Всё начинается с металлургии

    История уральской металлургии берет свое начало с 1701 года, когда Каменский и Невьянский заводы выпустили свой первый чугун. И вскоре царь Петр I передал эти земли Никите Демидовичу Антуфьеву, нам известному как Демидов. Во многом благодаря уральской металлургии, Россия не только стала великой державой, отстояла свою независимость, но и вступила в современный век, сохранив свой могучий промышленный потенциал.

Урал – на защите Родины

    Еще с петровских времен все русские победы на поле брани ковались уральским оружием: Полтавское сражение, Бородинская битва, Брусиловский прорыв, Курская дуга. Россия быстро ощутила роль своей новой металлургической базы: шведов под Полтавой полки Петра Первого громили оружием, сделанного из металла уральских заводов. Известный уральский горный инженер Николай Штейнфельд имел все основания заявить на исходе XIX века: "В течение 200 лет вся Россия пахала и жала, ковала, копала и рубила изделиями его заводов. Она носила на груди кресты из уральской меди, ездила на уральских осях, стреляла из ружей уральской стали, пекла блины на уральских сковородах, бренчала уральскими пятаками в кармане. Урал удовлетворил потребности всего русского народа".

    Выдающуюся роль сыграла металлургия Урала в годы Великой Отечественной войны. Ее доля в производстве советской боевой техники и вооружений составляла более 50%. Сегодня металлурги Уралвагонзавода продолжают дело своих предков – тагильские боевые машины известны по всему миру своей мощью и надежностью. С тех пор и по сегодняшний день танки Уралвагонзавода – бронированный щит Российской Федерации.

Металлурги Уралвагонзавода – основатели и создатели

    О них написано не так много книг и статей. Они не стремились к известности, а только занимались любимым делом. Делом всей их жизни.

    Николай Ильич Агапов – инженер-литейщик. Прошел на Уралвагонзаводе путь от специалиста до заместителя начальника цеха крупного стального литься (1973 год). Один из авторов разработки технологии изготовления основных несущих деталей тележки полувагона: боковой рамы, надрессорной балки, корпуса автоматической сцепки боковых вагонов. Эта технология была принята на всех заводах СССР, изготавливающих аналогичное литье. Инженерные идеи Агапова актуальны и в настоящее время.

металлургическое производство УВЗ

Металлургическое производство УВЗ

    Петр Егорович Алексеев – инженер-металлург по обработке металлов давлением. Посвятил всю свою трудовую жизнь развитию металлургии на нашем предприятии – от техника-технолога до начальника кузнечного производства (1984 год) металлургического завода "ПО Уралвагонзавод". Принимал участие в разработке и внедрении поточных механизированных высокопроизводительных линий штамповки на кривошипных ковочно-штамповочных прессах с применением индукционных электронагревательных установок. Инициатор создания на базе радиально-ковочной машины полного технологического автоматизированного комплекса ковки поковок вагонных осей с программным управлением, внедрения единственной в стране технологии ковки вагонных осей высокой точности.

    Георгий Илларионович Баженов – техник-технолог по специальности "Холодная обработка металлов давлением". Начинал работать электриком, прошел путь до начальника цеха крупного стального литья (1970-1981 гг.). Один из основных разработчиков технологии изготовления литых деталей тележки полувагона, позволяющей получать узел, работающий в автоматическом режиме со 100% надежностью, при этом детали при изготовлении не подвергались механической обработке. Принимал участие в разработке технологии изготовления броневого литья весом от нескольких килограммов до одной тонны.

Металлургическое производство УВЗ

Металлургическое производство УВЗ

    Валентин Брониславович Бамбулевич – кандидат технических наук. Прошел путь от мастера до начальника Центральной заводской лаборатории на Уралвагонзаводе (1978-1999 гг.), а позже возглавил Центр исследований и испытаний металлов. Руководил работами по созданию новых марок низколегированных нестареющих сталей. Автор 52 печатных работ.

    Лазарь Исаакович Берштейн – кандидат технических наук. Начал работать на Уралвагонзаводе слесарем паровозоремонтных мастерских (1943 год). А в 1960-м его назначили начальником бюро специальных сталей отдела главного металлурга. Участвовал в разработке и внедрении новых сталей повышенной прочности для деталей вагоностроения, создании стали для бронежилетов повышенной стойкости, технологии термической обработки танковой брони. Автор 166 печатных работ.

