Возвращение картин

    Важной частью истории Нижнетагильских заводов является художественное творчество местных крепостных художников. С XVIII века Демидовы стремились иметь собственных высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний и уделяли большое внимание подготовке крепостных живописцев, скульпторов. Примером служит династия Худояровых, чьи работы вызывают восхищение посетителей музея и живой интерес исследователей.

    В Нижнетагильском музее-заповеднике хранится много живописных полотен как известных, так и неизвестных крепостных авторов. Наиболее часто их привлекали панорамные виды заводов, цеховые интерьеры, мифологические, исторические и библейские сюжеты.

    Если изображения города, цехов, портреты широко известны и их можно было видеть в залах музея, то картины религиозного содержания здесь никогда не демонстрировались. Они писались специально для тагильских храмов и украшали их интерьер. В 1930-е годы, когда разрушались церкви, музейные сотрудники смогли спасти их от уничтожения, доказав высокую художественную и общечеловеческую ценность произведений искусства. После они почти семь десятилетий находились у нас в хранилище. Экспонировать картины религиозного содержания было нежелательно.

С.Ф. Худояров. "Мадонна со святым Себастьяном". 1840-е гг.    Среди "опальных" полотен есть два, выполненных для Введенской церкви Степаном Худояровым (Федоровым). Это копии с картин А. Корреджо "Мадонна со святым Роком Себастьяном" и "Мадонна со святым Георгием", размером 300 на 190 см. Они являются уникальным памятником творчества одного из талантливейших представителей целой династии тагильских крепостных художников. Степан Федорович Худояров (1810-1865 гг.) изучал живопись в Италии и был среди первых учеников К. П. Брюллова.

    Написанные в 1840-х годах, эти картины ни разу не реставрировались. К настоящему времени состояние их стало угрожающим. Но в Нижнем Тагиле "вылечить" такие полотна невозможно, так как требуются специально оборудованные мастерские, квалифицированные специалисты и качественные материалы. Кроме того, это очень дорогостоящее дело. Ведь научная реставрация включает в себя лабораторные, научно-исследовательские работы по изучению основы грунта, красочного и лакового слоя полотна, полное техническое и художественное восстановление картины.

    А вот еще одна картина религиозного содержания - "Архангел Михаил" неизвестного художника первой половины XIX века - уже представлена на всеобщее обозрение.

    Реставрировалась она тагильским художником-реставратором А.А. Наседкиной в 1999-2001 годах. Выполнен огромный объем работ: укреплен красочный слой по всей поверхности, утончен и выровнен лак, удалены грубые записи, проведена передублировка... И сейчас произведение получило новую жизнь. Здесь изображен воевода верных Богу ангелов, повергающий Сатану. Это копия с картины итальянского мастера Гвидо-Риме, ученика великого Рафаэля.

Ольга ХАЛЯЕВА.

Литература: Газета "Горный край" от 07.06.2001.

Главная страница