И в космосе, и на земле: Уралкриомаш осваивает новый рынок
В конце 2017 года Президент РФ Владимир Путин по итогам совещания о развитии проектов производства сжиженного природного газа (СПГ) утвердил перечень поручений правительству страны. Один из приоритетов – обеспечение импортозамещения в сфере технологий и оборудования, необходимых для производства, транспортировки, хранения и использования СПГ. Первым и пока единственным в России разработку и производство оборудования для транспортировки и хранения криогенных (сжиженных) продуктов, в том числе и СПГ, освоил АО "Уралкриомаш", входящий в Корпорацию УВЗ.
Пионеры криогеники
В январе 1953 года на Уралвагонзаводе для разработки конструкции криогенных цистерн и технологии их изготовления были созданы две рабочие группы: конструкторов во главе с Веремьевым и технологов под руководством Трутнева. Они стали пионерами в развитии отечественной криогеники.
В то время перед страной стояла амбициозная задача освоения космического пространства. Криогенщикам УВЗ было поручено организовать серийное производство железнодорожных цистерн для доставки на космодром жидкого кислорода – компонента топлива для космических ракет. Задача была выполнена. Первой разработкой тагильских инженеров стала железнодорожная цистерна для жидкого кислорода 8Г52.
Позже специалисты ОКБ-250 (Уралкриомаш) совместно с уралвагонзаводцами участвовали в создании десятков действующих систем заправки, транспортировки и хранения топлива для различных ракетоносителей. Используются они на всех стартовых площадках космодромов нашей страны, на знаменитом "Гагаринском старте", международном морском старте "See Launch" и в зарубежных космических центрах. А сейчас и на новом российском космодроме Восточный.
Новое время – новые задачи
После распада СССР о космической тематике в России забыли почти на 15 лет. Крупнейший космодром Байконур оказался на территории Казахстана. Тогда руководство УВЗ приняло стратегически правильное решение о расширении линейки продукции общепромышленного назначения. Зимой 1993 года был собран первый опытный образец новой разработки – цистерны модели 15-145 для перевозки светлых нефтепродуктов, созданной специалистами УКБВ и КБ "Уралкриомаш".
Следующим шагом на рубеже двух тысячелетий стали разработка и производство на Уралкриомаше контейнеров-цистерн (танков-контейнеров). В первое время рынка сбыта этой продукции не было, мало кто представлял, насколько универсальным является это изделие. Контейнер-цистерна (КЦ) позволяет перевозить продукт практически любым видом транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским и речным. Первая КЦ была создана для перевозки сжиженного углеводородного газа, затем для сжиженных химических продуктов и т.д. Через несколько лет потребность отечественного рынка в танках-контейнерах возросла настолько, что и на других предприятиях России начали осваивать производство этих изделий. В настоящее время заводы отрасли могут производить всего одну-две модели КЦ для одного из продуктов. И только на Уралкриомаше накоплен богатейший опыт разработки и выпуска вагонов-цистерн, контейнеров-цистерн и стационарных емкостей для всевозможных продуктов. Один из пунктов политики Уралкриомаша – индивидуальная работа с каждым заказчиком вне зависимости от количества требуемых изделий. К примеру, сейчас по заказу одного из зарубежных партнеров специалисты УКМ работают над созданием новой модели контейнера-цистерны для химических продуктов (диметилового эфира) КЦ-25/1,2 из нержавеющей стали.
Современная криогеника
Что касается развития криогенного производства, то оно на Уралкриомаше не останавливалось даже в самые сложные времена. Конструкции вагонов-цистерн, стационарных емкостей совершенствуются. Это позволило тагильским криогенщикам включиться в работу по созданию первого российского космодрома Восточный и обеспечить предприятие контрактами на десять лет вперед. Наряду с выполнением заказов для Роскосмоса Уралкриомаш пополняет линейку криогенных изделий и наращивает объемы производства гражданской продукции.
