В бронетанковом семействе прибыло

    Это место в музее бронетанковой техники УВЗ как будто ждало новый экспонат. Остальным пришлось немного потесниться, чтобы рядом с Т-90 встал "объект 765", изготовленный в 1974 году на Челябинском тракторном заводе. В серийном исполнении машина известна как БМП-1. Это первое изделие такого класса в мире и вторая машина, которую наше предприятие получает из Челябинска. Ранее на производственных площадях Уралвагонзавода был успешно восстановлен и передан в заводской музей "объект 781" БМПТ – прадедушка "Терминатора". Сегодня в музее УВЗ – уже 16 машин.

Танк в музее УВЗ

Танк в музее УВЗ

    – Идея создания боевой машины, которая бы позволяла пехоте наступать на обороняющегося противника, используя свое штатное орудие, и при этом оставаться защищенной от пуль и осколков, появилась в середине 1960-х годов, – рассказывает научный сотрудник Выставочного комплекса УВЗ Светлана Неймышева. – На конкурсной основе был выполнен ряд научно-исследовательских работ, конструкторских проектов. Экспериментальные образцы получились разными: гусеничные, колесно-гусеничные, колесные. Все они могли плавать и имели одинаковое вооружение: установленное в одноместной башне 73 мм орудие "Гром", стреляющее кумулятивной гранатой, спаренные с ним пулемет и противотанковая управляемая ракета "Малютка". Победителем конкурса стала боевая машина пехоты, разработанная конструкторским бюро Челябинского тракторного завода. Эта машина и была принята в производство под индексом "БМП-1". Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод для разворачивания крупносерийного производства, а на ЧТЗ оно было постепенно свернуто. К 1971 году производство на Курганском заводе было освоено, но корпуса и башни продолжали отливать на Челябинском заводе имени Серго Орджоникидзе. В 1971 году за организацию производства машины пехоты коллектив завода Курганмаш был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Челябинская БМП-1 прошла множество испытаний, в том числе на прочность: на броне остались следы от снарядов. На ней были опробованы передовые технологии, внедрены различные технологические и конструкторские доработки. Машина отработала свой ресурс и готовилась к списанию и последующему уничтожению. К счастью, она была вовремя передана Уралвагонзаводу для восстановления с последующим экспонированием в Выставочном комплексе.

    Основные работы по воссозданию изделия БМП-1 ("объекта 765") проводились в цехе 130. Уралвагонзаводцам пришлось выполнять оригинальные производственные задачи, но подразделения механосборочного производства отлично справились с работой. В цехе 640 выполнили имитацию бортовых экранов, в 630-м изготовили торсионы и пружины для боевой машины пехоты. Две демилитаризованные автоматические 30-мм пушки 2А72 и одну гладкоствольную пушку 2А28 "Гром" принял на баланс Нижний Тагил, затем эти орудия были переданы в музей бронетанковой техники Уралвагонзавода.

    За большой вклад в пополнение выставочной экспозиции музея УВЗ были награждены грамотами и подарками мастер цеха 130 Дмитрий Вахрушев и ведущий специалист КБ МАП (12) Андрей Анохин. Большое содействие в восстановлении внешнего облика двух уникальных образцов бронетанковой техники БМПТ и БМП оказали исполнительный директор Уралвагонзавода Владимир Рощупкин, начальник ГРАУ Министерства обороны РФ Николай Паршин.

    КСТАТИ

    БМП-1 серийно выпускалась и стояла на вооружении Советской армии с 1966 по 1983 год. Эта первая машина данного класса в мире и первая советская серийная боевая бронированная плавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава, ведения боевых действий, огневой поддержки мотострелков при действиях в пешем порядке. БМП-1 до сих пор находится на вооружении многих стран мира, имеет возможность без специальной подготовки с ходу преодолевать водные препятствия, обладает значительной боевой мощью, высокими показателями подвижности, защищенности, живучести. Экипаж – три человека, масса – 12,5 тонны.

Марина КАРАЧЕВА.

    Фото Ольги Пермяковой.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 24.08.2018, №33.

 

Главная страница