К 100-летию первого полета над Курганом

    В июле 2012 г. исполнилось 100 лет со дня первого полета самолета над Курганом. В книге "Курганские хроники. 1662-2000" сведения об этом событии приведены со ссылкой на публикацию в газете "Советское Зауралье" от 29 августа 1965 г. В заметке "Самолетом во все концы страны" писали: "17 июля 1912 г. в два часа дня над Курганом впервые поднялся самолет. Весь город собрался на ипподроме в Восточном поселке посмотреть на зрелище, которое развешанные заранее рекламы называли "невиданным сверхъестественным явлением". Самолет покружил несколько минут над головами зрителей и сел. Восхищенная молодежь унесла пилота на руках к тройке и та помчала его на банкет, устроенный "отцами" города в честь столь знаменательного события" [1]. Исследователю истории авиации в Зауралье предстояло уточнить лишь подробности: имя авиатора-первопроходца, тип самолета и сопутствующие обстоятельства.

    В ГАКО документов и курганских газет за июль 1912 г. не обнаружено. Мемуары первых авиаторов немногочисленны и автору удалось ознакомиться только с воспоминаниями А.А. Кузьминского "Записки русского авиатора". Александр Александрович повествует: "В 1912 году я предпринял большую поездку по Сибири, где до сего времени не было еще полетов… Летая в каждом мало-мальски порядочном городе по Сибирскому пути, я тихо продвигался к Владивостоку" [2]. Территории России были распределены между авиаторами. В 1910 г. газета "Волжское слово" (г. Самара) писала: "Сверху по Волге, по маршруту Нижний Новгород – Казань – Саратов едет пилот А. А. Васильев". Авиаторы работали по примеру французских коллег, устраивающих авиатурне с пропагандистскими и коммерческими целями.

    Сборы за выступление в приличном купеческом городе достигали до 2-3 тысяч рублей (годовая зарплата профессора университета) и должны были покрывать немалые расходы на перевозку самолета железной дорогой или пароходом, оплату механикам и антрепренеру, аренду ипподрома и т.д. Миновать Кургана Кузьминский не мог. В течение десяти лет его имя ассоциировалось с датой первого полета в небе Зауралья.

    Александр Кузьминский – сын Татьяны Кузьминской, родной сестры жены Льва Толстого – Софьи. Путь Александра Александровича Кузьминского в авиацию начался в 1910 году. В возрасте 28 лет, решив стать летчиком, он оставляет пост чиновника особых поручений при министре финансов и уезжает во Францию. Здесь же К узьминский знакомится с Александром Алексеевичем Васильевым. В школьных занятиях друзья преуспевали. 29 августа 1910 года А.А Кузьминский и А.А. Васильев получили в Аэроклубе Франции пилотские дипломы и в 1910-1912 гг. совершили десятки первых показательных полетов в городах России. В период с июля 1912 г. до осени 1913 г. Кузьминский демонстрировал полеты в Сибири, на Дальнем Востоке России, в Китае, Гонконге, Камбодже, Сингапуре, Марселе.

    Невыясненным оставалось лишь одно обстоятельство: почему первый полет над Курганом выполнен в 1912 г. Кузьминский писал, что в Сибири "до сего времени, (т.е. до 1912г . – авт.) не было еще полетов", но это не так. В 1911 г. полеты выполнялись в нескольких городах за Уралом: 27 июня – Екатеринбург (А.А. Васильев), 1-3 июля – Омск (А.А. Васильев), 17 июля – Иркутск (Я.И. Седов), 28-29 августа – Новониколаевск (Я.И. Седов), 24 сентября – Челябинск (М.Л. Григоришвили ). В частности, после выступления 3 июля в Омске авиатора Васильева через Курган проследовал товарно-пассажирский поезд с его самолетом "Блерио" на платформе. Васильев очень спешил: 10 июля в столице России стартовал первый в истории групповой перелет по маршруту Санкт-Петербург-Москва. Сам авиатор, вероятно, следовал скорым пассажирским №2, но даже в случае остановки в Кургане выполнить полет не удалось бы: в уездном городе не было ипподрома – обязательного условия для проведения полетов на хрупких аэропланах начала XX века. Курганский ипподром был открыт 21 августа 1911 г., и лишь к весне 1912 г., когда авиаторы составляли планы своих летних турне, его беговые дорожки, павильон и трибуны были готовы к проведению и скачек, и полетов.