Криогенная емкость для СПГ
– Около десяти лет назад в России был дан старт проекту по созданию газотурбовоза – магистрального железнодорожного локомотива, работающего на сжиженном природном газе. Уралкриомаш принял непосредственное участие в этом проекте, разработав и изготовив бортовые криогенные емкости газотурбовозов ГТ1-001 и ГТ1h-002, – рассказал заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО "Уралкриомаш" Павел Забродский. – Опыт эксплуатации газотурбовозов Российскими железными дорогами, а также анализ мировых тенденций развития энергетики показали, что тематика СПГ является наиболее перспективным направлением криогеники. Поэтому тема производства оборудования для транспортировки и хранения СПГ определена в качестве приоритета развития предприятия. Внутренний российский рынок СПГ сейчас только начинает формироваться, но есть уверенность в том, что эта тема будет активно развиваться, так как она находится в зоне внимания руководителей всех уровней власти, вплоть до главы государства, и данные в конце 2017 года поручения Президента РФ наглядно это подтверждают. Уралкриомаш на сегодняшний день одно из немногих предприятий, которое уже производит и предлагает заказчикам широкий ряд изделий для перевозки и хранения сжиженного природного газа. Уверен, что предприятие займет эту нишу на рынке СПГ.
Есть и первые заказы. В адрес АК "Железные дороги Якутии" отправлена первая партия инновационного изделия для транспортировки и хранения СПГ – контейнеров-цистерн КЦМ-40/0,7. Для завода по производству СПГ на Сахалине Уралкриомаш изготовил стационарные емкости объемом 50 кубических метров для хранения сжиженного природного газа. Совместно с Гродненским механическим заводом разработана и изготовлена емкость для СПГ для автомобильного полуприцепа-цистерны.
В 2018 году Уралкриомаш отметит сразу несколько юбилейных и знаковых дат. Газета "Машиностроитель" в течение года будет знакомить с ними наших читателей. Но главное для тагильских криогенщиков – это полный портфель заказов и 100-процентная загрузка предприятия.
Екатерина ЕВЛАШИНА.
Фото из архива Уралкриомаша.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 26.01.2018, №3.
Уралкриомаш: 65 лет инноваций в космосе и на земле
Нижний Тагил славится металлом и танками. Но мало кто знает, что в нашем городе родилось отечественное криогенное транспортное машиностроение и было положено начало космической эры. Это заслуга работников криогенного производства Уралвагонзавода, сегодня – АО "Уралкриомаш", которому 1 октября 2019 года исполнилось 65 лет.
Генеральный директор АО "Уралкриомаш" Дмитрий Скоропупов
История предприятия началась в 1953 году, когда на Уральском заводе имени И.В. Сталина группа конструкторов под руководством М.Н. Веремьева создала первую в стране цистерну для перевозки жидкого кислорода. Он был необходим для заправки баллистических ракет – ядерного щита СССР. Так появилась новая отрасль – криогенное цистерностроение.
Но датой рождения Уралкриомаша считается 1 октября 1954 года, тогда постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в составе Уралвагонзавода было образовано особое конструкторское бюро – ОКБ-250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию. Первой и главной задачей стало создание средств заправки жидким кислородом и азотом знаменитой ракеты Р-7 легендарного конструктора Сергея Королева. Уральские криогенщики с заданием справились. Запуск ракеты с первым искусственным спутником Земли ознаменовал начало космической эры.
За 65 лет тагильские специалисты участвовали во всех космических программах страны, создавая комплексы стартового заправочного оборудования на космодромах "Байконур", "Плесецк", "Восточный" для ракетоносителей типа "Восток", "Союз", "Протон", лунного космического корабля Н1-Л3, ракетно-космической системы "Энергия-Буран", самолета-лаборатории на криогенном топливе ТУ-155. Запуск первого в мире плавучего космодрома "Морской старт" в экваториальной зоне Тихого океана и развитие космической программы Индии также состоялись благодаря профессионализму уральских инженеров.
О настоящем и будущем предприятия рассказывает генеральный директор АО "Уралкриомаш" Дмитрий Александрович СКОРОПУПОВ, возглавивший Уралкриомаш в сентябре 2014-го.
Главное достижение за прошедшие годы – это сохранение коллектива. Очень непростым был для нас 2015 год. Крупные контракты заканчивались, объемы загрузки производства не позволяли платить достойную заработную плату. Но коллектив смог мобилизоваться. И я благодарен людям за понимание. Мы вышли на поставленные цели и задачи. Сохранили основной костяк, который в дальнейшем и стал основой роста для УКМ. К 2016 году мы выполнили все обязательства по созданию комплекса заправочного оборудования ракеты-носителя "Союз-2" для первой очереди космодрома "Восточный". В первый старт 28 апреля 2016 года и во все последующие старты наземка сработала безупречно.
