Главный конструктор "космических цистерн"

55 лет назад в Нижнем Тагиле появился первый лауреат Ленинской премии

    4 октября 1957 года в СССР был успешно произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

    Ракета-носитель Р-7, созданная коллективом СКБ во главе с С.П. Королевым, сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость – около 800 метров в секунду. Огненные струи ракетных двигателей неслыханной мощности свыше 20 млн. лошадиных сил разорвали оковы земного притяжения, и первый искусственный спутник нашей планеты закружился над ней. С этого великого события началась космическая эра.

    Чуть раньше, 21 августа 1957 года, ракета Р-7 достигла межконтинентальной дальности полета, и с этого времени Советский Союз стал обладателем грозного оружия для потенциального противника, где бы он ни находился.

    В завершающийся год Истории в нашей стране вспомним то, что предшествовало этим достижениям технической мысли, тем более что Нижний Тагил имеет к ним непосредственное отношение.

    В 1946 году основателю ракетно-космической отрасли в СССР Сергею Павловичу Королеву было поручено возглавить опытно-конструкторские разработки баллистических ракет дальнего действия на жидком топливе. Уже в июне 1946-го экспериментальная многоступенчатая ракета прошла летные испытания. Одним из компонентов топлива был жидкий кислород. 18 октября 1947 года (65 лет назад) стартовала первая баллистическая ракета. С ноября 1947 года начали устанавливать научные приборы на управляемые ракеты дальнего действия, запускаемые по баллистической траектории.

    В 1948 году коллектив С.П. Королева разработал первую управляемую баллистическую ракету Р-1 с дальностью 270 км. Тогда же стали создаваться ракеты Р-1А, Р-1Б, Р-1В для исследования верхних слоев атмосферы до высоты 110 км. Позднее конструкторы разработали ракету Р-2 дальностью 590 км; на ее основе была создана геофизическая ракета Р-2А, с помощью которой атмосфера зондировалась уже до высоты 210 км. Все запуски осуществлялись с полигона Капустин Яр (строительство Байконура началось только в 1955 году).

    Для ракетной техники требовалось огромное количество жидкого кислорода и средства для его транспортировки и заправки. Ждановскому заводу имени Ильича (ныне Мариуполь, Украина) было поручено создать отечественную цистерну. И уже в 1949 году были изготовлены опытные образцы 21Н, а в 1950-м завод приступил к разработке модернизированной цистерны 21Н1

Мефодий Николаевич Веремьев

Мефодий Николаевич Веремьев

    Совет Министров СССР 22 января 1953 года принял постановление, которым обязал Уралвагонзавод начать производство цистерн 21Н1 по чертежам завода имени Ильича. Для проведения авторского надзора в отделе главного конструктора Д.Н. Лоренцо была организована группа во главе с его заместителем – выпускником БИТМ (Бежицкого института транспортного машиностроения, ныне – Брянский государственный технический универститет) Мефодием Николаевичем Веремьевым. В цехе ЗБО (начальник М.З. Писаревский) был организован участок для производства железнодорожных цистерн – заправщиков жидкого кислорода 21Н1; улучшенные образцы под индексом 8Г52 были изготовлены уже в 1953 году.

    Проблема доставки жидкого кислорода и заправки им баков ракет Р-1 и Р-2 была решена, в СССР родилось криогенное цистерностроение.

    Но к этому времени Королев уже разработал свою легендарную Р-7. Задача по созданию заправщика для этой ракеты была очень сложной. Баки ракеты вмещали 1598 тонн жидкого кислорода. Заправка должна была осуществляться с темпом 5 000 – 6 000 литров в минуту (всего за 23-31 минуту) на высоту 32 метра. Изделие 8Г52 для этих задач, увы, не годилось.

    Техническое задание на разработку экспериментального полигонного агрегата- заправщика ракеты Р-7 было направлено на Уралвагонзавод для согласования. После проработки оно было подписано директором УВЗ И.В. Окуневым и М.Н. Веремьевым. 27 августа 1954 года техническое задание утвердил главный конструктор наземного оборудования Пускового комплекса В.П. Бармин.

    Для Владимира Павловича Бармина выбор УВЗ как базового для производства заправочного оборудования был не случаен. В годы Великой Отечественной войны он сотрудничал с конструкторами танков Т-34 по установке на их шасси реактивных минометов "катюш" (многозарядного мобильного наземного грозного оружия БМ-13).

    Бармин знал, что Уралвагонзавод располагает высококвалифицированными кадрами конструкторов и производственников. Вместе с Королевым он обратился в Правительство СССР с просьбой о создании на УВЗ особого конструкторского бюро по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию во главе с Мефодием Николаевичем Веремьевым. Эта просьба была выполнена, 1 октября 1954 года постановлением Совета Министров СССР было создано ОКБ-250, а М.Н. Веремьев назначен его главным конструктором.

    Подвижные заправочные комплексы разрабатывались в очень сжатые сроки. Конструкторов торопили: с пуском Р-7 связывались большие надежды – СССР становился бы первой в мире космической державой и создавался бы ядерный паритет с США.

    Конструкторы работали сверхурочно и очень часто даже в выходные дни, но не роптали, так как понимали важность доверенной им работы, да и была она захватывающей, как всякое создание новой техники. Аналогов этой техники не было ни в стране, ни за рубежом. В дружном объединении творческих усилий и заключалась та сила, которая позволяла преодолевать временные барьеры и укладываться в сроки, казалось бы, невозможные.

    И вот – успех, с 4 октября 1957 года началась космическая эра. За создание ракеты Р-7 и наземного оборудования, обеспечивающих первенство Советского Союза в овладении космосом, в ноябре того же года большая группа работников различных предприятий была удостоена государственных наград и званий лауреатов Ленинской премии. В их числе был и М.Н. Веремьев. Так в нашем городе ровно 55 лет назад появился первый лауреат Ленинской премии.

    Строгий и справедливый, истинный трудоголик (про таких говорят: "Он жил работой, как дышал воздухом"), требовательный к себе и подчиненным, Мефодий Николаевич возглавляя ОКБ-250 до 1986 года, пользуясь огромным уважением всех, кто трудился вместе с ним, под его талантливым руководством.

    Увы, этого замечательного человека не стало в 1993 году; к счастью, есть ныне здравствующие специалисты-криогенщики, которые были первыми. Это Н. А. Алексеева, М. В. Трощенко, Л. Н. Горячева. В 1953 году в группу конструкторов был принят Ю.В. Утёмов, в марте 1954 года – Н.В. Алексеева, Г.Я. Деткова, Э.А. Куимова, в 1955 году – В.М. Шитова. Они пришли юными выпускниками техникумов, без отрыва от производства многие из них получали высшее образование и с годами становились опытнейшими разработчиками криогенной техники. Все они имеют непосредственное отношение к историческому дню – 4 октября 1957 года, с этой датой связан праздник космических войск в нашей стране.

    Полагаю, что к 100-летию со дня рождения Мефодия Николаевича Веремьева в 2014 году будет учреждена памятная медаль в честь этого замечательного человека, и ей будут отмечены все те, кто проработал в конструкторском отделе более полувека. Поскольку советские инженеры и техники, обеспечившие 55 лет назад прорыв СССР в космос, с полным правом могут быть отнесены к золотому генофонду нации.

В. МАКСИМОВА, ветеран труда ОАО "Уралкриомаш", в прошлом инженер-исследователь ОКБ-250

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №41(90) от 22.11.2012.

 

Главная страница