    Казалось бы, все вопросы сняты, но в 2012 г. на сайтах различных областей России одно за другим стали публиковаться сообщения о 100-летних юбилеях первых полетов, в том числе авиатора А.А. Кузьминского. 1 июля 1912 г. он летает в Пензе, затем следуют Самара и Златоуст, 12 июля – Петропавловск, 15 июля – Новониколаевск, 18 и 22 июля – Красноярск, 29 июля – Иркутск и далее – до Владивостока. А как же 17 июля – Курган? Кто из считанных авиаторов того времени мог оказаться на маршруте Кузьминского за тысячи верст от столиц, без надежды, что следующий по Транссибу лидер оставит ему городки "для кормления"?

    Свое турне 1912 г. А.А. Кузьминский начал с того, что 26 июня совершил полёт над Калугой на самолёте "Блерио XI". Из воспоминаний князя К.Н. Горчакова: "…Собравшуюся публику ждало разочарова ние: было объявлено, что авиатор Васильев не смог приехать в Калугу, но что аттракцион все же не отменяется, только авиатора Васильева заменит авиатор Кузьминский…" [3]. Продолжая вояж, Александр Александрович отчего-то летает не во всех городах по пути следования: минует Уфу, Челябинск, Курган, Омск, отлетав в Новониколаевске, не отвлекается на Томск и Барнаул. Кто же восполнил "пробелы"? Да тот самый авиатор Васильев, которого Кузьминский подменил в Калуге. В своих " Записках" А.А. Кузьминский писал о Васильеве: "Мне, как его другу, с которым мы в 1914 году на двух "моранах" совместно демонстрировали в Лодзи, Варшаве, Вильне… "мертвые петли" и высшую школу пилотажа, хочется сказать о нем несколько слов. Храбрый, расчетливый летчик, не пускающийся, сломя голову на риск, если этого не требуют обстоятельства, всегда уверенный в себе, он был вместе с тем и хорошим товарищем" [2].

    Васильев летний сезон 1912 г. открыл в Казани и в течение июня успел совершить полеты в Сарапуле, Перми, Екатеринбурге, Тюмени и Симбирске. Выступив 8 и 10 июля в Уральске, он отправился в путешествие до Барнаула [4].

    В интересующий нас день 17 июля 1912 г. челябинская газета "Голос Приуралья" опубликовала сообщение: "Завтра около … часов вечера на Западном бульваре около 1-й мельницы Кузнецова предполагается полет на аэроплане Блерио известного авиатора А. А. Васильева" [5]. Полет, однако, не состоялся. На следующий день,18 июля, та же газета помещает ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ: "Милостивый государь, редактор! Полеты мои в Челябинске, к величайшему моему сожалению, в среду состояться не могут. Аэроплан по ошибке отправлен до Петропавловска и, как оказалось, здесь в Челябинске выдан быть не может даже под залог. Обратно к среде не успевает. О дне полета сообщу особо. Авиатор А. Васильев" [6].

    "Среда" по календарю 1912г. – это 17 июля. Газета вышла утром 17 июля, значит, 16-го в редакции уже знали, что полета в среду, 17-го не будет, но с надеждой на то, что самолет удастся вернуть с одной из станций восточнее Челябинска, было напечатано сообщение о том, что полет "предполагается" 18 июля. Однако, самого Васильева 18-го в Челябинске не было: вслед за самолетом он отбыл на восток, в сторону Кургана, на улицах которого "развешанные заранее рекламы" приглашали горожан насладиться "невиданным сверхъестственным явлением".

    27 июля в газете "Омский телеграф" была опубликована заметка: "22 июля 1912 г. на омском ипподроме совершил полет авиатор А. А. Васильев". Итак, между 16 и 21 июля Васильев вместе со своим "Блерио" находился между Челябинском и Омском. Кузьминский 12 июля летал в Петропавловске, а 18 – в Красноярске. Появление на Транссибе 17 июля еще одного авиатора с собственным самолетом ради одного полета в Кургане маловероятно. На момент публикации данной статьи подтверждается следующее: 17 июля 1912 г. над Курганом выполнен первый полет на самолете. В этот день между Челябинском и Омском находился авиатор Васильев, выполнявший показательные полеты на самолете "Блерио-ХI".

    Полеты Кузьминского и Васильева взаимно координировались, о чем свидетельствует сообщение газеты "Сибирская жизнь" № 169 от 29 июля 1912 г.: "Находящийся в настоящее время в Томске авиатор А.А. Васильев получил из Барнаула телеграмму о том, что к услугам авиатора барнаульцы предоставляют бесплатно ипподром. … В настоящее время им ведутся переговоры с авиатором Кузьминским, летающим сейчас в Восточной Сибири. А.А. Васильев, если это ему удастся, намерен дать в Томске ряд совместных полетов с г . Кузьминским".

    2 и 3 августа Васильев летал в Барнауле. Газета "Жизнь Алтая" сообщала, что 4 августа 1912 года Александр Алексеевич Васильев на пароходе "Горный инженер Воронцов" выехал из Барнаула в Бийск производить "фигурные полеты и эволюции в воздухе". 12 августа он демонстрировал полеты в Томске, после чего отправился в обратный путь. 29 августа Васильев выступил в Челябинске. Накануне "Голос Приуралья" сообщил: "В среду, 29 августа 1912 года, на западном бульваре близ первой мельницы Кузнецова состоится только один полет знаменитого авиатора А.А. Васильева" [11]. 2 сентября – выступление в Уфе, и завершилось очередное турне повторным полетом в Казани. Газета "Камско-Волжская Речь" от 5 сентября1912 года сообщала: "Вчера, возвращаясь из Сибири, в Казань прибыл известный русский авиатор Александр Алексеевич Васильев. Главной целью поездки в Сибирь для г. Васильева было знакомство с местностью в виду предполагаемого в будущем 1913-м году авиаперелета Париж-Пекин".

    К сожалению, новым планам Александра Алексеевича не удалось осуществиться, но его имя навечно вписано в историю русской авиации. Несколько строк из биографии прославленного авиатора. После окончания юридического факультета Казанского университета служил секретарем в Казанской судебной палате. А. А.Васильев стал 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты. Он победитель знаменитого первого перелёта "Петербург — Москва", проводившегося 10—11 июля 1911 года. За первые сутки пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд. Васильев — единственный из девяти пилотов, участвовавших в перелёте, кому удалось преодолеть всю дистанцию. В июле 1913 года Александр Алексеевич совершил перелет " Петербург— Москва—Петербург". Летное время составило 10 часов 52 минуты. В начале Первой мировой войны прибыл на фронт в качестве летчика-охотника (добровольца). 10 августа 1914 года он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил разведку Львова. Но осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его "Морана", вследствие чего пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу. Умер в плену.

    В 1910-1914 гг. первые русские летчики дали возможность приобщиться к авиации сотням тысяч граждан России, и называть их "гастролерами" столетие спустя было бы нелепо. Они были и героями, и романтиками, и провидцами. А.А. Кузьминский писал: "Герои, первые в мире проложившие тропу по воздуху на аппаратах, на которые не сел бы современный летчик, сделали свое дело. Теперь черед за молодежью! Храбрых и решительных у нас хоть отбавляй" [2]. А.А. Васильев словно дополняет своего друга: " Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав" [14].

    Все, о чем мечтали первые авиаторы, взлетавшие на "этажерках", сбылось, но одно утверждение, озвученное на заре развития авиации, можно оспорить. 9 марта 1910 г. газета "Одесские новости" писала: "Наши дети и внуки, для которых летание по воздуху будет таким же обычным делом, каким для нас является езда на трамвае, не поймут наших восторгов.

    Потому что в вещах, ставших повседневными, чудес никто не замечает. И у переживаний есть своя пора девственности. И в них есть что-то неповторимое, что может быть только раз и никогда больше". Спустя столетие с начала первых полетов, авиация остается одной из самых романтичных областей деятельности человечества.

    Список источников и литературы

    1. Курганские хроники. 1662-2000. – Курган, 2002. – С. 98, 100.

    2. Поэма о крыльях. – М.: Советская Россия, 1988.

    3. Семенов А.И. Город Петропавловск за 200 лет, 1752-1952 гг. – Петропавловск, 2010.

    4. Барнаул. Летопись города. 1701-1919. – Барнаул. 1994. – Ч.1. – С. 140.

    5. Журнал Бельские просторы. – № 7. – 2007 г.

    6. Газета "Красное Знамя". 29 ноября 2001 г.

    7. Газета "Волжская коммуна". 16 мая. 2011 г.

    8. Газета "Калужская неделя". 22 июня 2011г.

    9. Газета "Казанский телеграф". 5 июня, 7, 18 сентя-бря 1912 г.

    10. Газета "Уральские войсковые ведомости" 8 июля 1912 г.

    11. Газета " Голос Приуралья". 17,18 июля, 2 8 августа, 1 сентября 1912 г.

    12. Газета "Омский телеграф" 27 июля 1912г.

    13. Газета "Сибирская жизнь" от 29 июля, 9 августа 1912 г.

    14. Улпресса,15 июня 2007 г.

    15 Интернет-журнал "Заповедное Приморье". 21 июня 2011г. Омское региональное информационное агентство (РИА) "NB особое внимание". 19.08.2011 г.

И.М. Семенов Курганский областной краеведческий музей

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница