Откуда родом блюдо?

    Былого мастерства секрет:

    В корону врезать самоцвет,

    Всадить в эфес звезду с небес

    И в ожерелье – лунный свет...

Джон Роналд Р. ТОЛКИН

    Это блюдо не теряется даже в окружении десятка других серебряных изделий, размещенных в одной с ним витрине в Особой кладовой отдела Востока Эрмитажа. Большое, массивное, оно приковывает внимание тонкостью и тщательностью работы и одновременно поражает какой-то первобытной загадочностью рисунка.

    Судьба его сложна даже в своей "исторической" части; "доисторическая" же теряется где-то в глуби веков. Так называемое "Блюдо с сокольничьим" приобретено во второй половине XIX века в Томской губернии. Более точно узнать место его находки, видимо, не удастся уже никогда.

    Впервые снимок его был опубликован в 1908 году академиком Я. Смирновым в капитальнейшем атласе "Восточное серебро", и с тех пор периодически появляется на страницах научных трудов, фигурирует в дискуссиях, меняет атрибуции. Кстати, об атрибуции. Ученый, исследующий, например, серебряный сосуд, прежде всего должен ответить на три вопроса: когда, где и по какому поводу (или кем) он был изготовлен. Это и называется – атрибуция сосуда. Ответы на эти Допросы складываются из анализа мельчайших деталей орнамента, изучения сотен аналогий, поисков сюжета в литературных источниках.

    Попав за эту тяжелую железную дверь, легко вообразить себя в сокровищнице легендарных царей Востока: пять низких залов, освещенных только электричеством, идут один за другим, серебряные фигуры тибетских богов и тончайшая китайская филигрань сменяются золотыми сосудами из Индии и Ирана, на черном бархате сверкают усыпанные самоцветами турецкие сабли... Подарки российским царям от восточных владык, драгоценная утварь из кладов и раскопок, покупки, сделанные у антикваров,– все вместе взятое составляет экспозицию Особой кладовой отдела Востока Эрмитажа. Здесь каждая вещь имеет свою судьбу, свою историю. У некоторых она ясна с момента их появления на свет, другие шли неисповедимыми путями из рук в руки, пока не попали в чью-нибудь коллекцию или к перекупщику, и только после – в Эрмитаж. Проследить судьбу отдельной вещи вспять – к мастеру, изготовившему ее,– задача научного исследования, далеко не простая.

    Итак, официальное название – "Блюдо с сокольничим из Томской губернии". Место изготовления и дата – неизвестны, сюжет – непонятен, ответа на вопрос "кем или по какому поводу" – нет. Полный простор для исследователя – настолько полный, что даже трудно выбрать, с чего начать.

    Начнем с наиболее общего и от него пойдем вглубь, попробуем добраться, снимая, как чешуйки, влияния, заимствования, подражания – до того исконного, своего, что позволит найти если не мастера, то его круг, и ответить на первый вопрос – "где?". Самое общее – это композиция декора блюда. Подбором аналогий легко установить, что подобная композиция довольно, часто встречается в серебре стран ислама X – начала XI вв. н. э.: круглый медальон в центре и четыре небольших, расположенных крест-накрест,– вокруг него. Больше того, растительный орнамент маленьких медальонов – пальметки в круге – почти точно скопирован со среднеазиатской чаши саманидского времени (X в.).

    Правда, вот что интересно: три пальметки обращены к центру, а одна, вдруг,– к краю блюда... Мусульманский мастер, для которого искусство изображения растительного орнамента – основа основ, никогда бы этого не сделал. Значит, мастер томского блюда вряд ли сам был мусульманином, но знал исламскую торевтику (торевтика – изготовление вещей из драгоценных металлов) и считал ее достойным образцом для подражания. Именно это дает нам возможность пока приблизительно определить дату изготовления блюда – X – начало XI вв., когда "жили" образцы.

    Наконец, мы добрались до центральной медальона. И вот тут привычный для востоковеда круг аналогий перестает "работать"; более того, установившиеся представления о том, где могли и где не могли изготавливать серебряную посуду, оказываются поколебленными.

    В самом деле, для того, чтобы возникла эта отрасль художественного ремесла, кроме таких компонентов, как материал и мастерство, нужен еще один, пожалуй, самый важный: заказчик. То есть в обществе должен появиться слой, нуждающийся в роскоши. Серебряная посуда – это предмет роскоши, а тем самым – престижа. Поэтому исследователь обычно ищет место производства изделия где-то в привычных центрах – в государствах Средней Азии. Иране, Византии, Китае или на их периферии. Мы уже знаем серебро Хазарского каганата, художественный металл Волжской Болгарии или Великоморавских княжеств.

    А здесь что-то странное, необъяснимое – ни с точки зрения старых восточных приемов, ни с точки зрения того нового, что внесено торевтами этих молодых государств...

    Но не бывает художников абсолютно самобытных, особенно в древности, где следование традиции было гораздо почтеннее, чем новаторство. Значит, аналогии должны быть?..

    И они есть! Только совсем в другой стороне, а именно – в гравированных рисунках на металле и фигурном бронзовом литье... нижнеобских племен.

    Вот когда все странности становятся совершенно понятными. У человека глаз в виде двух концентрических кругов – именно так он изображался на местных литых личинах. Большие пальцы рук резко отогнуты; почему-то у человеческих фигур на гравировках всегда отогнуты большие пальцы видимо, такова была традиция. Ноги "разрезаны" до пояса, колени выделены двойной линией – все это мы находим в рисунке обских угров.

    А самое бросающееся в глаза: у птицы, сидящей на олене, изображена на груди "линия жизни" – скорее всего, аорта и сердце. Народы северной зоны считали, что без "линии жизни" рисунок условен, он не передает представления о жизненной силе объекта.

    Таким образом, "Блюдо с сокольничим", вероятнее всего, родом из Нижнего Приобья. Материал и мастера, способные выполнить подобную работу, там были, это мы знаем по целому ряду исследованных памятников.

    А вот как быть с третьим компонентом – с заказчиком? Был ли здесь тот самый "слой, нуждающийся в роскоши"? Оказывается, был. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в мифы и легенды хантов и манси: они пестрят упоминаниями о богатырях-князьях в серебряных доспехах, о их дружинах, военных походах и богатой добыче, о том, что племена объединялись в княжества.

    Итак, на вопросы, где и когда изготовлено блюдо, мы, по возможности, ответили: около конца X – начала XI вв. в районе Нижней Оби. На вопрос, по какому поводу или кем оно было сделано, на современном уровне наших знаний ответ пока невозможен.

    Напрашивается еще один вопрос: а что, это блюдо – единственный след, оставшийся от приобских торевтов? Естественно, нет. Есть целый ряд вещей, есть цепочки аналогий, ведущих на западные склоны Урала и дальше – к югу.

Наталья ФЕДОРОВА.

Литература: Журнал "Уральский следопыт" № 2 стр.обложки, стр. 37.

Главная страница