Танковый Калашников

    Нечасто звучит, и наверняка не все представители молодого поколения знают, что в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Нижний Тагил был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения.

    Именно танкостроителям посвящена данная публикация

    Неизвестные ранее широкой общественности факты о знаменитом индийском контракте Т-90С предоставлены пресс-службой АО "НПК Уралвагонзавод".

    История этого танка неотделима от судьбы Владимира Ивановича Поткина, которого называли "Танковый Калашников". Он не родился в Нижнем Тагиле, но главное дело всей своей жизни осуществил именно в нашем городе.

Владимир Поткин (слева) в Индии. 1999 г.

Владимир Поткин (слева) в Индии. 1999 г.

Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90. 1998 г.

Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90. 1998 г.

    С 1971 года Владимир Иванович трудился на Уральском вагоностроительном заводе им. Дзержинского Миноборонпрома. За 16 лет прошел путь от старшего инженера-конструктора отдела "520" до главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.

    На этой должности он проработал 12 лет: один из самых сложных периодов для всей оборонной промышленности России. Однако Поткин сумел не только сохранить завод, но и подарить стране чудо-машину. Ровно 20 лет назад, 17 мая 1999 года, первые три танка были отправлены на испытания в Индию.

"Грозный" или "Владимир"

    Впервые стали известны подробности контракта УВЗ с Индией на поставку танков Т-90С.

    Он был заключен в 2001 году, но этому предшествовала настоящая битва танкостроителей за свое "детище" – экспортный вариант танка Т-90.

    Индийцы назвали нашу машину BHISHMA – "Грозный". Но в России она больше известна как "Владимир".

    Именно такое название было присвоено уникальному танку решением правительства Российской Федерации по просьбе заводчан. В честь главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина.

Отправка трех машин в Индию. 1999 г.

Отправка трех машин в Индию. 1999 г.

Владимир Поткин

Владимир Поткин

    Как и создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин, Владимир Поткин за свой танк отдал жизнь.

    Вот как вспоминает о своем руководителе Игорь Баранов, который был в те годы заместителем главного конструктора:

    – Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность своих подчиненных. Провинившимся он не читал мораль, не стыдил, не угрожал. Посмотрит тяжелым взглядом, скажет пару слов не для печати, и тому на полжизни хватает.

Министр обороны Индии Джордж Фернандес на отправке партии танков Т-90С в Индию. 2001 г.

Министр обороны Индии Джордж Фернандес на отправке партии танков Т-90С в Индию. 2001 г.

    Как-то в столе одного из руководителей КБ коллеги обнаружили большую фотографию Поткина. В ответ на ехидные вопросы тот сказал: "Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плеткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!"

Сгорел на работе

    17 мая 1999 года УКБТМ и Уралвагонзавод прощались со своим главным конструктором Поткиным. Он скончался за столом в своем кабинете, не выдержав запредельных нагрузок.

Первый Т-90 индийской сборки в Авади. 2009 г.

Первый Т-90 индийской сборки в Авади. 2009 г.

    А в это время самолеты с опытными танками Т-90С улетали в Индию. И то, что машины были собраны и отправлены в срок, было практически чудом, в которое мало кто верил.

    Танки с блеском прошли сложнейшие испытания в пустыне Тар.

    Контракт с индийской стороной после долгих и сложных согласований был заключен. Решающую роль в этом сыграл визит в октябре 2000 года в Индию президента РФ Владимира Путина. Так что имя "Владимир" почти магическое для этого танка.

Индийский контракт по производству танков выполнен. 2002 г.

Индийский контракт по производству танков выполнен. 2002 г.

    Даже у индийцев вначале была мысль назвать танк этим именем в честь Поткина. Так предложил министр обороны Индии. Настолько заказчиков впечатлили деловые и личностные качества главного конструктора.

Гостям из Индии в Нижнем Тагиле выдали шапки и валенки. 1998 г.

Гостям из Индии в Нижнем Тагиле выдали шапки и валенки. 1998 г.

    – Это был настоящий русский мужик: молчаливый, настойчивый, умный, грамотный. А Бхишму они чтят как богатыря, который обеспечил свободу и независимость индийского народа. Вот они подвиги богатыря Бхишмы и перенесли, так сказать, на танк Т-90С с надеждой, что он окажется таким же богатырем, – вспоминал в интервью корреспонденту ТАСС генерал-полковник Сергей Маев, который в те годы возглавлял ГАБТУ и курировал этот контракт.

    "Железный Бхишма" не подвел. Сергей Маев также отмечает: "Машина приобрела очень большой авторитет не только в вооруженных силах Индии, но и во всех странах мира. Через два года после заключения контракта востребованность танка для реализации за рубеж составила около 1000 единиц".

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.

Подготовила к печати Анжела ГОЛУБЧИКОВА.

    ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ УРАЛВАГОНЗАВОДА.

    Фото в газете "Тагильский рабочий" публикуются впервые.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.05.2019.

 

Главная страница