Церковные библиотеки Соликамского уезда в XIX в.

    Первые библиотеки в Соликамском уезде появились при православных церквях. Сохранившиеся ризничные описи XIX в. фиксируют наличие храмовых библиотек в большинстве церквей уезда: в Спасо-Преображенской церкви с. Нжинее Усолье – более 500 книг (опись 1875 г.), Похвало-Богородицкой церкви с. Орла – 183 книги (опись 1853 г.), Христорождественском соборе г. Дедюхино – 168 книг (опись 1823 г.) и т. д. В основе своей это собрания духовной, "нотной" и учебной литературы, необходимой для просветительской деятельности пастырей, обучения учащихся церковно-приходских и воскресных школ грамоте. В описи книгохранилища Орловской Похвало-Богородицкой церкви, например, числились:

    книги Священного писания (1717–1822 гг.) – 9 шт.,

    книги-писания святых отцов (1724–1883 гг.) – 39 шт.,

    книги духовного содержания (1787–1882 гг.) – 85 шт.,

    книги исторические (1814–1881 гг.) – 7 шт.,

    книги учебные (правила словесности, начальные основания ботаники, собрание арифметических задач, латинский лексикон, краткое основание алгебры, описание физики, адрес-календарь Пермской епархии 1805–1880 гг. и др.) – 18 шт. [1].

    Литература для церковных библиотек выписывалась в издательствах либо через посредников приобреталась на Нижегородской, Макарьевской, Ирбитской ярмарках. В "Книге на записку расхода денежных сумм Дедюхинского Христорождественского собора. 1778–1809 гг." сообщается, что в 1804 г. для библиотеки собора у новоусольского жителя Василия Брагина за 11 р. куплены 3 книги Священной истории Ветхого и Нового Завета [2]. Им же в 1821 г. для Орловской Похвало-Богородицкой церкви на Макарьевской ярмарке были приобретены два Требника московской и киевской печати [3]. В 1826 г. унтершихтмейстеру Курочкину за купленный у него московской печати Требник уплачено 3 р. 50 к. [4]. "Отослано в Москву книгопродавцу Василию Алексееву за выписанные от него книги: "Сочинения Архиепископа Курского", "Слова и беседы", "Духовные собрания", "Глас пастыря или беседы Сенцентики со своими прихожанами" в двух частях и другие 11 р. 65 к." [5]. Для библиотеки Дедюхинского собора в 1865 г. были выписаны журналы "Православное обозрение" стоимостью 7 р., "Духовный журнал" – 4 р., "Домашние беседы" – 5 р.; в 1866 г. через запасную библиотеку Пермского архиерейского дома – "Новый завет", 20 экз. (по 20 к. = 4 р.), буквари, 50 экз. (по 7 к. = 3 р. 50 к.), молитвенники, 30 экз. (по 40 к. = 3 р.), в 1872 г. – журналы "Странник", "Мирская слава", газета "Современник" – 12 р. [6]. Среди книг библиотеки Новоусольской Спасо-Преображенской церкви, упомянутых в "Главной церковной и ризничной описи 1875 г.", – журналы "Воскресное чтение", "Собрание поучений", "Христианское чтение", "Православный собеседник", "Странник", "Духовный учено-литературный журнал", "Душеполезное чтение", "Духовные беседы", "Духовный вестник", "Домашние беседы для народного чтения", "Пермские епархиальные ведомости" [7].

    Немалую долю книжного фонда храмовых библиотек составляли вклады. Перечень вкладных старопечатных книг ХVII–ХVIII вв. из собрания Березниковского историко-художественного музея указывает на книги, подаренные прихожанами Усольского Спасо-Преображенского собора крестьянином Илларионом ("Жития святых", Москва, 1665 г.), Усольской Владимирской Богородицкой церкви вдовой Марией Ларионовой ("Беседы на шестодневник", Москва, 1665 г.), Усольской Николаевской церкви ремесленником барона Строганова Михаилом Герасимовым Костаревым ("Жезл правления" Симеона Полоцкого, Москва, 1667 г.), Пыскорской Николаевской церкви Иваном Чоглаковым (Требник, Москва, 1652 г.) [8]. Из 21 вкладной книги собрания 17 – дары Строгановых Орловской Похвало-Богородицкой церкви.

