"Самиздат" в истории общественно-политического движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в России

    Общественно-политическое движение за увековечение памяти жертв политических репрессий в России возникло в конце 1980 гг. Однако его образование происходило не на пустом месте. Еще в конце 1950-х – начале 1960 гг., во время Хрущевской "оттепели", советское общество узнало шокирующую правду о массовых репрессиях Сталинского режима, что стало неким катализатором в деле восстановления справедливости. Эта волна "демократизации" быстро подхватила советское общество, что в итоге привело к образованию организаций с демократически-правовыми устремлениями.

    Одно из первых подобных движений известно нам под названием "Самиздат". Именно "Самиздат" долгое время являлся местом проявления инакомыслия советских поэтов, художников и писателей. Как отмечали многие участники этого движения, "Самиздат" не имел отношения к политике, но лишь к литературе и свободе творчества.

    Однако, по нашему мнению, уже в начале 1960 гг. граница между политикой и литературой внутри "Самиздата" начинает размываться. Подтверждением этому может служить тот факт, что многие писатели и поэты вливаются в движение за права человека (Галансков, Хаустов, Осипов, Кузнецов и др.), становятся первыми правозащитниками 1960–1970 гг.

    Подобные "слишком правые" правозащитники недолго наслаждались вдруг появившейся свободой слова. В начале 1960 гг. на них обрушились репрессии, выразившиеся в заключении в тюрьмы, лагеря и психбольницы. В это время для определения диагноза при заключении в специализированные психиатрические больницы начинает использоваться термин "вялотекущая шизофрения".

    О репрессиях против правозащитников, начавшихся в 60-е гг., знали лишь родственники и знакомые потерпевших. Ведь Хрущев публично заявлял, что в СССР нет политических заключенных, а специальных информационных изданий "Самиздат" еще не выпускал. Возникает вопрос: каким образом осуществлять защиту прав репрессированных, если о самих репрессированных почти никто не знает?

    Правозащитники постарались сделать так, чтобы судебные процессы над обвиняемыми в политических преступлениях и антисоветских выступлениях стали достоянием общественности. Одним из первых таких "открытых" дел стало дело А. Синявского и Ю. Даниэля, публиковавших свои произведения под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак. Электронная версия historyntagil.ru. Впоследствии Андрей Донатович Синявский писал об этой ситуации: "…в нашем с Юлием Даниэлем судебном эпизоде произошло так, что это получило огласку и поддержку в стране и на Западе в виде "общественного мнения". Все это случилось помимо нашей воли. Находясь в тюрьме и стоя перед судом, мы не предполагали, что вокруг нашего процесса начнется какой-то другой процесс" [1].

    Вообще этот открытый процесс многие политические заключенные сначала восприняли неоднозначно. Интересно описал подробности этой истории Анатолий Марченко в книге "Мои показания": "В лагерях зэки много спорили об этом процессе и о самих писателях. Еще до суда все единодушно решили, что это либо подонки и трусы, либо провокаторы. Ведь это неслыханное дело – открытый политический процесс, открытый суд по 70 статье" [2]. В итоге выяснилось, что это был не совсем "открытый" процесс: туда пускали только по специальным пропускам, а из близких в зале суда Ю. Даниэль видел лишь свою жену и жену Синявского. Большинство присутствовавших были представителями КГБ. Даниэль и Синявский были приговорены к пяти и семи годам лагерей строгого режима. Однако главное, чего добились диссиденты, – нарушения традиции признавать себя виновным, публично каяться и унижаться перед советским судом.

    После дела Синявского и Даниэля наблюдается качественное изменение в содержании самиздатовской литературы. Вместо исключительно литературного материала здесь стали печататься документы программно-политического характера. Так, в 1968 г. в самиздате вышла статья А. Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в которой говорилось: "В нынешний век ни одна страна не может решить своих проблем в отрыве от общечеловеческих; обязательным условием благополучного развития является интеллектуальная свобода…" [3].

    Однако к кульминационному моменту самиздата можно отнести появление правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий", первый номер которого вышел 30 апреля 1968 г.

    "Хроника" – поистине уникальное для правозащитников явление. Она являлась не только летописью правозащитного движения, но и создала постоянную связь между правозащитниками и участниками других диссидентских направлений. Одна из основных тем "Хроники" – положение политических заключенных: в ней публиковались сообщения об освободившихся, списки политических заключенных с кратким описанием их дел, известия о вновь прибывших. Благодаря "Хронике" общественность узнавала об условиях жизни политзаключенных, болезнях, наказаниях, нормах питания, условиях работы, здесь же печатались открытые письма заключенных на волю.