Емкости для СПГ для завода компании НОВАТЭК-Челябинск
Сегодня продолжаем работу для основного заказчика – госкорпорации Роскосмос. На второй очереди космодрома сооружается стартовый стол для ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара". Уралкриомаш ведет разработку и изготовление трех систем. В августе 2018-го на "Восточный" отправлена первая часть оборудования – система заправки нафтилом. Готова система хранения воды. В этом году на космодром поступит и система заправки жидким кислородом разгонного блока.
"Восточный" – большая перспектива, так как он в ближайшем будущем станет основным космодромом Российской Федерации. Поэтому мы ожидаем следующий контракт – на поставку оборудования для сверхтяжелой "Ангары". Работа должна начаться в 2021-2022 годах. Разрабатывается эскизный проект, согласовываются исходные данные.
Гражданская продукция сегодня занимает до 50% от объема производства предприятия. Мы эту планку должны не только удержать, но и поднять. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке, всегда работаем над инновациями. Благодаря нашему КБ и его новым разработкам мы являемся единственными производителями железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого азота/ аргона/кислорода. Таких изделий, причем двойного назначения, не делает никто в России. Они используются и для перевозки топлива на космодромы, и в гражданской промышленности. Кроме этого сегодня мы единственные производители железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). А также разработчики и производители контейнеров-цистерн для перевозки определенной модели СПГ. Тема СПГ для нас сегодня является приоритетной.
АО "Уралкриомаш" постоянно расширяет линейку изделий и планирует увеличивать перечень перевозимых продуктов. Хотя мы сегодня практически уже достигли своего максимума: перевозим и готовим емкости для хранения сжиженного кислорода, азота, аргона, водорода, температура кипения которого всего на 20 градусов выше абсолютного нуля. Впереди стратегическая задача – создание транспортных емкостей для перевозки жидкого гелия. В России есть предприятия, которые этим занимаются целенаправленно, но и мы для себя видим все возможности для производства такого оборудования.
Работники на УКМ уникальные. Творить что-то новое могут только люди с большой энергией, потенциалом, с широкой и открытой душой, способные выполнять все поставленные задачи. Работа наша непроста тем, что мы создаем продукты, не имеющие аналогов. Любое изделие – единичное, уникальное. Мы на себя берем риски и ответственность. Но, когда видим положительный результат, ощущаем, прежде всего, гордость за наших людей, которые "укрощают холод".
Подготовлено по материалам пресс-службы АО "Уралкриомаш".
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЗЕТОЙ "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ".
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.10.2019.
Малая Земля Вагонки
2 июля 1914 года родился один из самых выдающихся конструкторов Уралвагонзавода Мефодий Николаевич Веремьев. За вклад в развитие криогенного производства он был удостоен Ленинской премии и ордена Ленина. Созданная под руководством Веремьева техника низких температур оказалась востребованной во всех космических программах Советского Союза, а криогенные цистерны и стартовые заправочные комплексы стали традиционной тагильской продукцией.
Будущий инженер появился на свет в семье крестьянина на хуторе Малахова Брянской области. После окончания техникума был направлен в Бежицкий институт транспортного машиностроения. В 1939 году, после восьми лет учебы, дипломированный специалист поступил работать на Уралвагонзавод мастером цеха платформ. Спустя год Мефодий Веремьев стал начальником отделения цеха, но вскоре перешел в конструкторский отдел. Вероятно, у молодого специалиста было большое желание испытать себя в творческой деятельности, ведь интеллектуальный труд в те времена ценился невысоко, оклады конструкторов были ниже, чем у цеховых работников.
Веремьев попал в головное в СССР конструкторское бюро по разработке грузовых вагонов под руководством Дмитрия Лоренцо, где вырос до заместителя главного конструктора. А в январе 1953 года на Уральском заводе имени И.В. Сталина (Уралвагонзаводе) создали две группы, конструкторов и технологов, для разработки криогенных цистерн для перевозки жидкого кислорода (окислителя ракетного топлива) для заправки новой баллистической ракеты Р-2, разработанной С.П. Королевым. Конструкторами руководил Мефодий Николаевич.