    Сергей Поликарпович Бочаров – инженер-металлург. С 1982 по 1990 год – главный металлург Уралвагонзавода. Создал участок по производству литья по выплавляемым моделям, осваивал отливки из антифрикционных чугунов, производство чугунной дроби, внедрял новую технику и технологии. Организовал усталостные испытания вагонных деталей, внедрил спектральный анализ по ходу плавки в мартеновском цехе.

    Александр Николаевич Валов – инженер по специальности "Литейное производство цветных металлов". Работал и начальником ОТК Уралвагонзавода по металлургическим и заготовительным цехам, и начальником цеха точного литья. Внес вклад в обеспечение производства УВЗ и ряда заводов отрасли точными литыми заготовками.

    Евгений Степанович Кузнецов – техник-технолог. Прошел путь на УВЗ от лаборанта до начальника металлургического цеха УВЗ (1957-1969 гг.). Участвовал в разработке технологии и освоении массового конвейерного производства литых траков для гусениц танков Т-34 и Т-54.

    Юрий Николаевич Малыгин – инженер-металлург. Главный инженер Уралвагонзавода (1979-1986 гг.), главный инженер УКБТМ (1987-1990 гг.). Специалист в области металловедения и термической обработки сталей для деталей машиностроения. Возглавлял строительство и реконструкцию на УВЗ металлургических цехов: кузнечного, термического, цеха точного стального литья, что позволило предприятию в короткие сроки поставить на конвейер новые образцы бронетанковой и вагонной техники.

    Алексей Константинович Прохоров – техник-технолог. С 1953 по 1971 год – начальник мартеновского цеха УВЗ. Участвовал в реконструкции трех мартеновских печей, что позволило увеличить стойкость главных сводов с 250 до 400 плавок, поднять средний вес плавок с 57 до 63 тонн. Все опытные работы велись без снижения объемов производства мартеновского цеха.

    Не хватит места, чтобы отметить всех выдающихся металлургов Уралвагонзавода. В истории предприятия таких людей немало: Алексей Васильевич Забайкин, Михаил Михайлович Ткачев, Владислав Юльевич Щербаков, Станислав Павлович Юшков, Михаил Алексеевич Юминов, Лев Ханаанович Ройтман и многие другие.

Новое поколение создает историю

    В настоящее время в металлургии Уралвагонзавода продолжаются модернизация производства и освоение новых технологий. На сегодняшний момент предприятие освоило выпуск более 40 моделей подвижного состава, ряд серийных и перспективных моделей боевых машин и дорожно-строительной техники. Успех УВЗ – это успех всех производств, в том числе и металлургического.

    Только за ближайшие десять лет у металлургов произошли значительные изменения, которые облегчили условия труда и увеличили количество и качество производимых деталей. Литая или кованая продукция марки "УВЗ", как и в свое время "Старый соболь" Демидовых, востребована во многих странах. Качество высочайшего уровня.

    Уже новое поколение руководителей, инженеров и рабочих из металлургического производства создает историю Уралвагонзавода. Это начальник цеха 390 Анатолий Шарапов, начальник цеха 780 Василий Ливар, главный металлург Хакимджан Байков, начальник литейного корпуса 560 Валерий Мороз, главный инженер металлургического производства Вадим Кураев, главный специалист по литейному производству Николай Давыдов и другие металлурги УВЗ.

    – Когда я пришел работать на Уралвагонзавод в 1985 году мастером в цех 564, то это была совсем другая металлургия, – рассказал Николай Давыдов. – Все машиностроение начинается с металлургии. Если мы говорим о развитии машиностроительной отрасли, о выпуске инновационных изделий, то в первую очередь мы говорим о развитии металлургии. Взять, к примеру, цехи 390, 562, 565. Там запущено такое современное оборудование, о котором я не мог и представить в начале карьеры. Модернизация не должна останавливаться, иначе мы отстанем от технологического прогресса. Люди, с которыми мне посчастливилось работать, любят дело своей жизни всей душой. Для меня металлургия УВЗ и есть моя жизнь. Я верю в ее прекрасное будущее.

По материалам энциклопедии "Металлурги Урала" подготовила Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВОЙ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 13.07.2018, №27.

 

Главная страница