У истоков создания библиотеки Обдорской духовной миссии

    Обдорская духовная миссия была создана в конце XIX в. с целью распространения православия среди коренных народов Тобольского Севера. Для содействия Обдорской миссии в деле распространения христианского просвещения было учреждено Обдорское Братство во имя Святителя Гурия архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, при котором была организована иконная и книжная лавка, где продавались по комиссионной цене предметы культа, а также листки и брошюры религиозно-нравственного содержания. Лавка пользовалась большим спросом среди населения, причем на духовную литературу спрос наблюдался, главным образом, со стороны беднейших обдорских колонистов, а инородцы предпочитали покупать иконы, серебряные и позолоченные крестики.

    При Братстве функционировала библиотека, вмещавшая в себя обширные материалы о коренных жителях Тобольского Севера. Она была создана в 1898 г. при содействии настоятеля Обдорской миссии игумена Иринарха (И. С. Шемановского). Цель создания библиотеки – предоставление миссионерам информации относительно условий жизни и быта аборигенов. Необходимо отметить, что работа рядового миссионера усложнялась из года в год. Ему приходилось противостоять сибирским шаманам, которые имели достаточно сильное влияние на коренное население. Инородцы верили в их мистические способности, считали посредниками между человеком и божествами, которые могли изгонять злых духов, добиваться благоприятных перемен в судьбе, вызывать улучшение погоды, обеспечивать умершим безопасный путь в подземный мир. Но в первую очередь аборигены обращались к шаманам за врачебной помощью. Поэтому, для того чтобы противопоставить себя шаману, миссионеру нужно было не просто заниматься целительством, но делать это эффективнее своего "идеологического конкурента-язычника". Таким образом, миссионеру помимо выполнения его основных обязанностей, связанных с распространением православия, также нужно было обладать достаточно глубокими познаниями и умениями в области медицины: проповедникам христианского учения приходилось лечить болезни, делать прививки против оспы. Руководство Обдорской миссии настоятельно советовало миссионерам пополнять свои знания посредством специальной литературы. И в этом случае значение библиотеки при духовной миссии трудно переоценить.

    Помещением, выбранным для размещения библиотеки, стала бывшая торговая лавка купца В. А. Оленева, поступившая в ведение миссии после смерти владельца. В основу вновь созданной библиотеки была положена ранее принадлежавшая Обдорской миссии церковная миссионерская библиотека для взрослых и детей. Согласно договору, заключенному между Братством и миссией, "Братство, в случае нежелания вести библиотеку, обязано было возвратить библиотеку Обдорской миссии; миссия же, в случае закрытия в Обдорске ее действий, обязывается передать библиотеку в ведение обдорских инородцев" [1]. Исходя из приемного акта, в Братство из Обдорской миссии была перевезена библиотека, состоящая из 677 книг, в 1192 томах. Стоимость полученного книжного фонда составляла 1833 р. 95 к. Кроме того, при библиотеке находились деньги, "как неприкосновенный капитал ее" в сумме двухсот рублей. Из имущества в новую библиотеку поступил "столярий", "значительно переместительный шкаф со стеклами и дверцами" стоимостью 300 р., библиотечные каталоги и штемпеля [2].

    В первый год своей работы библиотека производила выдачу книг бесплатно – для опыта, насколько успешно может функционировать она в Обдорске. Этот год показал, что открытие библиотеки вызвало одобрение у местного населения. Об этом свидетельствовали многочисленные денежные пожертвования, поступившие от жителей Обдорска. Среди меценатов были как представители духовенства (в том числе епископ Тобольский и Сибирский Антоний, игумен Иринарх), так и обычные граждане. Самые крупные денежные пожертвования были сделаны Томским губернским попечителем о народной трезвости (200 р.) и настоятелем Обдорской миссии (100 р.); остальные пожертвования варьировались в размере от 10 до 25 р.

    В начале 1899 г. Братством была создана специальная комиссия, которая упорядочила работу библиотеки, составив "Правила для церковно-миссионерских библиотек Обдорской миссии Братства во имя Святителя Гурия". Правила включали в себя 42 параграфа. После того как правила были одобрены общим собранием членов Братства и представлены Тобольскому Преосвященному на рассмотрение, они были признаны пригодными к пользованию и отпечатаны небольшими брошюрами в количестве 300 экз.

    Библиотечными правилами назначение библиотеки было определено как "церковно-миссионерское". По правилам пользование библиотекой разрешалось как членам Братства, так и сторонним лицам, вносящим установленные членские взносы. Все читатели обязаны были приобрести годичный абонемент, который давал право на пользование библиотекой. Абоненты подразделялись на 4 разряда, в зависимости от которых происходила оплата услуг библиотеки. Так, читатели I разряда платили за пользование библиотекой 3 р. в год, читатели II разряда – 1 р. 50 к., III разряда – 75 к., IV – 35 к. Для инородцев существовала льгота, они приобретали право пользования библиотекой при оплате половины стоимости абонемента, а ученые путешественники и вовсе пользовались библиотекой бесплатно [3]. Заведование библиотекой, согласно правилам, осуществляли три библиотекаря из членов Обдорского Братства и один помощник.

    Для рассмотрения вопросов о выписке книг, журналов и газет при библиотеке учреждалась особая комиссия из десяти членов Братства. Но не только печатные издания входили в состав библиотечного собрания. При нем также располагалась коллекция, состоящая из предметов быта аборигенов, чучел животных и гербариев, представляющая историческую, этнографическую и культурную ценность. Со временем эта коллекция была расширена до уровня музея.

    Что касается комплектования книжного фонда, то ввиду фрагментарности сведений нельзя представить его полную картину, но можно с уверенностью утверждать, что ежегодно он пополнялся новыми изданиями. Так, спустя полгода после открытия библиотеки фонд увеличился на 92 наименования книг, состоящих из 216 томов, итого – 769 названий книг в 1408 томах. В 1901 г. библиотека пополнилась книгами из 48 названий в 75 томах на русском и инородческом языках, содержание которых имело отношение к Тобольской епархии и ее окраинам. В 1902 г. книжное собрание насчитывало 618 книг. В 1909 г. книжное собрание абонемента для взрослых составило 1668 названий в 3387 томах, а для детей – 585 названий в 637 томах. В 1910 г. поступило 92 названия книг в 216 томах. Постоянное увеличение фонда стало возможным благодаря стабильному доходу библиотеки. Электронная версия historyntagil.ru. Источники финансирования были различными: добровольные пожертвования граждан, ежегодные ассигнования из Обдорской миссионерской церкви в размере 50 р., беспроцентные ссуды, которые предоставляло Братство, членские взносы читателей. Кроме того, из 10 % всех отчислений, поступающих в пользу библиотеки, формировался так называемый "неприкосновенный капитал", с которого, по накоплении 1000 р., снимались проценты и выдавались на библиотечные нужды. Наибольшее количество пожертвований пришлось на 1898 г., что связано с открытием библиотеки, и на 1909 г., когда библиотеку пришлось восстанавливать после пожара, произошедшего в 1908 г., в результате которого была уничтожена большая часть книжной коллекции. Кроме того, пополнение фонда периодически происходило за счет книжных пожертвований. Например, в 1901 г. библиотека получила "весьма ценный дар" от Финно-Угорского общества – издания об инородческих племенах, родственных аборигенам Обдорского края [4]. А в 1909 г., благодаря ходатайству профессора Московского университета Б. М. Житкова, Императорское Русское географическое общество пожертвовало в библиотеку ряд собственных изданий.

    Проанализировать динамику чтения в полном объеме из-за скудости сохранившихся сведений не представляется возможным. Из отчетов Обдорского Братства следует, что в 1898 г. было выдано 102 книги 44 абонентам, в 1909 г. библиотеку посетило 76 чел., а в 1910 г. библиотекой пользовалось уже 2324 абонента (данные о количестве выданных книг за 1909–1910 гг. отсутствуют). Характерной тенденцией посещаемости было то, что летом библиотекой пользовалось меньше читателей, чем в любое другое время года. Это отчасти объясняется климатическими особенностями Западной Сибири, где на летний период приходится большая часть сельскохозяйственных работ. Число читателей увеличилось после переезда библиотеки в новое помещение, в котором возникла необходимость после пожара. Оно было большей площади и более удобно, вмещало в себя книгохранилище, читальню и чайную. На основании отчета Обдорского Братства за 1909 г. можно получить наглядное представление о новой библиотеке: "Прекрасно обставлена в библиотеке читальня. Большая. Высокая, светлая, с восьмью громадными окнами, выходящими на запад, юг и восток. По середине читальни располагался огромный читальный стол 4 на 4 аршин, покрытый зеленым сукном. Постоянно заваленный в порядке расположения газетами и журналами. Хорошо обставлено и книгохранилище. В нем ровными рядами расставлены 16 больших стеклянных шкафов, заложенных книгами в простых, но очень прочных переплетах. Хождение между шкафами посторонним воспрещается и аборигены ожидают выдачи книг за особой решеткой" [5].

    Дать представление о читательских интересах может специфичность библиотечного фонда, который включал в себя богословскую, философскую, миссионерскую литературу, периодические издания, а также материалы по сибироведению и Северу России.

    Библиотека пользовалась огромной популярностью у местного русского населения и получила известность, далеко выходящую за пределы действия Обдорской миссии. Об этом говорит состав почетных посетителей библиотеки, среди которых были представители духовенства: епископ Тобольский и Сибирский Антоний, протоирей Тобольского кафедрального собора Д. Смирнов, представитель Тобольского епархиального комитета правления миссионерского общества протоирей А. Дулебов; члены Карской экспедиции: ее начальник – геолог О. О. Баклунд, зоолог Ф. А. Зайцев, ботаник В. Н. Сукачев, этнолог Д. Т. Янович, зоолог Джеймс Вардроллер, помощник геолога В. Г. Мухин; спортсмен Болин; заведующий срочным казенным пароходством по рекам Оби и Иртышу П. А. Синицын; Тобольский губернский тюремный инспектор Арвед Тофлан; ученые: командир Русского музея императора Александра III антрополог С. И. Руденко и полковник Топографического отдела Н. А. Григорьев [6].

    О том, что библиотека Обдорской миссии служила удовлетворению читательских запросов наиболее представительной и образованной части интеллигенции, говорят записи, сделанные в книге почетных посетителей библиотеки. Так, Преосвященный Антоний, епископ Тобольский и Сибирский 22 января 1909 г. сделал в книге следующую запись: "С большим любопытством осматривал библиотеку и коллекции для будущего музея и не могу не выразить сердечной моей благодарности их организаторам, так как научное изучение быта инородцев и литературы Севера Сибири много содействует правильной постановке миссионерского дела среди инородцев" [7]. А члены Карской экспедиции записали, что "с большим интересом осмотрели собрание музея и желают ему дальнейшего развития и процветания" [8]. Что же касается инородцев, то процент читателей среди них вследствие неграмотности был крайне ничтожен.

    Подводя итоги, можно отметить, что в целом работа библиотеки Обдорской духовной миссии имела просветительский характер: вместе с распространением слова Божьего она несла аборигенам новые культурные традиции и грамотность, а в работе миссионеров являлась своеобразной методической базой, с помощью которой происходило повышение их профессионального уровня.

Примечания

    1. Отчет Обдорского миссионерского Братства во имя Святителя Гурия архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1905 г. по 4 октября 1906. Тобольск, 1907. С. 19.

    2. Там же. С. 20.

    3. Там же. С. 21.

    4. Отчет Тобольского Епархиального Комитета, Высочайше Утвержденного Православным Миссионерским Обществом за 1901 г. Тобольск, 1902. С. 12.

    5. Отчет Обдорского миссионерского Братства во имя Святителя Гурия архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца с 4 октября 1908 г. по 4 октября 1909 г. Тобольск, 1910. С. 10.

    6. Там же. С. 17.

    7. Там же.

Н. В. Елизарова, канд. ист. наук, доцент кафедры социологии, политологии, психологии и педагогики Омского государственного аграрного университета

По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.

Главная страница