В журнале "Уральский следопыт" №7 за 1969 год была опубликована вот такая интересная статья и иллюстрация к ней.

Исчезнувшая плотина

    В XVIII веке небольшая горнотаежная речка Нейва в верховьях украсилась целым ожерельем многоводных прудов. Верх-Нейвинский, слившись с озером Таватуй, образовал водоем площадью более пятидесяти квадратных километров. Ниже Нейво-Рудянский и Невьянский пруды. Созданы они были трудом "работных людишек" и приводили в движение различные заводские механизмы. Все три существуют и по сей день.

    Но оказывается, что между Нейво-Рудянским и Невьянским был еще один пруд, оставивший свой след. Теперь здесь пролегло новое шоссе Свердловск – Нижний Тагил. На семьдесят первом километре Нейва пересекает шоссе и теряется в зарослях мелкого березняка. Если с моста посмотреть в сторону Нижнего Тагила, то будет видна выемка в скальной гряде. За ней вправо лесная дорога, которая выходит к дамбе, много лет преграждавшей путь водам Нейвы. На некотором расстоянии от того места, где река минует дамбу, в насыпи имеются две седловины, видимо, остатки водосливных желобов. Первый желоб перегорожен свайной стенкой, на которой видны следы огня. У второго – в насыпи остатки бревенчатого сруба. Вдоль дамбы на расстоянии полутора-двух метров друг от друга выступают толстые сваи. Можно предположить, что они составляли деревянную стену, защищавшую дамбу от размыва.

    Сейчас это сооружение – историческая загадка.

    Когда и для чего оно было создано? Когда и почему перестало существовать? Жители Ней-во-Рудянки на мои вопросы отвечали, что их деды уже не застали здесь пруда и плотины. Но, сказывали, были, и рядом с ним завод какой-то... Какой?

Н. ЯКОВЛЕВ.

    История строительства и эксплуатации старых гидротехнических сооружений Урала очень интересна и может дать много любопытных сведений для изучения горнозаводской промышленности нашего края. Между прочим, сведений о плотине, построенной на Нейве между Нейво-Рудянским и Невьянским прудами, в общеизвестных работах по гидротехническим сооружениям старого Урала нет. Нет их и в таких современных работах как "Реконструкция старых уральских плотин" В. С. Гвоздева, "Зодчие старого Урала" А. Алферова. Поэтому сообщение Н. Яковлева представляет интерес.

    Судя по описанию автора, плотина входила в состав каскада гидротехнических сооружений, построенного в верхнем течении Нейвы. По своей конструкции она типично уральская – "ряжевая", с деревянными водосливами, "вешняным прорезом" (водосливом для сброса весенних вод).

    Я думаю, что с помощью следопытов мы получим более полные сведения об исчезнувшем пруде и плотине.

В. ГОЛОВКО, инженер-гидролог.

    На отгадку этой "загадки" потребовалось 3,5 года. Но ответ таки нашелся! В том же "Следопыте", но уже №1 за 1973 год он и был опубликован.

Исчезнувшая плотина найдена

    В седьмом номере журнала "Уральский следопыт" за 1969 год была напечатана заметка "Исчезнувшая плотина". Автор ее, Н. Яковлев, сообщал, что им обнаружены остатки старой плотины в верхнем течении реки Нейвы – в месте пересечения ее с Тагильским трактом. Сохранившаяся часть сооружения свидетельствует, что это одна из многочисленных плотин, построенных на Нейве в XVIII – начале XIX века. Когда, кем и для чего она была создана, почему перестала существовать – на такие вопросы предстояло дать ответ.

    Недавно в редакцию пришло письмо краеведа В. И. САПОЖНИКОВА из города Верх-Нейвинска Свердловской области. Ему удалось найти материалы, рассказывающие об истории исчезнувшей плотины. Вот что он сообщает: Установлено, что плотина была построена в 1860 году при Молебском железопрокатном заводе. Как следует из найденных материалов в фондах Свердловского государственного архива, на заводе имелось четыре кричных горна и два молота, приводимых в действие водой. Они перерабатывали 25 тысяч пудов железа, которое привозилось с Нейво-Рудянского завода. Интересно, что Молебский завод работал только весной и летом, в период большой воды. Поселка при нем не было, рабочие приходили на период действия завода из Верх-Нейвинска и Невьянска.

    В архивных документах, к сожалению, не сохранились имена строителей Молебского завода, зато нашлось много материалов, свидетельствующих об острой конкурентной борьбе между владельцами уральских заводов за использование горнозаводских прудов. Эта борьба и привела, в конечном счете, к закрытию Молебского завода. Остатки заводской плотины, сохранившиеся до настоящего времени, представляют интересный гидротехнический памятник.

Главная страница