С Ивановым, за Ермака!

    "Папа, поедем в Ермаково городище..." – будут приставать наши ребятишки совсем скоро. А папам с мамами и самим будет интересно

    "Городище" уже начали строить под Тагилом, у подножия горы Медведь-камень. Первую очередь туристического парка хотят открыть к Дню города.

    Это частный проект, который воплощают тагильский скульптор Александр Иванов сотоварищи – предприниматели и коллеги по творческому цеху. Ровно неделю назад на воротах будущего центра установили любимое детище мастера – скульптуру Ермака с отрядом первопроходцев.

Лучший памятник – живой

    Мы едем к заветному месту по загородной дороге, от центра города всего километров 10, к тому же прежние ухабы выровнены щедрыми порциями щебня.

    – Дорожное благоустройство – тоже работа нашего инвестора, – поясняет Александр. – Предприниматель увидел в проекте туристический потенциал и арендовал под него землю на 40 лет. А вон, смотрите, речка петлю делает... Представьте, 300 лет назад русские мужики построили здесь лодки и поперли в Сибирь! Больше 10 лет думаю о Ермаке Тимофеевиче. Лепил, рисовал, искал его образ. Это же русский Колумб, благодаря которому началось освоение Сибири. Ермак и еще 300 казаков погибли на этом пути.

    И, правда, в далеком XVI веке они были совсем рядом, плыли по Чусовой, на руках перетаскивали суда через гору, чтобы идти дальше, по рекам Тагил и Тура. Строили лагеря – городища в лесах. Образ такой стоянки и хотят воссоздать у Медведь-камня.

    И вот мы на месте, любуемся простором, скульптурой на "столпах" из железа и камня, дышим вольным ветром. Первые постройки уже есть.

"ШурШурыч" Шестаков

"ШурШурыч" Шестаков

Александр Иванов и его Ермак

Александр Иванов и его Ермак

    – Здесь избушки гостевые построим, кухню, там – галерею для краеведческой и художественной экспозиции, – делится планами Александр.– Будут часовня, острог, две вышки сторожевые, пушки, карта походов Ермака. Часть территории будет оформлена в славянском стиле, часть даст представление о быте и верованиях коренных народов, вогульских племен. Здесь есть роща, в которой когда-то обнаружили могилу шамана, поставим идолов у капища. Накуем сибирскую монету и разбросаем – пусть дети играют, ищут.

Трехметровый Йети – творение невьянских скульпторов

Трехметровый Йети – творение невьянских скульпторов

    Похоже, планируется особый многогранный памятник легендарному казаку. И первый в своем роде культурно-туристический комплекс на просторах Тагила.

    В парке поставят десятки различных скульптур, готовые работы уже начали перевозить. Не зря, начиная с весны, в мастерской на улице Уральской трудятся мастера.

"Шаманит" сборная дружина

    Здесь, на Уральской, собственно и проходит "Симпозиум городской скульптуры". Чтобы его продолжить, Иванов нашел партнеров, созвал друзей:

Мансийская богиня семьи

Мансийская богиня семьи

    – Почти 30 художников откликнулись. Многих знаю давно, встречаемся из года в год на разных фестивалях. Это маститые люди и молодые дарования. Поскольку они меня уважают как старшего товарища, отчасти учителя, то согласились поработать за те мизерные деньги, которые я могу платить в качестве стипендии. Мастера приезжают, уезжают, фестиваль проходит в режиме нон-стоп.

На рабочей площадке фестиваля

На рабочей площадке фестиваля

    Работали скульпторы из Казахстана, а также из Москвы, Ангарска и других городов необъятной страны. Среди постоянных участников тагильского форума – создатели работ, украсивших наш город. Это невьянец Юрий Заикин – автор сощурившейся рыси в Народном, популярнейшего дворника на набережной и анималистической группы возле Дома учителя – "памятника блохастым". Его земляки Валерий и Кирилл Баталовы – авторы нескольких скульптур в Народном парке, для городища сделали ворона, Йети и другие образы. Айрат Маглеев из Уфы еще три года назад изваял из мрамора орла и двух медведей, что стоят на набережной и у цирка.

    Уже покинули фестиваль две известные художницы – Наталья Белобородова из Перми и Мария Соловатова из Ижевска. В этот раз они работали преимущественно с деревом, хотя хрупкие женщины с равным успехом управляются и со льдом, и с грубым железным ломом. Кстати, Мария выложила в соцсетях снимки с фестиваля с благодарностью Александру Иванову за мастер-класс.

    Сейчас "деревянный" период сменился "железным", а стук тесаков – ревом болгарок, стрекотом сварки.

    Екатеринбуржец Шура Шестаков – многократный лауреат конкурсов. Его произведения часто изящны, возвышенны и символичны, но есть работы в юмористическом жанре. Например, мальчишка-продавец газет, что размахивает "Тагильским рабочим" напротив здания нашей редакции.

    – На площадке постоянно какое-то движение происходит, – заметил "ШурШурыч" (Шестаков). – Меняются скульпторы, материалы. Бывало так тесно, что бились за потребление электричества, над 26 объектами одновременно работали. А сейчас мы также скамейки делаем, мангалы и жаровни специальные, чтобы никаких костров в городище посетители не жгли.

    Да, художники не гнушаются изготовлением утилитарных вещей. Хотя и эти предметы выглядят штучными и образными.

    Мы застали во дворе Дома художников "представление" в шаманском духе – этнический колорит во всем, начиная с простых стилизаций до поэтичного осмысления древних верований, как, например, в "Шепоте шамана" Юрия Мистрюкова из Рязани. Тагильчанин Сергей Бутурлин изготовил шаманский бубен и заканчивает железного оленя. Вдохновлен культурой манси и Андрей Барахвостов: тагильский автор увлеченно сваривает ржавые железяки, колдуя над собственным образом мансийского жреца.

    Ждем новых встреч, уже в "Ермаковом городище"!

Ирина ПЕТРОВА.

    ФОТО АВТОРА

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 11.07.2019.

 

 

Главная страница