Демидовские коллекции

    Многие представители этого славного рода были известны не только как предприниматели-заводчики, но и как коллекционеры, меценаты, финансировавшие творчество крупных художников, скульпторов, архитекторов. Некоторые из коллекций формировались музеями России из отдельных демидовских реликвий. Другие собраны самими Демидовыми. Впервые те и другие объединены сейчас на тагильской земле.

Демидовские коллекции    Первым интерес к коллекционированию проявил "некоронованный король" огромной горнорудной империи Урала Акинфий Демидов. Пример тому - рудная пирамида. Здесь собраны образцы 38 месторождений, принадлежавших известнейшему промышленнику и предпринимателю. Заказана она была во Фрайбурге во время заграничного путешествия Демидова.

    Традиции Акинфия продолжили потомки. Особой оригинальностью отличались естественнонаучные коллекции его племянника Павла Григорьевича. Он был человеком высоко образованным, среди современников выделялся умом и недюжинными способностями. Павел Григорьевич много путешествовал и в Европе приобрел страстную привычку к собиранию художественных и естественных коллекций. Он состоял в переписке с самим Карлом Линнеем, сообщал ему интересные сведения о представителях русской фауны. Этими данными Линней затем воспользовался в своих исследованиях.

    Из дальних заграничных путешествий Демидов привез уникальную коллекцию раковин моллюсков. На нашей выставке она представлена зоологическим музеем МГУ Перед нами невиданные раковины разных форм и расцветок. Среди этого разнообразия привлекают внимание с виду неброские, но знаменитые каури. Они окружены сотнями романтических легенд. В экзотических странах Юго-Восточной Азии эти раковины использовались и как деньги, и как амулеты, и как талисманы. А на далеких островах Фиджи их нашивали на погоны военных и полицейских в качестве знаков отличия.

    Собрание экзотических раковин было подарено владельцем Московскому университету. Из всех богатейших университетских коллекций эта - единственная, уцелевшая после пожара Москвы 1812 года.

Демидовские коллекции    Кроме того, Павел Григорьевич отличался широкой меценатской деятельностью. Именно он стал учредителем знаменитого Ярославского юридического лицея, который впоследствии в его честь был назван Демидовским, а благодарное дворянство Ярославской губернии на свои средства воздвигло памятник основателю, открытый в 1829 году. Для воспитанников лицея выдающимся русским медальером Карлом Либерехтом отлита медаль с изображением П.Г Демидова. Она является настоящим шедевром медальерного искусства России. Ее тоже можно увидеть на нашей выставке.

    Поражают своей красотой и изяществом великолепные изделия фирмы прославленного французского мастера Пьера-Филиппа Томира. С его именем связан расцвет бронзолитейного производства не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Особой популярностью эти изделия пользовались в России. Его работами украшали свои особняки такие известнейшие русские коллекционеры-меценаты, как Юсуповы, Шереметьевы, Строгановы, Шуваловы. Но особо среди заказчиков фирмы Томира выделялся Николай Никитич Демидов. Их тесные связи продолжались всю первую четверть XIX века и прерывались лишь на время Отечественной войны 1812 года. Для украшения своей виллы Сан-Донато Демидов заказывал Томиру уникальные вещи, которые делали в единственном экземпляре. Это камины, столы, украшенные фигурами из золоченой бронзы, канделябры, часы, люстры, бра.

    В начале 20-х годов прошлого столетия по заказу Демидова фирма Томира изготовила часы из золоченой бронзы. Их композиция и центральная часть рельефа полностью повторяют скульптуру И.П. Мортоса "Минин и Пожарский", установленную на Красной площади в Москве. Существует несколько вариантов композиции этих часов. Эрмитажный экземпляр, который можно увидеть на нашей выставке, относится к числу лучших образцов этой модели.

    Дополнением к часам часто служили бронзовые канделябры с изображением римских военных трофеев, увенчанных фигурой богини Славы, стоящей на шаре. Очень интересны парные канделябры "Флора", созданные неизвестным петербургским мастером по модели П.Ф. Томира. Радует глаз великолепное сочетание золоченой бронзы и малахитовой мозаики. Еще до открытия залежей тагильского малахита Демидов скупал небольшие партии этого поделочного камня и переправлял за границу. Обработкой по воле заказчика занимались многие ювелирные мастерские в Западной Европе.