    Во многом именно благодаря сведениям "Хроники" была увеличена и упорядочена материальная помощь политическим заключенным, которую осуществляли правозащитники. Материальный фонд составлялся из небольших ежемесячных взносов (от 1 до 5 рублей с человека), собираемых со знакомых или сослуживцев политических заключенных. Существовали специальные сборщики помощи. Они могли действовать в писательской среде, НИИ, вузах и других учреждениях. Были случаи передачи денег в помощь политическим заключенным из наследства. "Ежемесячные собираемые деньги, – отмечает Л. М. Алексеева, – давали возможность посылать в лагеря продуктовые посылки и бандероли, теплые вещи, письменные принадлежности, книги и даже деньги" [4]. В 1969 г отдельно был создан фонд взаимопомощи детям политических заключенных.

    В 1970 гг. власть пыталась путем ужесточения репрессивной политики искоренить оппозицию в лице правозащитников. Однако повернуть время вспять и вернуть страну в "додиссидентское" состояние государству не удалось. Когда правозащитники поняли, что спустя более 10 лет после XX съезда КПСС тысячи политических заключенных продолжают оставаться в лагерях, они начали более основательно заниматься проблемой увековечения памяти жертв репрессий. В 1973–1974 гг., когда КГБ, казалось, задавил правозащитное движение на воле, по лагерям прокатилась волна протестов – забастовки, голодовки, кампании писем и заявлений. На волю, в самиздат, поступала новая информация о положении политзаключенных, которых власти упорно отказывались признать таковыми.

    Политзаключенные, сидевшие в разных лагерях и тюрьмах, были практически изолированы. А единственным местом, например, в Дубровлаге, где могли встретиться политзаключенные строгого и особо строгого режимов, была лагерная больница в поселке Барашево. В марте 1974 г. там встретились этапированные на операцию Алексей Мурженко (с особого режима) и Кронид Любарский (со строгого). Оба были достаточно энергичны, обладали большим авторитетом среди солагерников и фактически имели мандат на обсуждение программы и тактики протеста. Переговоры велись во время получасовых прогулок вдоль хирургического барака. Кроме решения о проведении Дня политзаключенного был выработан общий проект статуса политического заключенного и ряд требований, направленных на гуманизацию режима содержания заключенных.

    30 октября 1974 г. День политзаключенного был отмечен голодовками не только в мордовских, но и в пермских лагерях и во Владимирской тюрьме. Такой широте протестов невольно способствовала лагерная администрация, подозревавшая, что что-то готовится, и не нашедшая ничего лучше, чем раскидать "заговорщиков" по разным лагерям. К тому времени на воле получили написанные в лагерях специально ко Дню политзаключенного письма, заявления, обращения и интервью заключенных мордовских и пермских лагерей. Для того чтобы мордовские материалы увидели свет, их спрессовали и спрятали в сувенирные доски, а "сувениры" были отправлены в подарок женам и друзьям политзаключенных. Был подготовлен 33-й выпуск "Хроники текущих событий", посвященный положению политзаключенных, в котором были использованы эти материалы.

    В Москве 30 октября состоялась организованная А. Д. Сахаровым и Инициативной группой защиты прав человека в СССР пресс-конференция, на которой о Дне политзаключенного сообщили западным корреспондентам. Им передали "Хронику текущих событий", открытые письма заключенных, а также письмо А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу от 24 октября 1974 г. В нем говорилось: "Нельзя допустить, чтобы на нашей земле, хотя и на той ее части, которая отделена от Вас колючей проволокой и тюремными стенами, продолжалось бессмысленное и жестокое подавление человеческого права и достоинства. Электронная версия historyntagil.ru. Нельзя допустить гибели мужественных и честных людей… Я прошу Вас вновь рассмотреть вопрос о полной амнистии политзаключенных, в том числе узников психбольниц, об облегчении режима и сокращении срока заключения для заключенных всех категорий. Такие решения будут иметь большое гуманное значение и в огромной мере способствовать международному доверию и духу разрядки, смывая с нашей страны позорные пятна жестокости, нетерпимости и беззакония" [5].

    Таким образом, уже на этапе становления правозащитному движению удалось придать огласке действия властей по отношению к жертвам политических репрессий, вести "летопись" имен политических заключенных и открыть общественности глаза на реалии советской жизни. "Хронику текущих событий" мы можем с уверенностью назвать провозвестником движения за увековечение памяти жертв политических репрессий, которое складывается уже в конце 1980-х – начале 1990 гг.

Примечания

    1. Синявский А. Диссидентство как личный опыт // "Вегетарианская эпоха". М., 2003. С. 406.

    2. Марченко А. Показания Анатолия Марченко. М., 1993. С. 219.

    3. Сахаров А. Воспоминания // "Вегетарианская эпоха". С. 226.

    4. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 1992. С. 212.

    5. 30 октября День политзаключенного // Мемориал. 1999. № 13. С. 45.

Е. Г. Путилова, преподаватель кафедры управления и права Социально-гуманитарного института Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.

Главная страница