История советского детства в 1945-1953 гг. на материалах ханты-мансийского национального округа

    История детства как научное направление находится на стыке исторической дисциплины, антропологии, психологии, социологии, искусствоведения. Повышенный интерес к комплексному изучению этой социальной группы связан с признанием обществом и государством детства как культурно-нравственного, трудового потенциала общества, а численность детей и условия их социализации – как качество человеческого потенциала.

    Пришедшие к власти большевики рассматривали период детства как наиболее благоприятный период в становлении "нового человека", готового к самоотверженному труду и строительству коммунизма. В основе школьного образования лежало патриотическое воспитание, отличавшееся своей идеологизацией, что особенно проявилось в предвоенное десятилетие и в годы войны. Смерть Сталина условно завершила этап развития советского общества, в политической и культурной истории страны появилось понятие "шестидесятники", подросшая советская молодежь довольно скоро восприняла ценности "оттепели" и либерализации политического режима. Истоки этого явления кроются в условиях социализации детей в военное и послевоенное время.

    Государственная образовательная политика в годы войны определялась стремлением сохранить сложившуюся систему школьного образования, определяющим элементом которой являлось идеологическое воспитание. С первых дней войны Наркомпрос РСФСР обратился ко всем работникам просвещения с призывом подготовить "молодых патриотов, стойких защитников и полезных работников социалистической Родины…". Прежде всего партийным работникам хотелось опереться на опыт предшественников. Образ мужественных предков должен был стать примером для подражания для детей и молодежи. Обращение к жизни героев отечественной и гражданской войн, описание их подвигов, лекции и беседы о народной борьбе с завоевателями должны были вызвать чувство гордости за свою страну и вселить уверенность в победу над фашистами [4].

    Характерно, что четких инструкций о направлениях воспитательной работы в школах до 1943 г. не было. В 1941-42 гг. усилия государства были направлены на сохранение школьной сети и ученического контингента. С начала 1942 г. проводился четкий учет детей, оставшихся без попечения родителей. Детей до 14 лет устраивали в патронажные семьи рабочих, служащих и колхозников, а также в дома-интернаты. Первый вариант устройства детей, в условиях нехватки интернатов и детских домов, приветствовался особенно [6].

    Особое значение в патриотическом воспитании советских детей государство уделяло пионерской организации. В материалах о патронаже детей-сирот Самаровского района 1942-1943 гг. говорится, что опекуны обязаны содействовать участию опекаемых в детском и юношеском коммунистических движениях [1]. Тем самым, семья перестает быть главным источником воспитания, ее функции перенимает государство, дети, становясь носителями государственной идеологии, пытаются воздействовать на родителей [7]. Пионерская организация прививала стереотипы коммунистической идеологии через средства массовой информации (стенная печать, районные и областные газеты). Районные и областные газеты освещали в большей степени "трудовые подвиги" детских коллективов, нежели конкретных пионеров. Все это стимулировало в массовом сознании детей стремление быть первым "везде и во всем", через газетные публикации пионерские коллективы вызывали друг друга на соревнования [5].

    Патриотическое воспитание школьников осуществлялось учителями повсеместно, субботники и другие коллективные дела сопровождались читкой боевых эпизодов, "особенно ребята любили слушать рассказы о героях-детях. Перед учащимися раскрывалась великая дружба народов нашей многонациональной страны" [3, 151]. Рассказы о героях–сверстниках, вызывавшие овации в коллективе, формировали в детском сознании представление о подвиге как цели и смысле жизни. Каждый мечтал совершить и совершал свой подвиг, подвиг трудовой, ведь дети работали на производстве наравне со взрослыми. В воспоминаниях выпускница Нахрачинской средней школы Кондинского района описывает свои школьные будни "… начали сбор теплых вещей для отправки на фронт, писали письма на фронт от жен, матерей, по выходным водились с ребятишками, когда матери уходили на работу, ставили платные концерты, а собранные деньги отдавали семьям погибших. Пусть был маленьким мой вклад в Победу, но он был" [2, 6-7].

    Сложившаяся в 1930-е гг. и укоренившаяся в 1940-е гг. система идеологического воспитания советских школьников отразилась в газетной публикации "Отечественная война и воспитание школьников": "задача школы – заботливо и умело растить в каждом школьнике глубокое патриотическое чувство любви к Родине… воспитывать у школьника дисциплинированность, умение подчиняться требованиям коллектива, умение работать в коллективе" [8]. Советское государство в условиях модернизации нуждалось в большей степени в дисциплинированных, грамотных и преданных Родине, нежели в инициативных и самостоятельных гражданах. Однако принятые государством решения не всегда осуществлялись "на местах". Так, в отчетах школ Ханты-Мансийского национального округа не встречаются сведения о раздельном обучении мальчиков и девочек, введенном в 1943 г. Система интернатского воспитания не получила развития в силу тяжелых материально-технических трудностей. Таким образом, процесс официальной социализации значительно корректировался в отдаленных районах страны.

    Список источников и литературы

    1. Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа. – Ф.14. Оп.1. Д.106. Л.2

    2. Из воспоминаний Актаевой Люции Петровны// История школы в истории судеб. – Екатеринбург, 2004. – С.6-7

    3. Из воспоминаний Евдокии Александровны Кузаковой. "Евра-мой мансийский край" // Истории школы в истории судеб. Сб. воспоминаний. – Екатеринбург, 2004. – С. 151.

    4. Из обращения Наркомпроса РСФСР ко всем работникам просвещения РСФСР в связи с началом Великой Отечественной войны от 29 июня 1941 г. // Культурное строительство РСФСР. – Т.3. Документы и материалы 1941-1945 гг. – М.,1989. – С. 15-17.

    5. Пионеры Самаровского района обратились к пионерам других районов с призывом к проведению соцсоревнований по рыбной ловле // Сталинская трибуна. 1942. – 2 августа

    6. Постановление Наркомпроса от 23 января 1942 г. №75 "Об устройстве детей, оставшихся без родителей"

    7. Призыв пионерки Гали Змановской, ученицы Самаровской неполной средней школы к пионерам, чтобы те объясняли родителям необходимость отправлять посылки на фронт. Теплые вещи в подарок бойцам // Сталинская трибуна. -1942. – 10 октября

    8. Отечественная война и воспитание учащихся // Сталинская трибуна. – 1941. – 22 декабря.

Н.С. Салимова, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница