Развитие сети народных библиотек Оренбургской губернии в конце XIX – начале XX вв.

    Народные библиотеки занимали особое место в системе внешкольного образования Оренбуржья. Распространение они получили с конца XIX в., хотя возникли еще в 60-е гг. XIX в. Организовывались и содержались народные библиотеки и читальни земствами, городскими думами, различными культурно-просветительными и кооперативными обществами, отдельными лицами.

    Решающим фактором в развитии библиотечного дела в России послужила инициатива Санкт-Петербургского комитета грамотности, решившего в 1894 г. на собранные им средства открыть не менее 100 бесплатных народных библиотек. Широкому распространению библиотечного дела способствовало и то обстоятельство, что с 1890 гг. целый ряд губернских земств начинает субсидировать в уездах открытие и содержание библиотек.

    В целом число библиотек и книг в них в конце XIX – начале XX вв. было невелико, особенно с большим трудом попадали книги в провинцию. Современники писали: "Захудалость библиотек – явление в настоящее время обычное и широко распространенное". Среди причин, задерживающих развитие библиотек в России, назывались: бедность, неграмотность населения, малочисленность жителей многих населенных пунктов, отхожие промыслы крестьян, многонациональный состав населения и др. К началу XX в. на всю Оренбургскую губернию приходилось всего 4 библиотеки и 2 книжных магазина [1].

    В 1915 г. в России имелось уже около 20 тыс. народных земских библиотек. Многие из них находились в плачевном состоянии: собственных помещений подавляющее их большинство не имело, библиотекарями являлись учителя, получающие за свой труд от 5 до 30 рублей в год или вынужденные работать вовсе бесплатно. Книг было мало – в среднем 400–500 экземпляров на библиотеку, их подбор носил случайный характер. Незнакомые даже с элементарным библиотековедением, библиотекари-учителя всю библиотечную технику сводили к простым записям о выдаче и возвращении книги [2].

    В правилах комплектования библиотек широко проявлялась охранительная политика правительства. Указом от 4 февраля 1888 г. на учебное ведомство была возложена обязанность пересмотра каталогов книг для бесплатных народных библиотек и читален, закрепленная правилами 15 мая 1890 г. Согласно этим правилам вновь учреждаемые народные библиотеки должны были основываться на каталоге, одобренном учебным ведомством. В итоге из общего числа книг, имевшихся на книжном рынке, в народные библиотеки и читальни было допущено лишь около 10 % [3]. Правда, революционные события 1905–1907 гг. заставили правительство отменить ряд ограничений, связанных с деятельностью внешкольных учреждений. В 1906 г. бесплатные библиотеки получили право, как оказалось впоследствии временное, иметь все допущенные цензурой издания.

    Свой вклад в развитие в Оренбуржье библиотечного дела внес созданный в феврале 1895 г. оренбургским губернатором Губернский комитет попечительства о народной трезвости. Одновременно открывались Уездные комитеты в таких городах, как Орск, Верхнеуральск, Троицк, Челябинск.

    На средства попечительства в губернии открывались и содержались библиотеки. Их можно подразделить на библиотеки-читальни при чайных и в отдельных помещениях, библиотеки нормального типа при школах и других учреждениях и библиотеки упрощенного типа. Всего в губернии попечительством было открыто 23 библиотеки [4]. Обязанности библиотекарей исполняли или специально приглашенные для этого лица, или учителя школ, при которых эти библиотеки находились.

    Об отношении народа к данным библиотекам свидетельствуют отзывы их заведующих. К примеру, заведующий Богородской библиотекой Оренбургского уезда сообщал: "Отношение местного населения к библиотеке весьма сочувственное; замечается это увеличением числа абонентов и разбором книг. Так, например, в праздничные и воскресные дни (в зимнее время) по окончании службы в местном храме народ валит в школу, где помещается библиотека, и, чтобы получить книгу, ожидает "череду" около часа времени, т. к. абонентов скопляется в это время иногда до 30 и более человек. Электронная версия historyntagil.ru. Большинство читателей спрашивает книги духовно-нравственного содержания и исторические". Заведующий Куюргазинской библиотеки с. Ермолаевка Оренбургского уезда отмечал: "Семилетнее существование народной библиотеки в с. Ермолаевке… повлияло благотворно на местное население. Любовь к чтению полезных книг в населении довольно уже развилась, окрепла, и чтение книг в свободное время для грамотных в приходе стало потребностью. Число абонентов, получающих на дом книги, с каждым годом увеличивается, и число наличных книг в библиотеке для читающих стало недостаточно" [5].

    Открытие народных библиотек в Оренбургской губернии началось по инициативе органов местного самоуправления. Начиная свою деятельность по внешкольному образованию, I очередное губернское земское собрание в 1915 г. определило следующие задачи для бесплатных народных библиотек-читален Оренбургского губернского земства: "Народные библиотеки-читальни имеют целью предоставить всем жителям как данного селения, так и окружающих его селений бесплатное пользование книгами, журналами и газетами путем непосредственной выдачи их для чтения в читальне и на дому" [6]. К примеру, Сыростонская районная библиотека-читальня была открыта 24 декабря 1914 г., к 1916 г. в ней числилось уже 417 подписчиков, в числе которых было 86 мужчин и 47 женщин. К началу 1915 г. земство ассигновало средства на открытие бесплатных библиотек-читален в селах Петровское, Гавриловка, Спасское и хуторе Сокулакский Оренбургского уезда [7].

    Перед библиотекарем губернское земство ставило задачи образовательного и воспитательного характера. Библиотекарь, по мнению деятелей земства, должен был не просто уметь быстро достать с полки нужную книгу. Он был обязан: "1) отлично ознакомиться с детской и народной литературой; 2) изучить процесс чтения, дабы, выдавая книгу, можно было руководствоваться не случайным выбором книги, а сознательным, памятуя, что не всякая прочитанная книга оставит след у читателя, а только такая книга, которая захватывает читателя, отвечает его душевному складу, его развитию; 3) ознакомиться с библиографией, дабы быть готовым дать совет и указания по вопросам чтения; 4) вести наблюдения за читателем; 5) хорошо изучить технику библиотечного дела. Говоря иначе, библиотекарь является учителем, воспитателем и советником своего читателя" [8].

    Оренбургское губернское земство обращало особое внимание на подготовку работников внешкольного образования. Земцы отмечали: "Для работы в библиотеке, для устройства вечерних занятий со взрослым населением, чтений со световыми картинами, для организации спектаклей, хора, научных экскурсий и других занятий со взрослым населением требуется кадр подготовленных людей. Учитель взрослых должен быть развитым и хорошо подготовленным человеком, а для этого нужна солидная подготовка, нужно специальное учреждение" [9].

    Основу методической подготовки преподавателей для внешкольных учреждений Оренбургской губернии составляли летние курсы. Их организацией занималось оренбургское губернское земство. К примеру, на организацию курсов летом 1917 г. земством было израсходовано 31639 р. 71 к. [10].

    При составлении сметы на развитие библиотек Оренбургское губернское земство исходило из собственных источников финансирования, не рассчитывая на государственную поддержку. В 1913 г. земство, вырабатывая проект правил для бесплатных народных библиотек-читален, определило следующие источники их содержания: "а) суммы, ежегодно ассигнуемые земскими собраниями, б) пособия, отпускаемые волостными и сельскими сходами, в) пожертвования деньгами и книгами, поступающие от различных учреждений и частных лиц, г) сборы с публичных лекций, спектаклей и т. д. устраиваемых на общих основаниях в пользу библиотек общественными учреждениями, организациями и частными лицами" [11].

    Крестьяне, не дожидаясь инициативы сверху, часто предлагали личную помощь для открытия библиотеки в своем селе. Так, правление Зобовского кредитного товарищества сообщило губернской управе, что в случае открытия в селе Зобово библиотеки-читальни товарищество может предоставить под ее помещение одну комнату, также оно принимало на свой счет отопление и освещение библиотеки [12].

    В итоге к 1916 г. на земской территории Оренбургской губернии открылась 91 библиотека-читальня с книгами на русском языке и 32 библиотеки для национальных меньшинств. На их содержание из средств губернского земства было ассигновано 162 300 р. [13]. Однако на IV губернском совещании в 1917 г. отмечалось, что общее число открытых в 1915-м и 1916 гг. библиотек еще не удовлетворяет потребности населения. В связи с этим совещание решило просить Губернское земство открыть так называемые "избы-читальни", или библиотеки-читальни упрощенного вида.

    В 1917 г. Оренбургское губернское земство наметило покрыть всю земскую территорию библиотечной сетью. Третье губернское совещание для упорядочения внешкольной работы постановило разбить все библиотеки на 4 разряда. К первому разряду относились 18 районных библиотек, открытых губернским земством, ко второму – библиотеки, открытые уездными земствами, к третьему – ранее подрайонные библиотеки и к четвертому – библиотеки, находящиеся в бесплатных помещениях при кредитных товариществах или других учреждениях [14].

    С началом Первой мировой войны все более ощущается недостаток средств и, следовательно, квалифицированных кадров для плодотворной деятельности культурно-просветительных учреждений. Когда губернская земская управа поместила объявление о привлечении на службу персонала в качестве заведующих районными библиотеками, на публикацию отозвались лишь местные жители, совершенно не знающие библиотечного дела. Причиной этого служило ничтожное вознаграждение (480 р. в год), которое вынуждена была предложить управа. Уездные управы в течение 1915 г. присылали в губернские управы списки селений для открытия в них районных библиотек-читален, однако после составления сметы по оборудованию библиотек выяснилось, что ассигнованных I очередным губернским земским собранием 750 р. на каждую библиотеку было далеко не достаточно. Электронная версия historyntagil.ru. Это было связано с увеличением платы за наем квартир и поднятием цены на рабочие руки [15]. Тем не менее ассигнования земств на внешкольное образование в губернии в 1914–1915 учебном году в связи с военным временем не уменьшились по сравнению с предыдущими годами, а, наоборот, увеличились.

    Несмотря на финансовые трудности, культурно-просветительная работа в губернии продолжалась. В Москве заказывали книги, "волшебные" фонари, наглядные пособия, которые рассылались всем уездным управам для передачи их заведующим районными библиотеками. Для каждой районной библиотеки в 1915 г. было приобретено книг на 500 р., для каждой подсобной – на 60 р., на каждую районную библиотеку было приобретено по одному "волшебному" фонарю [16].

    Итак, в Оренбургской губернии в конце XIX – начале XX вв. была создана довольно устойчивая сеть библиотечных учреждений. Она функционировала в основном благодаря усилиям органов местного самоуправления и общественности. Деятельность указанных органов внешкольного образования, безусловно, способствовала общему росту образования и культуры оренбуржцев.

Примечания

    1. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения. СПб., 1895. С. 27, 36, 40.

    2. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Лекции, читанные на педагогическом факультете Уральского университета в 1920–1922 гг. М., 1923. Т. 1. С. 56

    3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. М., 1991. С. 162.

    4. Подсчитано по: Отчет о деятельности Оренбургского уездного комитета попечительства о народной трезвости за 1903 г. Оренбург, 1904. С. 13–14.

    5. Там же. С. 12, 13, 19, 20.

    6. Доклады Оренбургской Губернской Земской Управы 2-й очередной сессии Губернского Земского Собрания. Оренбург, 1915. С. 15.

    7. Оренбургское Земское Дело. 1916. № 12–13.

    8. Доклады по народному образованию. Оренбургское Губернское Земское Собрание. 3-я очередная сессия. Оренбург, 1916. С. 48–49.

    9. Там же. С. 55.

    10. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 43. Оп. 1. Д. 106. Л. 676.

    11. Сборник журналов и постановлений Оренбургского Губернского Земского Собрания 1-й чрезвычайной и 1-й очередной сессий 1913 г. Оренбург, 1914. С. 232.

    12. Оренбургская жизнь. 1915. 19 нояб.

    13. Оренбургское Земское Дело. 1916. № 16.

    14. Доклады управы, журналы комиссии по Народному Образованию и журналы собрания. IV очередная сессия Оренбургского Губернского Земского Собрания. Оренбург, 1917. С. 76.

    15. Доклады Оренбургской Губернской Земской Управы 2-й очередной сессии Губернского Земского Собрания. С. 5–7.

    16. Там же. С. 9–10.

Л. В. Павлова, канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического университета.

По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.

Главная страница