будет способствовать его очищение от вспомогательных построек и сооружений позднего периода, не представляющих исторической ценности.

Разливочный пролет мартеновского цеха постройки 1891 г.

    Наряду с музеефикацией уникального памятника уральской металлургии, ее научной концепцией предусматривается создание в исторической и охранной территории музея-завода музейно-парковой зоны с широким диапазоном возможностей познавательного отдыха и развлечений (площадок спортивных, игровых, для выступлений театрализованных и музыкальных групп, проведение соревнований водного слалома, аттракционов и залов современных информационных технологий), что будет отвечать одному из музейных принципов - "отдыхая, познавать свое историческое наследие".

    В состав индустриального наследия XVIII - XIX вв. Нижнего Тагила органически входят и памятники горно-шахтного производства: Меднорудянский карьер, стволы старых демидовских шахт, закрытая шахта "Вентиляционная", выставка горно-шахтного оборудования.

    Концепция создания индустриально-ландшафтного "Демидов-парка" предусматривает сохранение всего комплекса индустриального наследия горнозаводского дела в Нижнем Тагиле и восстановление естественного природного ландшафта на всей его охранно-исторической территории (в том числе территории Меднорудянского карьера) и создание, таким образом, в центре города обширной музейно-парковой зоны.

    Решение указанных задач позволит устранить несовместимость богатства культурно-исторического наследия города с вопиющей экологической запущенностью его окружающей среды. На сегодня, в качестве первого этапа, в своей основе музей-завод создан. Построены экспозиции доменного, мартеновского производства, подвижного состава, выставка прокатного и механического оборудования.

    Памятник индустриального наследия предстает перед посетителем таким, каким его приняло наше поколение - в рамках классической технологии второй половины XIX - первой половины XX веков. По каждой экспозиции разработаны конкретные планы их сохранения. Предстоит выполнить работы по реставрации памятников промышленной архитектуры и созданию музейно-парковой зоны. В конечном итоге весь комплекс памятников промышленной истории Нижнего Тагила может стать "Историко-техническим Суздалем"; одной из составных частей российского и международного туризма.

    Создание музея-завода уже оправдало себя. Он востребован учащейся молодежью, учеными, гостями города. На его базе уже дважды проводили международные и две российские конференции по сохранению индустриального наследия.

    Проект "Демидов-парка" получил высокую оценку Международного комитета по сохранению индустриального наследия при ЮНЕСКО. Его президент Л. Бержерон в своем письме на имя министра культуры РФ отметил: 'Тагильский проект движется одним из двух-трех наиболее дерзких замыслов, к осуществлению которых приступают сегодня в Европе. Успех регионального парка с центром в Нижнем Тагиле дает России возможность встать в ряд наиболее развитых стран в области современной музеелогии индустриальной цивилизации".

    Программа создания "Демидов-парка" утверждена постановлением главы города в августе 1995 года, но, к сожалению, до настоящего времени не принята к финансированию депутатами городской Думы.

    Также, к сожалению, гордость уральского индустриального наследия - первый в России музей-завод, еще не стал предметом заботы руководителей деловых коммерческих структур города.

    И только руководство ОАО "НТМК", осознав историческую преемственность, с самого начала материально обеспечивает возможность реализации программы музеефикации завода и создания на его территории музейно-парковой зоны и тем самым проявляет свой высоконравственный долг защиты и сохранения культурно-исторического наследия города, ставшего национальным достоянием. А ведь они нужны всем нам, тагильчанам, нашему и последующим поколениям.

    Руководство ВГОК также не забывает свое горно-шахтное наследие: к 300-летию уральской металлургии ими на борту Главного карьера построены две смотровые площадки и одна выставка памятников истории и техники горно-шахтного производства. Активно ведется работа по разработке проекта музеефикации Меднорудянского карьера.

И. СЕМЕНОВ.

Главная страница