Таких цистерн в СССР не выпускали. Используя трофейную документацию на немецкие цистерны, перевозившие жидкий кислород для боевых ракет ФАУ-2, группа тагильских конструкторов создала новый образец – 8Г52. Первая отечественная цистерна отличалась простотой, надежностью, технологичностью. Серийный выпуск новинки начался в октябре 1953 года. Он знаменовал рождение в стране новой отрасли – криогенного транспортного машиностроения. Веремьев с ролью организатора научно-технического проекта справился блестяще.
Родилось ОКБ-250
В том же 1953 году завершались работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 под руководством Сергея Королева и началось строительство космодрома Байконур. Но старт "семерки" оказался под угрозой срыва из-за отсутствия мощных заправочных средств.
Портрет Мефодия Веремьева сделан в Москве после вручения Ленинской премии одним из самых известных фотохудожников тех лет
Главный конструктор наземного стартового оборудования Владимир Бармин спешно искал разработчиков. К середине 1954 года остался один вариант – Уралвагонзавод. 27 августа 1954 года Бармин и Королев утвердили техническое задание на разработку и изготовление средств для заправки ракеты Р-7 жидким кислородом и азотом. Затем они обратились в правительство СССР с просьбой о создании на УВЗ особого конструкторского бюро по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию. ОКБ-250 было организовано 1 октября 1954 года, главным конструктором назначен Мефодий Веремьев.
Самое первое фото коллектива ОКБ-250
К весне 1957 года тагильские криогенщики подготовили целый комплект транспортных заправочных средств. Но долгожданный старт "семерки" стал аварийным, и в неудаче пытались обвинить УВЗ. Веремьев убедительно опроверг все обвинения и дал гарантию на успешную работу подвижных заправочных средств при последующих пусках ракеты. После третьего запуска Р-7, доставившей на орбиту первый искусственный спутник Земли "ПС-1", не осталось и тени сомнения в профессионализме коллектива ОКБ-250. Сергей Королев лично внес фамилию Веремьева в список кандидатов на присуждение самой престижной награды СССР – Ленинской премии. После первого полета человека в космос Мефодий Николаевич был удостоен ордена Ленина.
Стартовая площадка ракеты Р-7
Уникальный чертеж 1944 года, подписанный Мефодием Веремьевым, хранится в музее УВЗ
Подвижные заправочные средства, произведенные на УВЗ, обеспечили успешный запуск ракеты-носителя "Восток-1", положивший начало пилотируемой космонавтике, и последующие старты кораблей серий "Восток" и "Восход". С 1959 года специалисты ОКБ-250 вплотную приступили к покорению вакуума. Первые отечественные цистерны с порошково-вакуумной изоляцией (8Г512 и 8Г513) были разработаны в 1960 году и обеспечили доставку на космодромы криогенных жидкостей практически без потерь от испарения. Впервые в истории отечественной промышленности была обеспечена вакуумная герметичность сосудов больших объемов, а группа специалистов ОКБ-250 получила первое авторское свидетельство на изобретение за устройство цистерны 8Г513.
Она стала базовой конструкцией для нового поколения современных криогенных цистерн.
Задачи одна сложнее другой
Появление ракеты-носителя "Союз" потребовало реконструкции системы хранения и заправки жидкого кислорода и азота на космодроме Байконур. Главный конструктор ОКБ-250 сумел обосновать эффективность создания стационарной системы вместо транспортных средств заправки. Строительные и монтажные работы производились между пусками ракет и не влияли на их график. Первая стационарная система 11Г722 была создана в 19641966 годах. Она обеспечивала длительное хранение жидких газов и не требовала сложных подготовительных работ по ее эксплуатации. В модернизированном виде система 11Г722 применяется и в настоящее время.
В 1965 году тагильские криогенщики стали участниками программы создания ракеты-носителя нового типа – "Протона". Основным компонентом топлива для него являлись керосин и переохлажденный жидкий кислород, обладавший большей плотностью, чем обычный жидкий кислород. Необходимо было решить ряд технических проблем, главная из которых – поддержание заданной температуры (до минус 195 градусов) во время нахождения на старте, когда бак, не имеющий теплоизоляции, нагревался. По предложению Мефодия Веремьева переохлаждение жидкого кислорода перед подачей в разгонный блок достигалось путем прокачки его через теплообменник, находящийся в жидком азоте.