    От Николая Никитича страсть к малахиту унаследовал его сын Анатолий. С открытием богатейшего месторождения этого минерала в Нижнем Тагиле он с середины 40-х годов становится признанным королем малахита. В 1847 году

    Анатолий Николаевич основал Петербургскую гранильную малахитовую фабрику. Все работы здесь выполняли мальчики из крепостных крестьянских семей в возрасте от 14 до 17 лет Они явили миру вершины мастерства, поражая красотой материала, разнообразием форм, качеством обработки камня. На выставке представлено несколько работ этой фабрики: малахитовая арка, рама, дарохранительница.

    А еще в выставочных залах посетители могут увидеть впервые вынесенные на всеобщее обозрение книги из библиотеки Никиты Акинфиевича Демидова. Он был одним из крупнейших библиофилов времен Екатерины Великой. В начале XIX века часть книг из коллекции отца сын Николай подарил Выйскому техническому училищу. В его библиотеке были книги по горнозаводскому делу, минералогии, географии, истории. Многочисленные пометки, оставленные владельцем на последних страницах, позволяют многое узнать об этом незаурядном человеке с широким кругозором, любознательном, деловом и практичном. Стиль помет и их содержание свидетельствует также и о самоуверенности читателя. С некоторыми замечаниями Никиты Акинфиевича могут познакомиться посетители нашей выставки.

    Представляет интерес и книжное собрание потомков Никиты Демидова. Комплектовалось оно на роскошной флорентийской вилле Сан-Донато, превосходившей своей роскошью дворцы европейской знати. В 50-х годах прошлого века этим занимался будущий художественный критик В.В. Стасов, в то время личный секретарь Анатолия Демидова. После продажи в 1880 году Павлом Павловичем Демидовым имения Сан-Донато была распродана и замечательная библиотека, часть которой оказалась затем в Нижнем Тагиле.

    Книги привлекают своим оформлением - великолепными гравюрами, изящными заставками, виньетками, титульными листами. На кожаных переплетах - тисненные золотом экслибрисы и инициалы владельцев. Книжное собрание Демидовых стало уникальным памятником культуры XVIII - XIX веков.

    Один из залов выставки посвящен родовому некрополю -Выйско-Никольской церкви. Некрополь просуществовал немногим более ста лет, в нем покоились тела пяти представителей рода Демидовых. Сейчас на месте разрушенной в советское время церкви стоит Дворец культуры "Юбилейный". Каждый экспонат здесь несет на себе печать скорби и трагизма.

Демидовские коллекции

    Зимой 1997-1998 гг. в Нижнем Тагиле проходила выставка, посвященная Демидовым, которая продолжалась почти семь месяцев. Ее посетили около 17 тысяч человек.

    Имя Демидовых в представлении не нуждается. Знакомая учительница, работающая в начальной школе, рассказала, что однажды она спросила у своих второклассников, кто такие Демидовы. Ребятишки бойко ответили, что они построили заводы и шахты. Но были "злыми и жестокими", "заставляли много работать". И еще - "делали фальшивые деньги"...

    Короче, выдали весь стереотип представлений о завоевателях Уральского края, в плену которого до недавнего времени находились и взрослые. Политизированная историография долгие годы представляла сподвижников Петра I как безжалостных эксплуататоров, потомки коих хоть малость и облагородились со временем, но в целом недалеко ушли от своих пращуров, насильственно сгонявших с родных мест в центральной России и переселявших на Урал целые деревни. Лишь относительно недавно правда о Демидовых не только как талантливых заводчиках или, говоря современным языком, организаторах производства, но и покровителях науки и искусств, радетелях о народном образовании и развитии ремесел, просветителях дышла из профессорских кабинетов и многотомных трудов.

    Да, разрабатывая недра, строя первые металлургические заводы, Демидовы сентиментальностью не отличались. И тем не менее как много они сделали для России! Разбросанные, разрозненные материалы, хранящиеся во многих музеях, воссоздают совсем иной облик представителей этой династии. Показать их во всей полноте, объективно - такую задачу поставили заведующая отделом музея-заповедника Светлана Клат и художники Владимир Родин и Александр Шлемов. За материалами они обратились в шестнадцать музеев. Увы, положительный ответ и готовность предоставить нужные экспонаты дали только шесть. Но кто! Эрмитаж, Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга и столичный Архитектурный имени Щусева. Плюс Зоологический Московского университета и Горный горного института из Северной Пальмиры. Кое-что нашлось в местном музее изобразительных искусств и в собственных экспозициях и запасниках. И все получилось наилучшим образом. Выставка разместилась в четырех залах и убедительно подтвердила идею устроителей: наследие Демидовых многогранно и уникально.

