Человек железной когорты

Отзыв о книге Константина Михайловича Слободина "Сын века своего".

    Новая книга известного харьковского журналиста и историка отечественного танкостроения Константина Михайловича Слободина посвящена жизни и деятельности одного из выдающихся руководителей советской танковой промышленности военных лет Исаака Моисеевича Зальцмана.

    Несмотря на то, что в 1955 г. с него были сняты все необоснованные обвинения, ни в советское, ни в постсоветское время его жизнь так и не стала предметом биографического исследования. В результате реальная личность этого незаурядного человека подменяется мифами и нередко служит предметом многочисленных (и временами весьма надуманных) интерпретаций.

    Между тем историю советского танкопрома военных лет невозможно воссоздать без биографии человека, занимавшего посты наркома и заместителя наркома танковой промышленности, директора одного из крупнейших танковых заводов страны.

Книга "Сын века своего"    К.М. Слободин бережно воссоздает биографию своего героя, уделяя немногочисленные, но весьма информативные страницы его нелегкому детству и наполненной борьбой комсомольской юности, его стремительному превращению в хозяйственника высокого ранга, директора Кировского завода.

    Особо выделяются страницы книги, посвященные деятельности Исаака Моисеевича в годы Великой Отечественной войны. Война потребовала от хозяйственных руководителей именно тех качеств, которые воспитывала в них советская система: план - закон, его нужно выполнить любой ценой, не считаясь ни с обстоятельствами, ни с жертвами. Однако одной жестокостью добиться выполнения подчас казавшихся абсолютно нереальными заданий было невозможно. Необходимы были также умение, опыт, великолепное знание возможностей заводов.

    Все это в полной мере присутствовало у И.М. Зальцмана.

    Мы видим, как он в первые месяцы лениградской блокады обеспечивает производство и ремонт танков в постоянно обстреливаемом и подвергаемом бомбардировкам городе, как проводит перебазирование на восток кадров и техники Кировского завода.

    Много внимания К.М. Слободин уделяет роли И.М. Зальцмана в организации производства на Челябинском кировском и Уральском танковом № 183 заводах. Причем в Нижний Тагил Исаак Моисеевич был командирован в тяжелейший для завода период, когда не выполнялся план выпуска танков и стоял вопрос о репрессиях в отношении его руководства. В течение нескольких месяцев "пожарный управляющий" вывел завод на выпуск необходимого количества продукции, не побоявшись при этом вступить в конфликт со всесильным руководителем НКВД Л.П. Берией и отстояв свободу своих тагильских коллег.

    Вершиной карьеры И.М. Зальцмана в военные годы, как справедливо подчеркивает автор издания, явилось пребывание Исаака Моисеевича на посту наркома танковой промышленности СССР. Причем этот пост он совмещал с сохранением поста директора легендарного челябинского "Танкограда". И хотя злопамятность Берии не позволила ему долго пребывать на этом посту, Зальцман внес свой весомый вклад в развитие советского Танкопрома в те самые трудные месяцы, когда совершался переход к коренному перелому в Великой Отечественной войне.

    С болью описывает К.М. Слободин эпизод со снятием Исаака Моисеевича с поста директора Челябинского тракторного завода и исключением его из партии в 1949 году. И сейчас в публикациях отдельных журналистов проскальзывает мысль о том, что причиной снятия была не антисемитская кампания, развязанная Сталиным и его окружением в ходе "борьбы с космополитизмом", не отказ Зальцмана в предоставлении компромата на ленинградских руководителей, а якобы его грубость и невыполнение плана выпуска тракторов в 1948 году. Однако, как справедливо замечает в своей монографии Г. Костырченко, подобные обвинения можно было предъявить многим руководителям советской промышленности, что никак не сказалось на их карьере.

    Послевоенные годы жизни Исаака Моисеевича (фактически вторая половина жизни) прошла гораздо спокойнее, чем бурные 40-е годы. Ссылка в Муром, работа в Орле, реабилитация и возвращение в Ленинград, организация там Опытного механического завода уже не требовали такой отдачи энергии. Но на каком бы посту И.М. Зальцман ни находился, он действовал так, как это было ему присуще - четко, деловито, глубоко вникая в суть решаемой проблемы. Он до конца жизни оставался подлинным сыном своего века, человеком глубоко убежденным в правоте своей жизни, в значимости того, что было им сделано в тяжелейшие для родной страны годы.

    Книга Константина Михайловича Слободина представляет собой первое в историографии исследование жизни и деятельности выдающегося руководителя советской промышленности и является ценным вкладом в историю танкостроения. Она, безусловно, будет востребована не только специалистами-историками, но и более широким кругом читателей, интересующимися как историей создания грозных боевых машин, так и судьбами железной когорты "людей сталинского времени".

А. ЕРМАКОВ.

    Фото Людмилы Ивановой.

Литература: Газета "Машиностроитель" от 07.04.06.

Главная страница