Возложение цветов к бюсту Веремьева на территории АО "Уралкриомаш". На снимке руководители, ветераны и работники предприятия
С 1966 года тагильчане работали над созданием комплекса средств доставки, хранения и заправки жидким кислородом и водородом особой чистоты лунного орбитального комплекса РН "Н1-ЛЗ". В 1968-1969 годах на Байконуре впервые было успешно испытано оборудование для хранения и заправки жидкого водорода – самого эффективного, но чрезвычайно взрывоопасного ракетного топлива. Его транспортировка на космодром требовала создания особой железнодорожной цистерны, за разработку которой также взялся коллектив ОКБ-250. Работа завершилась созданием железнодорожной цистерны ЖВЦ-100. В ней был осуществлен совершенный принцип изоляции – экранно-порошково-вакуумный. Цистерна ЖВЦ-100, серийный выпуск которой начался в 1969 году, стала новым этапом в мировой криогенной технике.
С 1976 года конструкторы и работники многих цехов УВЗ были обеспечены уникальной работой. Они создали оборудование азотообеспечения универсального комплекса "стенд-старт" и стартового комплекса ракеты-носителя, систем хранения и заправки жидким водородом и кислородом корабля "Буран". К моменту триумфального запуска РКС "Энергия-Буран" 15 ноября 1988 года Мефодий Николаевич уже покинул КБ и Уралвагонзавод, выйдя на пенсию в 1986 году.
Свой опыт Мефодий Николаевич обобщил в диссертации "Разработка конструкции оборудования и технологии по транспортировке, хранению и применению криогенных продуктов, используемых в ракетно-космической технике". Ее успешная защита прошла 30 ноября 1979 года.
Конструкторское бюро, которым руководил Веремьев, и криогенное производство, прозванное в народе "Малой Землей Вагонки", превратились в центр научной и технической мысли, школу подготовки высококвалифицированных кадров.
Мефодий Веремьев похоронен на кладбище на Пихтовых горах, над могилой первого главного конструктора шефствуют сотрудники Уралкриомаша, поскольку его родственников в Нижнем Тагиле не осталось. На доме №30 на проспекте Дзержинского, где он жил, установлена памятная доска, а на территории предприятия – бюст конструктора.
В 2019 году криогенное производство отметило 65-летие. Последователи Веремьева работают над новыми масштабными проектами. Специалистами Уралкриомаша в последние годы создан комплекс заправочного оборудования для первого российского гражданского космодрома "Восточный".
Рудольф ЗАШЛЯПИН, с 1986 года – главный конструктор, с 1990-го по 2009 годы генеральный директор-генеральный конструктор АО "Уралкриомаш", последователь Мефодия Веремьева:
– Мефодия Николаевича очень уважали в коллективе. Он никогда никого не наказывал, считал, что надо просто поговорить с человеком, и он начнет двигаться в нужном направлении. Проблем с дисциплиной не было, каждый понимал свою задачу. К тому же работа была интересной.
Отличался мудростью, имел сильный характер, умел настоять на своем, поспорить, в первую очередь, с руководством. И даже поспорил с Окуневым, была такая история.
Душевный был человек и очень скромный. Не помню, чтобы когда-то видел его в наградах. Любил ходить пешком, доходил до Иван-озера по тропинке вдоль дороги. Нравилось выращивать дубы, на горе Паленой была база отдыха, ее так и хотели назвать – "Дубки".
Тамара СИНИЦЫНА, инженер-конструктор, работала в ОКБ-250 с 1956 года:
– Я пришла самой последней в конструкторский отдел ОКБ– 250 молодым специалистом. Мне было 20 лет, еще училась на вечернем. Впервые близко увидела Веремьева, когда он пришел к нам на свадьбу, муж тоже работал в бюро. Нас расписывали во Дворце культуры имени Окунева, и коллектив пришел поздравить, человек десять, в том числе и Мефодий Николаевич. Было очень приятно.