    Так какие же они, эти уральские заводчики? В музее есть несколько портретов представителей династии. На выставке галерея расширилась. Со стен смотрят сильные, властные мужчины. Только таким и было по плечу превратить непроходимую тайгу в горнозаводское гнездо - металлургический регион всей России. Даже не владея физиономистикой, нетрудно представить по портретам ум, живую мысль и энергию тех, с кого они писались. Такими они и были на самом деле - достойные выученики реформатора России.

Музыкальные дрожки, сработанные Е. Кузнецовым

Музыкальные дрожки, сработанные Е. Кузнецовым

    Единственный на выставке женский портрет - жемчужина живописной коллекции Демидовых - это акварель знаменитого Росси, с которой смотрит Аврора Карловна. Мы прекрасно знаем ее по большому полотну, экспонирующемуся в музее-заповеднике. Но, честное слово, этот миниатюрный, написанный в манере художников пушкинской поры, великолепен. Он передает не только изумительную красоту, но и ум, одухотворенность, сильный характер.

    Оказывается, о картинной галерее Демидовых и других коллекциях в Европе еще в прошлом веке знали и считали их наиболее значительными частными собраниями. К сожалению, к настоящему времени сохранилось далеко не все. Например, уникальная коллекция моллюсков (раковин) из Зоологического музея МГУ. Подаренная П.Г. Демидовым, учеником и поклонником известного естествоиспытателя Карла Линнея, она единственная сохранилась из обширного собрания после нашествия наполеоновских войск в 1812 году. Он же собрал и передал университету коллекции минералов, монет, эстампов. Его подарок - и плюс модели горного оборудования - составили целый музей -четыре зала! И если бы не страшные московские пожары, возможно, еще многое сохранилось бы на университетских стендах.

Каминный гарнитур, выполненный по заказу Н.Н. Демидова (рассказ ведет автор выставки Светлана Анатольевна Клат)

Каминный гарнитур, выполненный по заказу Н.Н. Демидова (рассказ ведет автор выставки Светлана Анатольевна Клат)

    В Эрмитаже хранится богатая коллекция предметов из малахита (часть их экспонировалась на прошедшей выставке). Причем сделаны они на демидовской фабрике крепостными и отличаются изящными формами, отличным вкусом, а главное - умением увидеть красоту камня, показать его во всем великолепии.

    "Угнетатели" Демидовы оставили след и в архитектуре. Сооружаемые ими административные и производственные здания, дворцы, дома отличаются большим вкусом и целесообразностью. Поддерживая тесные отношения и даже дружбу с выдающимися архитекторами своего времени, они оставили великолепные каменные шедевры. И не удивительно, что сегодня в домах уральских заводчиков размещаются высокие учреждения. Дом в Немецкой слободе - педагогический университет. Дворец Павла Акинфиевича в Нескучном саду - резиденция Президиума Российской Академии наук. Кстати, Нескучный тоже был коллекцией, представляющей мировую флору. А принадлежавший ему же гербарий насчитывал 4,5 тысячи растений. Гербарии и каталог к нему владелец тоже передал Московскому университету.

    Демидовы строили церкви, храмы, воспитательные дома, учебные заведения, госпитали. Уместно вспомнить, что и в Тагиле сохранились постройки, возведенные по их замыслу и на их средства. Это горно-металлургический колледж, здание поликлиники II больницы, которые функционируют по сей день, и другие. Музей архитектуры имени Щусева прислал для выставки большое количество подлинных чертежей и рисунков, полно представляющих эту сторону деятельности Демидовых.

    Наконец, о широте интересов представителей династии убедительно говорят книги из их семейных библиотек. Одним из крупнейших библиофилов называли современники Никиту Акинфиевича. Его собрание обширно по количеству, разнообразно по темам. Многие книги - с дарственными надписями авторов, что подтверждает личные контакты и даже дружбу со многими литераторами. Да и сами Демидовы не чуждались писательства. Объездив в течение более двух лет множество стран, Никита Акинфиевич издал "Журнал путешествий". В нем в яркой форме, демонстрируя тонкую наблюдательность, увлекательно рассказал о жизни, быте и нравах ряда народов.

    Все Демидовы собирали библиотеки. Одна из них после продажи имения в Сан-Донато проделала путь из Италии в Нижний Тагил. К сожалению, судьба демидовских книг тоже незавидна. Рассеялись, растерялись по свету. Но даже те, что сохранились, подтверждают широту интересов и самостоятельность суждения владельцев. Последний чистый лист в томике заполнялся впечатлением о прочитанном. Заметки поражают глубиной мысли и оригинальностью собственного мнения.

Портрет Авроры Карловны Демидовой, урожденной Шернваль (бумага, акварель 1840 г.). Автор - Эмилио Росси.    Фотографии, представленные на выставке, знакомят с кругом единомышленников владетелей земли уральской. Так, в одном из альбомов собраны портреты ста руководителей заводов, рудников, учебных заведений. Не надсмотрщики с батогами. Образованные, профессионально подготовленные, нередко из вчерашних крепостных людей. Следует напомнить (и это видно из материалов выставки), что Демидовы являлись основателями ряда средних и высших заведений. Так, Прокофий Акинфиевич основал первое в России коммерческое училище. Павел Григорьевич выступил одним из жертвователей на открытие Томского и Киевского университетов, основал (опять же первый) юридический лицей (ныне Ярославский университет имени Демидова).

    Архив за 200 лет... Из документов видно, как серьезно члены большой семьи управляли своей империей, как продумана была организация производства... Фамильные печати. Коллекции медалей. Одними отмечены сами Демидовы. Другие учреждены ими и награждались их подданные за старание, "радение к делу". Здесь же, на выставке, документ о Демидовской премии "За науку", на долгое время забытой, а теперь восстановленной по инициативе Уральского отделения РАН.

    Представление о роли Демидовых в жизни российского общества дополняют экспонаты, которые условно можно объединить словом "мемориал". Это, во-первых, фотографии и материалы, иллюстрирующие строительство церкви в русско-византийском стиле и собственного мемориала, воздвигнутого в Тагиле в 1835-1845 годах на Выйском поле. В нем покоились представители нескольких поколений. Каменные надгробья можно смело назвать шедеврами. Чего стоит одна "Плачущая Андромаха", отлитая в честь Елены Демидовой, урожденной Трубецкой. То же самое следует сказать о предметах, установленных в витринах склепа (преимущественно из малахита) или беломраморном распятии Христа, переданном в 1924 году музею, а позднее ставшем яблоком раздора между ним и церковью.

    Сегодня от церкви и некрополя остались лишь чертежи и фотографии. Храм и захоронения были взорваны... Теперь на этом месте выстроен Дворец культуры "Юбилейный".

    Особенно полно и ярко миссионерскую деятельность представителей династии характеризуют траурные штандарты. Кто только ни откликался и ни скорбел в связи с кончиной усопших: члены общества дешевых квартир и домов призрения, корпорации заводчиков и банкиров, попечители ночлежек и любители древнерусской письменности, персонал лечебных учреждений и труппа провинциальных актеров, преподаватели и воспитанники открытых "сердечностью благодетелей" институтов... В словах на траурных стягах - глубокое уважение и соболезнование, признательность за моральную поддержку и материальное "воспомоществование"...

Канделябр "Флора" из коллекции Демидовых (бронза золоченая, малахит-мозаика. 1820 г.)    Много интересного и даже неожиданного встретилось на выставке "Демидовские коллекции". Но, судя по наблюдениям и отзывам, никого не оставили равнодушными музыкальные дрожки, "сработанные" нашим земляком Егором Кузнецовым. Они одни - целая музейная выставка, которой предпосланы слова самого умельца: "... По самоохотной выучке и любопытному знанию". Слова эти начертаны на приборной панели дрожек, которые в 1801 году их "делатель во время коронации Александра I подарил его матери - вдовствующей императрице Александре Федоровне. Приходится повториться, но иного более точного определения нет. Музыкальные дрожки уникальны. Механический орган, исполняющий несколько мелодий, верстомер, великолепная роспись, которую сделал тоже тагильский мастеровой - Сидор Дубасников - это все говорит об исключительном таланте наших земляков. Так почему экспонат хранится в Эрмитаже, где чудес и без того хватает, а не в городе мастеров, которые сродни Кузнецову? Да и сама направленность музея-заповедника говорит за то, что дрожкам место в Тагиле! Это не идея автора, а коллективное мнение, которое сложилось из высказываний как специалистов-музейщиков, краеведов, так и посетителей. До сих пор транспортное средство Кузнецова на его родине видели лишь на фотографии. Так, может, поменяться с питерцами: мы им - фото, они нам - экспонат, который пополнит шеренгу машин и механизмов, до которых так охочи были уральские мастеровые. Наверное, общественности города, руководству музея надо подумать над восстановлением и этой исторической правды.

    Ну, а выставка завершена. Для школьников, студентов ее залы стали учебным классом. Выставку высоко оценили не только друзья музея, но и специалисты: участники Демидовской ассамблеи, музейщики из Екатеринбурга. И право же, досадно, что мы ленивы и нелюбопытны. Ну почему только 17 тысяч? Почему не больше пришли в старые стены и прикоснулись к прошлому, прочитали набело переписанные листы истории? Ведь когда на закрытии художник М. Дистергефт, декан худграфа Л. Лебедева и преподаватель того же пединститута искусствовед Г. Курманаевская да и многие, многие другие (в том числе и сам Б. Пиотровский - хранитель Эрмитажа в книге отзывов) называли выставку явлением, уникальным событием, отмечали высокий научный уровень, эстетику и взаимосвязь экспонатов, они вовсе не завышали оценку. Как Демидовская ассамблея собрала ученых, так эта выставка - первый и удачный шаг к объединению разрозненного и разбросанного по СНГ и миру культурного наследия династии - бесценных коллекций. И надо сказать, в стены музея они очень органично вписываются. Тонкий вкус оформителей точно воссоздал эпоху. Специально выполненные витрины, оформление окон, наконец, даже цвет портьер - все вводит в то время, когда жили представители клана, так много сделавшего для России.

    А возвращаясь к идее репатриации дрожек, повторю: надо думать. Надо побороться за их возвращение. Ну, а Эрмитаж... Он, право же, не обеднеет.

Маргарита ЛИТВИНОВА.

    Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.05.1998.

Бесценные экспонаты в Нижнем Тагиле

    17 августа 1997 г. в Нижнем Тагиле начала работу выставка "Демидовские коллекции в музеях России". Ее открытие связано с юбилеем нашего города.

    Крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга, такие как: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Музей архитектуры им. А.В. Щусева и другие - сделали для тагильчан настоящий подарок, предоставив из своих фондов бесценные экспонаты. Среди них почетное место занимают "музыкальные" дрожки, изготовленные нашим земляком Е.Г. Кузнецовым. Музыкальными они называются потому, что за сидениями пассажиров установлен орган, исполняющий при движении дрожек шесть музыкальных произведений. Кроме того, позади органа располагается верстомер с шестью циферблатами - прообраз современного спидометра. Все эти сложные механизмы изготавливались талантливым мастером в течение 16 лет. К художественному оформлению этого экипажа приложил руку и другой уральский самородок, крепостной художник Сидор Дубасников. Закончив свой многолетний труд, Е.Г. Кузнецов подарил дрожки императрице Марии Федоровне, она в качестве награды освободила его от крепостной зависимости. После реставрации дрожек, которой занимались специалисты Государственного Эрмитажа, при большом скоплении народа прошло их опробирование на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Только плохая погода помешала сделать то же самое в Нижнем Тагиле. Кроме "музыкальных" дрожек из фондов Эрмитажа в Тагил было доставлено 28 экспонатов, связанных с семьей Демидовых. Например, бронзовый каминный гарнитур с часами "Минин и Пожарский" и двумя большими канделябрами. Все это изготовлено известным парижским бронзовщиком П.-Ф. Томиром. Мастера петербургской Демидовской фабрики малахитовых изделий изготавливали из уральского камня великолепные изделия, коллекция которых также представлена на выставке.

    Посетители могут познакомиться здесь с картинами кисти русских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Есть на выставке экспонат, который еще нигде не демонстрировался: портрет Авроры Демидовой - Карамзиной (автор Э. Росси) доставлен из фондов Государственного Русского музея. Здесь же демонстрируются гравюры из коллекции уже упоминавшегося выше художника Сидора Дубасникова.

    Впервые вниманию зрителей предлагаются экспонаты из фамильной усыпальницы Демидовых - разрушенной в Тагиле Выйско-Никольской церкви.

    Зоологическим музеем МГУ на выставку представлена уникальная коллекция, единственно уцелевшая после пожара Москвы в 1812 году, часть обширного кабинета натуральной истории, который Демидовы безвозмездно подарили Московскому Императорскому университету.

    В общем, о выставке, которая располагается в здании бывшего Горсовета и продлится до 17 января, можно много еще рассказывать, но лучше все увидеть своими глазами.

Т. ЮРЬЕВ.

Литература: Газета "Тагильский металлург", ноябрь 1997.

Главная страница