Технологическому институту – 75 лет

    Мастера инженерного дела

    Инженерные деятели на УВЗ были с момента его основания, но как единый, слаженный организм они начали работать с 1942 года, когда приказом директора завода Ю.Е. Максарева был создан технологический отдел с шифром 10. Тогда он решал и текущие вопросы на производстве, и занимался перспективными технологиями. Минуло 75 лет, а основные задачи ныне технологического института остались неизменными.

От войны – до наших дней

    Сейчас уже практически не осталось свидетелей далекого 1942 года, когда во время Великой Отечественной войны на фронте шли ожесточенные бои, а в Нижнем Тагиле налаживали серийный выпуск танков Т-34. Переход на изготовление боевой машины собственной конструкции был значительно облегчен благодаря содружеству коллективов конструкторов и технологов, в том числе из эвакуированного в наш город Харьковского завода им. Коминтерна (№ 183). А после Великой Победы на наше предприятие вернулась документация по вагоностроению, которая была передана в военные годы Алтайскому вагоностроительному заводу.

    С той поры по настоящее время Уралвагонзавод выпустил несколько десятков моделей изделий подвижного состава, боевой, гражданской и дорожно-строительной техники. И именно инженеры решали, как, из какого материала и на каком оборудовании изготовить детали и узлы. Это огромная работа, которая продолжается и по сей день.

    – Мы занимаемся разработкой технологий, проектированием оснастки, внедрением технологии и оснастки в производство, – рассказал директор технологического института – главный технолог Алексей Канашкин.

    – Технический прогресс идет большими шагами, и нам необходимо успевать за ним. Давно остались в истории чертежи, подготовленные от руки. Появились новые программные продукты, которые облегчают труд и технологов, и конструкторов, ускоряют процесс проектирования оснастки и разработки техпроцесса. И, я надеюсь, в скором времени мы уйдем и от бумажных техпроцессов – все согласования и доработки будут проходить в электронном виде. После всех утверждений технолог будет иметь готовый технологический процесс, который он сможет передать рабочим. Сейчас мы работаем над организацией взаимосвязи конструкторов УКБТМ, УКБВ с нашими технологами, чтобы они создавали и передавали нам чертежи деталей в формате ЗО-модели. Внедрение этих проектов значительно сократит сроки по подготовке производства.

    Для того чтобы представить объем работ технологов и конструкторов отдела 10, стоит понимать, что инженеры есть практически в каждом цехе Уралвагонзавода (их свыше 60) где идут сварка, сборка или мехобработка деталей. Сегодня в технологическом институте работают 520 человек. А на одну модель, к примеру, серийной боевой машины нужно разработать порядка 30 тысяч технологических процессов и примерно столько же спроектировать оснастки.

Инженеры боевых машин

    Для проектирования и изготовления деталей на спецтехнику специалисту необходимы глубокие знания. Помимо теории, полученной в институте или университете, инженеры должны набраться практического опыта. И если лет 20 тому назад технолог имел в запасе несколько лет, чтобы предметно вникнуть в производство, то сейчас такого запаса времени нет. К примеру, номенклатура цеха мелких узлов 160 – около 16 тысяч единиц. А в технологическом секторе 10/160 работают всего 14 инженеров-технологов.

Алексей Канашкин

Алексей Канашкин

    Коллектив за последнее время значительно помолодел. На смену поколению прошлого века приходят амбициозные, желающие учиться чему-то новому выпускники вузов. Все технологические процессы пишутся на компьютере. Но современный инженер – это не офисный работник, он часть трудового коллектива и должен постоянно бывать на производстве и уметь грамотно общаться как с рабочими, мастерами и начальниками участков, так и со специалистами других служб – аргументировать свой выбор оборудования, инструмента или способа обработки.

    Есть в технологическом институте особенное подразделение – техсектор 10/115, созданное несколько лет тому назад. Цех еще строится, а инженеры уже ведут подготовку производства к его запуску.

    Ребятам приходится нелегко, ведь они пока не могут увидеть то, что разрабатывают, как, к примеру, инженеры из других цехов, но они горят самой идеей запуска цеха, с нетерпением ждут переезда. Кроме того, мы разрабатываем технологические процессы для перспективных изделий Уралвагонзавода, помогаем по необходимости и другим цехам. Мой коллектив – 100% молодой. Все технологи прошли обучение для работы в современной компьютерной программе, и они своего рода уникальные на нашем предприятии. Изначально обучение проходили 26 человек из управления 41, технологического института и инструментального производства. А сейчас в нашем техсекторе работают 13 человек – те, кто сам пожелал остаться и принять участие в исключительном событии – создании нового цеха. Я работаю на Уралвагонзаводе не один десяток лет, и все равно мне есть чему поучиться у моего коллектива, – пояснила начальник техсектора 10/115 Наталья Ткаленко.

Безопасность движения – на первом месте

    Если сравнивать механосборочное и вагоносборочное производства, то во втором и номенклатура деталей меньше, и требования к точности ниже. Но! Инженеры-вагонники должны спроектировать и изготовить изделие, соответствующее всем требованиям безопасности движения по железным дорогам и обеспечить его надежную эксплуатацию как минимум на три десятка лет.

    Если посмотреть в прошлое, то ежегодно на Уралвагонзаводе разрабатывалось одно или два опытных железнодорожных изделия в год, а сейчас – несколько десятков. Молодые специалисты, приходящие из институтов, сразу же включаются в работу. Я думаю, для хорошего инженера это даже интересно, хоть и очень сложно. Опыт, который ребята получают на Уралвагонзаводе, бесценен: здесь и разработка технологий, и планировка участков, и технологическое сопровождение деталей или узлов на производстве и многое другое.

Импортозамещение

    В технологическом институте работают не только инженеры-технологи, но и инженеры-конструкторы. В отделе режущего инструмента (РИ) – одни из самых уникальных представителей этой профессии.

    В последние годы Уралвагонзавод обновил станочный парк, на смену универсальным станкам пришло импортное высокоточное, производительное оборудование с ЧПУ, на котором устанавливается не менее высокоточный режущий инструмент. Приобретать данный инструмент у фирм-производителей весьма затратно для УВЗ. Тогда наш отдел совместно с инструментальным производством взялся разрабатывать необходимый режущий инструмент. Мы значительно продвинулись в этом направлении: проектируем как обычный режущий инструмент, так и с механическим креплением пластин и сложнорежущий, также проектируем вспомогательный инструмент – всё, что можно сделать в цехе 446. Когда там были установлены новые станки, то и наши возможности увеличились. На инструменте мы стали задавать точность в микронах.

    Конструктором-инструментальщиком стать не так просто. Необходимы глубокие профессиональные знания, которые приобретаются только на рабочем месте, поэтому она ценит каждого представителя своего коллектива.

Коллектив конструкторского отдела проектирования режущих инструментов

Коллектив конструкторского отдела проектирования режущих инструментов

    Сегодня инженеры нашего предприятия проделывают такой объем работ, что его можно сравнить с военным временем.

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото Людмилы Ивановой.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 25.08.2017, №33.

 

Главная страница