Веремьев был открытым, доступным, всегда очень приветливым. По работе общались не часто, вопросы решали непосредственные руководители. Но мне сразу дали общественную нагрузку, поэтому по социальным проблемам встречалась конкретно с начальником. Кому-то нужна была квартира, кому-то – лечение. При каждом удобном случае что-то ему напоминала, но Мефодий Николаевич никогда не сердился и не раздражался. Всем старался помочь.
Олег ЧЕРЕМНЫХ, генеральный конструктор АО "Уралкриомаш" (2010-2017 годы), коллега Мефодия Веремьева:
– Академик Владимир Архаров в своей книге отзывался о Мефодии Веремьеве как о великом ученом. В 65 лет он защитил диссертацию и стал кандидатом наук. Казалось бы, зачем ему это надо?! В то время он уже был лауреатом Ленинской премии, а по нашим меркам – академиком. Но Веремьев был жаден до знаний и думал о подготовке кадров. Воспитал впоследствии еще несколько кандидатов наук. Защищался в Ленинграде, в Политехническом институте. Со своим оппонентом Верой Ивановной Епифановой, известным ученым того времени, после защиты шли по Невскому и пели. Настолько оба были на подъеме!
Подготовила Татьяна ШАРЫГИНА (по материалам выставочного комплекса Уралвагонзавода).
ФОТОРЕПРОДУКЦИИ И ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.07.2019.
И в космосе есть яркий след Тагила!
В 1954 году образовано особое конструкторское бюро ОКБ-250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию во главе с главным конструктором Веремьевым Мефодием Николаевичем (ОАО "Уралкриомаш").
На Вагонке, начиная с 50-х годов, проводились разработки объектов наземного космического оборудования, создавались цистерны для перевозки на космодром Байконур сжиженных газов – топлива для запуска баллистических и космических ракет. Ещё в 1948 г. Сергей Королёв разрабатывал первые советские баллистические ракеты дальнего действия на жидком топливе на базе немецкой ракеты ФАУ-2. После успешного их испытания встал вопрос о производстве большого количества жидкого топлива и его доставки на космодромы "Байконур" и "Плесецк".
Для доставки ракетного топлива требовались специальные ёмкости-термосы. А их в Советском Союзе не выпускали. Создать такую цистерну – задача сложнейшая. Температура жидкого кислорода в кипящем состоянии – 183°C. При попадании капли такой жидкости на промасленные предметы неминуем взрыв. Правительство СССР после серьёзных раздумий поручило производство спеццистерн Уралвагонзаводу, где был создан спецучасток и организована группа из 22 инженеров во главе с М.Н. Веремьевым. Никто из них не был специалистом в криогенной области. Азы техники низких температур приходилось узнавать из переводных источников. Из Института электросварки имени Е.О. Патона из Киева срочно командировали комплексную бригаду специалистов по технологии сварки алюминия. В качестве материала для спеццистерны на УВЗ был создан новый алюминиевый сплав АМЦс – стойкий к криогенным температурам. УВЗ изготовил опытную партию цистерн. В1954 г. оборудовали специальный сборочный корпус 200 и отправили заказчикам 135 спеццистерн. Проблема доставки жидкого кислорода и заправки им баков ракет Королёва была решена.
К этому времени Королёв разработал свою легендарную ракету Р-7, которой требовался кроме жидкого кислорода и жидкий азот. На УВЗ была спроектирована и поставлена под серийное производство ж/д цистерна для транспортировки жидкого азота. Академик Бармин и С.П. Королёв обратились в правительство СССР с просьбой о создании на УВЗ Особого Конструкторского Бюро по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию во главе с М.Н. Веремьевым. Так родилось ОКБ-250, из которого впоследствии выросло целое предприятие – "Уралкриомаш". Заправочные средства ракеты Р-7 разрабатывались в сжатые сроки. Кроме создания ядерного паритета с США ракета Р-7 могла сделать СССР первой в мире космической державой. 21 августа 1957 г. ТАСС заявил миру о том, что СССР стал обладателем грозного оружия – ракет дальнего действия. Началась космическая эра.
Подвижные заправочные средства ракеты Р-7, созданные на УВЗ, обеспечили успешные запуски целого ряда искусственных спутников Земли: с собакой Лайкой в 1957г., космической лаборатории в 1958г. и т.д. После дооборудования ракеты Р-7 в 1959 г. запущены межпланетные станции: "Луна-1", "Луна-2"; "Луна-3". За создание ракеты Р-7 и наземного технологического комплекса, обеспечивших первенство СССР в овладении Космосом, инженер-конструктор УВЗ М. Веремьев был удостоен звания лауреат Ленинской премии. В список его внёс лично С.П. Королёв.
С космодрома "Байконур" запускали всё новые спутники Земли и межпланетные станции. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек Земли – Юрий Алексеевич Гагарин. Руководил перед запуском подготовкой заправочных УВЗ инженер Борис Жеребин.
В 1961г. президент США Джон Кеннеди в послании к Kонгрессу выдвинул национальную задачу: американец должен первым ступить на Луну и вернуться на Землю. СССР не мог остаться в стороне. В августе 1964 г. ЦК КПСС принял решение, в котором говорилось об облёте Луны и высадке на неё советского космонавта. Началась "лунная" гонка.
Для выведения на орбиту корабля "Союз" была создана РКС "Союз". Совмин СССР постановил создать стационарную систему, которая не требовала бы подготовки коммуникаций перед каждой заправкой. Эта задача была поручена УВЗ. К 1970 г. такой комплекс обеспечил программы Л-1,Е-8,Е-85, позволившие произвести облет вокруг Луны, взятие проб лунного грунта с возвратом на Землю (программы "Зонд", "Луна-16") и посадки автоматического самоходного аппарата "Луноход-1". Для испытаний Лунохода в условиях, близких к реальным на Луне, ОКБ-250 и Уралвагонзавод создали комплекс оборудования "Шар".
В 1979 г. на УВЗ из ОКБ-250 был создан УКБМ. Он обеспечивал работы по монтажу и испытаниям наземного оборудования комплекса "Энергия-Буран", поддержки комплексов "Союз", "Протон" в эксплуатационной готовности на космодроме "Байконур". Космическая ракета "Энергия" по своей мощности и сегодня не имеет конкурентов в мире. В этом же году вышло постановление Совмина СССР о создании летающей лаборатории ТУ-155 на жидком водороде или АМТ. Разработать наземную систему заправки самолета поручили УВЗ. Самолет ТУ-155 после испытаний прилетел в 1988 г. на международный авиасалон в Ганновер (Германия), где совершил показательные полеты. Так мир увидел первый в мире криоплан – самолет, работающий на криогенном топливе.
Известно, что запуск в Космос ракет с экватора выгоднее, чем с космодромов в других широтах: на экваторе – наивысшая линейная скорость вращения Земли. РКК "Энергия" им. С. Королева предложила американской фирме "Боинг" создать плавучий космодром для российско-украинской ракеты "Зенит". Переговоры с фирмой "Боинг" в Москве прошли в 1993 г. "Зенит" – ракета среднего класса, могла с экватора вынести в Космос полезную нагрузку, как и ракета тяжелого класса "Протон" с космодрома "Байконур". Российское предложение было принято. Судном для космодрома Норвежская буровая платформа "Одиссей". Родилось совместное международное предприятие "Морской старт". В подготовке к международному запуску ракеты принимало участие оборудование криогенного производства УВЗ. В марте 1999 г. первый запуск РКН "3енит-351" был совершён и космический аппарат "Демостат" выведен на расчетную орбиту. Оборудование для морского старта произвело сенсацию во всем мире. Это был триумф инженерной мысли XX века, триумф ОАО "Уралкриомаш"!
В XXI веке предприятие входит в состав НПК "Уралвагонзавод", является одним из лидеров производителей криогенного оборудования в России и мире. Одно из основных направлений – разработка, изготовление и продвижение на рынок России контейнеров-цистерн (танк-контейнеров) под различные виды продуктов. ОАО "Уралкриомаш" производит свои изделия при непосредственном контроле на каждой стадии производства и с окончательной приемкой Российским морским регистром судоходства.
Подготовила А. МАЮРОВСКАЯ
Литература: Газета "Тагильский вариант" №4(326), апрель 2019 г.
Триумф и забвение "Бурана"
В ноябре 1979 года Совет Министров СССР определил Уралвагонзавод разработчиком систем азотоснабжения для охлаждения гелия многоразовой космической системы "Энергия-Буран". 15 ноября 1988-го состоялся старт первого в СССР космического комплекса многоразового использования "Энергия-Буран", для которого криогенное производство УВЗ создало системы заправки и энергосбережения.
Участие криогенного производства Уралвагонзавода в программе пуска ракетно-космической системы "Энергия-Буран" – уникальная работа, показавшая высокий научный и творческий потенциалы предприятия. Созданная с участием УВЗ система энергопитания "Бурана" является прообразом энергетических комплексов межпланетных кораблей будущего.
Многоразовая космическая система – МКС "Энергия-Буран" – создавалась в противовес американской "Спейс-Шаттл" для поддержания паритета страны в военном отношении и в деле дальнейшего освоения космического пространства. Отличие отечественной от американской состояло в том, что мощная ракета-носитель и орбитальный корабль создавались отдельно. Производство всех криогенных систем и агрегатов, имеющих отношение к системе электропитания орбитального корабля, поручили Уралвагонзаводу и его ОКБ-250.
Работа была напряженной. Главный конструктор Мефодий Веремьев понимал, что предписанный правительством объем проектирования и производства для предприятия заведомо избыточен и сроки предельно сжаты, но все-таки взялся за уникальный проект. В 1977-1982 годах было разработано и поставлено более 20 наименований агрегатов и систем для транспортировки, хранения, газификации жидкого водорода, кислорода, азота, транспортировки сжатых газов: аргона и гелия для стартового комплекса, универсального комплекса "стенд-старт", станций перелива жидкого водорода и кислорода, монтажно-испытательного корпуса и посадочного комплекса космодрома Байконур.
– Для электрохимического генератора корабля требовался водород высшей очистки – 99,999%. Необходимо было разработать не только систему его подачи, но и бездренажного хранения на стартовой позиции до пяти месяцев. Для снижения испаряемости водорода в изоляционном пространстве емкостей-хранилищ впервые решили разместить "холодный экран", охлаждаемый жидким азотом. В системе длительного хранения жидкого кислорода высшей очистки была применена обратная конденсация, использовали технологический кислород для охлаждения паров чистого продукта в хранилище. Заводские испытания подтвердили параметры возможного длительного хранения криогенных компонентов топлива, – рассказывает бывший генеральный конструктор Олег Черемных.
После завершения всесторонней экспериментальной наземной отработки 15 мая 1987 года с УКСС был проведен первый пуск ракеты "Энергия" с космическим аппаратом "Скиф-ДМ". Спустя несколько месяцев, 15 ноября 1988 года, в 6 часов московского времени, система "Энергия-Буран" отправилась в свой первый 205-минутный полет в беспилотном варианте, завершившийся блестящей посадкой корабля "Буран". Это был триумф генеральных конструкторов МКС Валентина Глушко и Владимира Бармина, триумф ПО "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского.
"Энергия-Буран" на старте
– 15 ноября 1988 года я был на Байконуре. Сначала на старте, потом на полосе наблюдал за посадкой, после которой мы должны были состыковать наземные системы и слить остатки кислорода из объединенной двигательной установки. На посадочной полосе работала одна из восьми систем, созданных тагильскими криогенщиками для "Энергии-Бурана". Проект очень сложный, размах огромный. "Энергия" выводила на орбиту полезную нагрузку больше 100 тонн! И это в начале 1980-х. До сих пор столько никто не выводит, – рассказывает главный конструктор АО "Уралкриомаш" Александр Мазо.
Все задачи по разработке и производству оборудования по программе "Энергия-Буран" Уральское конструкторское бюро машиностроения выполнило. На Байконуре несколько лет базировалась экспедиция уральских криогенщиков, проводивших монтаж и испытания систем. Но завершить работы над вторым стартовым комплексом для МКС не удалось. Старт в ноябре 1988 года стал для "Бурана" единственным. В 1993 году программа "Энергия-Буран" из-за отсутствия финансирования была закрыта. Орбитальный космоплан в 2002 году остался на Байконуре под обломками обрушившейся крыши монтажно-испытательного корпуса. Но уникальные технические решения и приобретенный опыт позволили криогенщикам сделать большой шаг вперед к выполнению новых космических программ страны.
Гозель ГАБДРАФИКОВА, заведующая отделом Выставочного комплекса УВЗ.
Фото из архива музея истории Уралвагонзавода.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.11.2018, №46.