Танковый Калашников
Нечасто звучит, и наверняка не все представители молодого поколения знают, что в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Нижний Тагил был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения.
Именно танкостроителям посвящена данная публикация
Неизвестные ранее широкой общественности факты о знаменитом индийском контракте Т-90С предоставлены пресс-службой АО "НПК Уралвагонзавод".
История этого танка неотделима от судьбы Владимира Ивановича Поткина, которого называли "Танковый Калашников". Он не родился в Нижнем Тагиле, но главное дело всей своей жизни осуществил именно в нашем городе.
Владимир Поткин (слева) в Индии. 1999 г.
Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90. 1998 г.
С 1971 года Владимир Иванович трудился на Уральском вагоностроительном заводе им. Дзержинского Миноборонпрома. За 16 лет прошел путь от старшего инженера-конструктора отдела "520" до главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.
Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.
На этой должности он проработал 12 лет: один из самых сложных периодов для всей оборонной промышленности России. Однако Поткин сумел не только сохранить завод, но и подарить стране чудо-машину. Ровно 20 лет назад, 17 мая 1999 года, первые три танка были отправлены на испытания в Индию.
"Грозный" или "Владимир"
Впервые стали известны подробности контракта УВЗ с Индией на поставку танков Т-90С.
Он был заключен в 2001 году, но этому предшествовала настоящая битва танкостроителей за свое "детище" – экспортный вариант танка Т-90.
Индийцы назвали нашу машину BHISHMA – "Грозный". Но в России она больше известна как "Владимир".
Именно такое название было присвоено уникальному танку решением правительства Российской Федерации по просьбе заводчан. В честь главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина.
Отправка трех машин в Индию. 1999 г.
Владимир Поткин
Как и создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин, Владимир Поткин за свой танк отдал жизнь.
Вот как вспоминает о своем руководителе Игорь Баранов, который был в те годы заместителем главного конструктора:
– Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность своих подчиненных. Провинившимся он не читал мораль, не стыдил, не угрожал. Посмотрит тяжелым взглядом, скажет пару слов не для печати, и тому на полжизни хватает.
Министр обороны Индии Джордж Фернандес на отправке партии танков Т-90С в Индию. 2001 г.
Как-то в столе одного из руководителей КБ коллеги обнаружили большую фотографию Поткина. В ответ на ехидные вопросы тот сказал: "Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плеткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!"
Сгорел на работе
17 мая 1999 года УКБТМ и Уралвагонзавод прощались со своим главным конструктором Поткиным. Он скончался за столом в своем кабинете, не выдержав запредельных нагрузок.
Первый Т-90 индийской сборки в Авади. 2009 г.
А в это время самолеты с опытными танками Т-90С улетали в Индию. И то, что машины были собраны и отправлены в срок, было практически чудом, в которое мало кто верил.
Танки с блеском прошли сложнейшие испытания в пустыне Тар.
Контракт с индийской стороной после долгих и сложных согласований был заключен. Решающую роль в этом сыграл визит в октябре 2000 года в Индию президента РФ Владимира Путина. Так что имя "Владимир" почти магическое для этого танка.
Индийский контракт по производству танков выполнен. 2002 г.
Даже у индийцев вначале была мысль назвать танк этим именем в честь Поткина. Так предложил министр обороны Индии. Настолько заказчиков впечатлили деловые и личностные качества главного конструктора.
Гостям из Индии в Нижнем Тагиле выдали шапки и валенки. 1998 г.
– Это был настоящий русский мужик: молчаливый, настойчивый, умный, грамотный. А Бхишму они чтят как богатыря, который обеспечил свободу и независимость индийского народа. Вот они подвиги богатыря Бхишмы и перенесли, так сказать, на танк Т-90С с надеждой, что он окажется таким же богатырем, – вспоминал в интервью корреспонденту ТАСС генерал-полковник Сергей Маев, который в те годы возглавлял ГАБТУ и курировал этот контракт.
"Железный Бхишма" не подвел. Сергей Маев также отмечает: "Машина приобрела очень большой авторитет не только в вооруженных силах Индии, но и во всех странах мира. Через два года после заключения контракта востребованность танка для реализации за рубеж составила около 1000 единиц".
Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.
Подготовила к печати Анжела ГОЛУБЧИКОВА.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ УРАЛВАГОНЗАВОДА.
Фото в газете "Тагильский рабочий" публикуются впервые.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.05.2019.