    Являясь центрами духовной и культурной жизни населения, церковные библиотеки становились хранителями древней книжности. Описывая Зырянскую деревянную церковь во имя Рождества Иоана Предтечи (1715 г.), В. Н. Шишонко в "Пермской летописи" сообщал: "…книг, отличающихся особенною древностию при сей церкви немного: 3 напрестольных Евангелия, из коих 1-е издание 1722 г., другое – 1703 г., 3-е – 1689 г., общая и праздничная Минея, издания 1663 г., и Служебник, издания 1668 г. Последние 3 книги напечатаны в Москве повелением Государя Великого кн. Алексея Михайловича…" [9]. Осматривавший Усольскую Николаевскую церковь Д. Н. Мамин-Сибиряк отмечал Евангелие 1603 г., написанное одною из именитых женщин фамилии Строгановых: "Уставное письмо красиво и отчетливо, с раскрашенными завитками; вместо "у", везде "оу", после "ш" и "с", везде поставлен "юс", встречаются титлы, какие уже не употребляются. Листы скреплены такой подписью: "Лета 7111 августа в 31 день сия книга Евангелие напрестольное домовое, церковное всемирного воздвижения честного и животворящего Креста Господня в городе на Устье на Орле над Камой рекою Усть Уявы (Яйвы) реки. Положение Никиты Григорьевича, сына Строганова, к своей вотчине для своего поминовения заздравного и для своих родителей за упокой". Это Евангелие хранилось в Орле-городке, а в 1828 г., по указу Пермской консистории, перенесено в Усолье…" [10].

    Храмовой библиотекой заведовал церковнослужитель, в обязанности которого входили поддержание порядка в библиотеке, "бдение" за состоянием и выдачей книг. "По случаю смерти дьячка Иоанна Белозерова, у которого в заведовании была библиотека, предписывается вам библиотеку передать священнику Ипполиту Словцову с распискою его на описи… В опись, по крайней мере старую, внесть поступление не записанных книг", – говорилось в распоряжении благочинного А. Луканина в январе 1851 г. [11]. Электронная версия historyntagil.ru. Книги библиотеки тщательно хранились и переплетались. Известны имена некоторых из специалистов переплетного дела: некто Наумов, усольский дьячок Иван Павлов Шапкин, усольчане Федор Андреев Пищалкин и Василий Александров Кокшаров, унтершихтмейстер Дедюхинского солеваренного завода Матвей Курочкин, дедюхинский дьячок Иоан Белозеров, дьякон Павел Тетюев, дедюхинские сельские обыватели Иван Петров Зайцев и Петр Яковлев Курочкин.

    Важную общественную роль храмовые библиотеки выполняли вплоть до нач. ХХ в., особенно в тех местах, где не было земских, ученических или общественных библиотек. Организованная в 1896–1898 гг. бесплатная библиотека-читальня Веретинского церковно-приходского попечительства, например, имела 1591 постоянных читателей; 145 читателей пользовалось книгами на дому [12]. На небольшое единовременное пособие попечительства в 78 р. она содержала библиотекаря (36 р.), выписывала журналы и переплетала книги.

Примечания

    1. БКМ № 4463/1. Л. 53–63.

    2. БИХМ № 5515/46. Л. 131.

    3. БИХМ № 5524/5. Л. 2.

    4. БИХМ № 5515/60. Л. 23.

    5. БИХМ № 5515/12. Л. 6.

    6. БКМ № 4201/3. Л. 15, 23, 39.

    7. БКМ № 2431. Л. 247–292.

    8. Банцирова Н. А. Вкладные книги в Верхнекамские храмы (из коллекции Березниковского краеведческого музея) // Коноваловские чтения. Березники, 1995. Вып. 1. С. 48–50.

    9. Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пермь, 1885. 5-й период. Ч. 1. С. 554.

    10. Мамин-Сибиряк Д. Н. Полн. собр. соч. Свердловск, 1951. Т. 12: Автобиографические произведения, публицистика. С. 316–317.

    11. БИХМ № 5419. Л. 185.

    12. Пермские епархиальные ведомости. 1898. С. 23–24; Пермские епархиальные ведомости. 1900. С. 72.

О. Н. Варнакова, старший научный сотрудник Березниковского историко-художественного музея.

По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.

Главная страница