Архитектурные особенности церковного комплекса Прокопьевской церкви с. Никитинское Курганской области

    Активное освоение Южного Урала началось во второй половине XVII века и было связано с образованием первых русских поселений. В ходе постепенного продвижения поселенцев с севера на юг по верховьям реки Исеть и ее притокам появлялись многочисленные деревни и починки по 2-5 дворов, к которым можно отнести и с. Никитинское.

    Местное предание гласит, что первым поселенцем на этом участке был крестьянин Никита Табожчиков, выходец из внутренней России. Его именем и было названо поселение, входившее в состав Катайского острога. Раскинулось оно на правом берегу реки Исети в 125 верстах от Екатеринбурга и в 75 верстах от Камышлова. Известно, что местность, где расположена деревня, в XVII веке была населена русскими крестьянами–православными, основным занятием которых являлось земледелие. Время образования поселения относится к 1675 г. и вписывается в хронологический ряд возникновения наиболее значимых населенных мест окружающих территорий: село Катайское (1655), д. Боровское (1658), с. Колчедан (1672), Зыряновское (1709) и другие.

    Комплексное сельское строительство в XVII веке оставило несколько поселений, одни из которых впоследствии разрослись в крупные центральные усадьбы колхозов и совхозов, а другие стали просто небольшими дачными поселками. Каждое из них в свое время объединило в один приход группу из нескольких деревень, причем, процесс каждого такого объединения проходил естественным путем по мере увеличения численности населения, удаленности конкретного места от уже существовавших приходов и других демографических, природных и канонических признаков.

    Никитинский приход был открыт в 1824 г., в его состав вошли деревни: Ипатова, Медведева, Яркова и часть д. Булыгиной, ранее принадлежавшей Зырянскому приходу. Прихожан в приходе насчитывалось до 3358 душ мужского и женского пола. Первая документальная информация об организационно-подготовительных мероприятиях к каменному строительству на территории с. Никитинское принадлежит первой четверти XIX века. В архитектурно-планировочном отношении храм ставился, как правило, на новом, специально выбранном для этого случая месте, в окружении которого первые десятилетия существования прихода селился церковный причт и находился погост. "Неоспоримым визуальным преимуществом таких участков был и остается привлекательный ландшафтный фактор" [2,12]. Комплексы приходских сооружений с храмом, доминирующие в окружающем пространстве, располагались на заметных рельефах, воспринимались с дальних обзорных точек при подходе или в перспективе речной долины (рис.1).

    В таком виде храм простоял до 15 августа 1887 г., когда произошло заложение северного придела во имя св. Николая, Мирликийского Чудотворца, освящения придела произошло 8 ноября 1899 г. (рис.3).

 Панорама на церковь,с. Никитинское (фото автора, 2008))

Рис. 1. Панорама на церковь,с. Никитинское (фото автора, 2008)

    Существующий каменный храм в с. Никитинское, заложен 13 июня 1821 г. по грамоте Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского. Первоначально храм был двухпрестольный: в теплом храме престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящен в 1824г.; холодный храм с престолом во имя святого праведного Прокопия, Устюжского Чудотворца был освящен в 1840г. [3, 451].

    Характерная для приходских храмов продольно-осевая планировочная схема – самый распространенный тип, формирующий композицию всех без исключения культовых памятников, – не является исключением и для Прокопьевского храма (рис. 2).

Планировочная схема церковного комплекса с. Никитинское (обмер автора, 2011)

Рис. 2. Планировочная схема церковного комплекса с. Никитинское (обмер автора, 2011)

    Первоначально очертания церкви в плане имели форму прямоугольника, с явно выраженной продольно-осевой композицией, строго симметричной по оси запад-восток. Планировочную схему удлиняли зауженные торцы пятигранной алтарной апсиды с восточной стороны и квадратной в плане колокольни на западе (рис.2). В объемном построении монументального и гармоничного в пропорциях холодного храма проявились традиции уральского барокко ярусного типа "восьмерик на четверике". Его завершение составлено из светового барабана, увенчанного главкой с перехватом. Мощный контур толстых стен четверика выделяет собственно церковь как основу всей планировочной композиции. В унисон с ней выглядит и мощная апсида с соответствующей кладкой и декоративным оформлением. Каждая грань апсиды прорезана узкими световыми проемами, помещенными в прямоугольные ниши. Возведение второго яруса храма – "восьмерика" – и купольного завершения совпадает со строительством колокольнии с периодом угасания классицизма. Именно в это время (1840 г.) был освящен холодный храм с престолом во имя св. праведного Прокопия Устюжского Чудотворца.

Главный фасад Прокопьевской церкви с. Никитинское (фото автора, 2010)

Рис. 3. Главный фасад Прокопьевской церкви с. Никитинское (фото автора, 2010)

    Обновленная объемная композиция храма отличается устойчивой монументальностью, построенная на сочетании разновысоких частей, собранных по продольной оси (рис.2). Фасады новых приделов прорезаны крупными трехчастными "итальянскими" окнами с очерченными архивольтами и арочными перемычками. Центральное окно, подчеркивающее фасадную ось, значительно выделяется по высоте и ширине фланкирующих проемов. Сложная композиция фронтонов хорошо сочетается с "плечиками" в основании скатов. В пониженном объеме трапезной с пологой двухскатной крышей выявлены вместительные приделы, с восточной стороны к которым примыкают трехгранные апсиды, перекрывающие главный фасад собственно храма, а их боковые стены выдаются в плане за общую линию фасада. Завершение отмечено высоким аттиком в виде щипца со срезанными "плечиками" переходящее в возвышающееся округление, фиксируя центральную ось. В щипцовое закругление эффектно врезан большой четырехконечный крест, окантованный широкой рамкой. Профилированный карниз щипца дополнен рядами сухариков. Художественная обработка фасадных плоскостей приделов, выполненная в "русско-византийском" стиле, наиболее ярко и выразительно обогащает художественно-эстетическое убранство Прокопьевского храма.

    Трехъярусная колокольня вплотную примыкает к западному фасаду трапезной, уравновешивает основную храмовую часть и доминирует в окружающем пейзаже. В декоративном убранстве нижних ярусов преобладает плоскостной характер, "…архитектурная декорация как будто стремится слиться с фасадом, колонны портика превращаются в полуколонны, плотно прижатые к стене, пилястры еще более уплощаются и становятся почти нарисованными на фасаде" [2,48]. Пластичность, сочность деталей уступает место все более четкой прорисовке, приводящей к жесткости форм. "Классические" формы (фронтоны, трехчастные окна, профилированные карнизы) стали графичны, тонки и сухо прорисованы, как будто приклеены к фасадной плоскости ярусов, а тимпаны с гладкой поверхностью. Этот новый "изобразительный" подход представлен двумя массивными основаниями, разделенными узкими карнизами и объединенными в единый выразительный столп (рис.4).

Третий ярус звона, Прокопьевский храм, с. Никитинское (фото автора,2010)

Рис. 4. Третий ярус звона, Прокопьевский храм, с. Никитинское (фото автора,2010)

    Верхний ярус прорезан высокими арочными проемами звона, облегчающими монолит основной части колокольни. Отличительной особенностью третьего яруса является прием архитектурной обработки надарочных участков фасадной плоскости – восьмилепестковые розетки в виде крупной лепнины (рис.5). Утраченное завершение состояло из высокой сферической кровли, декоративного фонарика с высоким шпилем. Таким образом, в облике колокольни, представляющей в целом образец позднего классицизма в провинции, сохраняются барочные элементы.

Третий ярус звона Прокопьевской церкви с. Никитинское (фото автора, 2008.)

Рис. 5. Третий ярус звона Прокопьевской церкви с. Никитинское (фото автора, 2008.)

    Характер архитектурного оформления ограды, фрагментарно сохранившейся, позволяет отнести время ее постройки к концу XIX века, что соответствует проводившейся в тот период реконструкции церкви.

    На невысоком кирпичном цоколе в виде сплошного ленточного основания с одинаковым ритмом чередования были расставлены невысокие столбики квадратного сечения. Прясла заполняла кованая решетка. Столбы с фасадной стороны имели декоративные филенки, цоколь – раскреповки по ширине столбов. Точно известно наличие одних – западных ворот. Северный отрезок ограды проходил вдоль улицы по линии ее застройки, а западный примыкал к двум одноэтажным флигелям (один утрачен), которые включались в периметр ограды, заполняя юго– и северо-западный углы церковного комплекса.

    Одноэтажное кирпичное здание, характерное для размещения небольших сельских приходских школ, расположено на центральной улице в непосредственной близости от церкви. В плане имеет Т-образное очертание, сформированное пристройкой сеней с лестничной клеткой к основной прямоугольной части. Фасады обмазаны известковой обмазкой и побелены.

    Скупое декоративное оформление состоит из простого двухрядного карниза и высокого карниза. Окна прямоугольной формы с регулярной расстановкой проемов на три оси. Вальмовая кровля, у тамбура – двухскатная с фронтоном на торце. Ввиду использования здания не по назначению (магазин), утраты внутренних перегородок не читается. На красную линию школа выходит торцевым фасадом, что обусловлено ориентацией здания, рассчитанную на максимальную освещенность учебных помещений. Привязка здания показывает, что оно было включено в храмовый комплекс, заполняя северо-западный угол территории церкви.

    Таким образом, одним из важных периодов формирования объемно-пространственной композиции Прокопьевского храма с. Никитинское являлась последняя четверть XIX века. Эти годы были связаны с работами по реконструкции и расширению большинства исторических церковных зданий, полезная площадь которых перестала удовлетворять приходским потребностям по вместимости. Перестраивались, как правило, только теплые храмы, располагавшие в трапезных. При этом они удлинялись за счет пристроек западных палаток, на примере Прокопьевского храма. За короткий промежуток времени были отстроены заново теплые храмы, два флигеля и сооружена церковная ограда, что создавало художественно-организующий порядок в центре провинциального селения.

    Список источников и литературы

    1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М.:Наука,1979.– С.318.

    2. Скопин Е.Л. Памятники архитектуры и градострои-тельства Кировской области. – Киров: Изд-во: ООО про-ектная научно-реставрационная строительная фирма "Анфилада-Р", 2007. – Вып. 3.– С.239.

    3.Справочная книжка Екатеринбургской епархии// Братства Св. Праведного Симеона Чудотворца. – 1902. – С.602.

Т.Н. Липина, Уральский федеральный государственный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Каменск-Уральский

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница