И старость – в радость!
30 марта 1999 года исполнилось 75 лет Нижнетагильскому краеведческому музею. Уже несколько поколений тагильчан знают его с детства, а гости непременно посещают как одну из главных достопримечательностей города.
Возникновение его связано с деятельностью Тагильского общества изучения местного края (ТОИМК), созданного в 1923 году. Это одно из краеведческих обществ, которые появлялись повсеместно в нашей стране по указанию советского правительства. При Наркомпросе даже был создан специальный музейный отдел. Это и предопределило создание краеведческих музеев.
В те годы они возникали сотнями, но не все дожили до наших дней и приобрели национальное значение. Нижнетагильский краеведческий, открывшийся 30 марта 1924 года, дал толчок собирательской и исследовательской работе не только в Тагиле, но и в целом регионе, который сегодня мы называем Горнозаводским округом.
Вездесущие краеведы проникали в самые потаенные уголки города и окрестностей, залезая в подвалы и на чердаки старых особняков и господских домов. Там были обнаружены фамильные портреты и бюсты Демидовых, магнитные штуфы, оправленные бронзой и медью, овальный медный стол. Оттуда к нам пришли знаменитые "тагильские находки" - письма Карамзиных и Мадонна, предположительно, кисти Рафаэля. Население несло старую утварь, монеты и бумажные деньги, предприятия сдавали образцы своей продукции. Но первыми были минералы и палеонтологические находки из музея Горнозаводского треста (бывшего заводского, демидовского).
Экспозиция музея в 1920-е годы
Первым директором открытого при советской власти музея стал Александр Николаевич Словцов, преподаватель горно-металлургического техникума и один из активных участников ТОИМК(а). Для обустройства выделили старый купеческий дом на улице Шамина (ныне Карла Маркса). В 1924 году здесь насчитывалось 1173 уникальных экспоната и 300 предметов музейного значения. Это кажется мало сейчас, потому что позднее самые опытные музейные сотрудники собирали до 2000 единиц хранения в год. А сегодня все музеи, входящие в состав заповедника горнозаводского дела Среднего Урала, хранят уже более 500 тысяч.
Это одно из крупнейших собраний на Урале и одно из самых интересных в провинциальных музеях России. Наш заповедник добился звания музея национального значения (таких всего несколько десятков из многих тысяч в стране).
И все же краеведческий - крупнейшая жемчужина в его ожерелье. Надо помнить, что он вырос на благодатной почве музея, основанного Демидовыми почти 160 лет назад, и продолжает экспонировать те предметы, которые присылали сюда заводовладельцы вплоть до закрытия музея в 1908 году в связи с экономическим кризисом. А потому наш краеведческий имеет право, как вторая городская больница, именоваться Демидовским.
Возможно, ему пора дать это имя официально. И поставить задачу собрать наследие Демидовых не только в стране, но и по всему миру. Ведь все, что сделали, накопили, собрали представители этой династии в разных поколениях, являет собой большую ценность и является государственным достоянием. Если бы мы смогли получить хотя бы десять процентов демидовских ценностей, наш город превратился бы сразу в третий центр музейного значения, после Москвы и Санкт-Петербурга.
А почему именно Нижний Тагил, а не Петербург, Москва, Тула, Флоренция, должен стать хранилищем былых сокровищ?
В Туле остались только "отеческие гробы" Никиты и Акинфия Демидовых, в Москве – только здания. Содержимое последнего прибежища Демидовых на флорентийской земле - поместье Пратолино - было продано в 1969 году наследником уральских магнатов и сербских королей Карагеоргиевичей. В Петербурге сохранились здания, но предметы искусства, которые владельцы продали еще при жизни, обитают в государственных хранилищах. А вот Нижний Тагил сохранил музей, созданный Павлом и Анатолием Демидовыми. Здесь есть здания, построенные по их указанию, завод, который дал название городу. Да и сам Тагил строился как столица "Демидовской империи" со всей необходимой инфраструктурой. Здесь был заложен и фамильный некрополь, уничтоженный, к великому сожалению, вместе с Выйско-Никольской церковью. Храмы, как мы уже знаем, восстанавливаются, но прах, развеянный взрывом по ветру, нет.
И тем не менее, Нижний Тагил больше других городов имеет право на Демидовское наследие, как бы это утопично сейчас не звучало. А наш краеведческий музей - серьезный аргумент в пользу такого решения.
На снимках: Экспозиция музея в 1920-е годы, Крест напрестольный. Малахит, золото, аметист. 1854 год. Из фондов музея.
Александр СМИРНОВ.