Восхождение

    Восточная мудрость гласит: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Почти у каждого человека есть своя гора, к которой он идет всю жизнь. Только одни завершают путь у ее подножия, а другие преодолевают его, шаг за шагом поднимаясь по каменистым уступам ввысь, к вершине.

    Свое восхождение Иван Григорьевич Семенов начал давно, если быть точным - 38 лет назад. Тогда у школьного директора и учителя литературы произошел крутой поворот в судьбе. Правда, в то далекое время Иван Григорьевич вряд ли счел его судьбоносным. От предложения возглавить Нижнетагильский краеведческий музей решительно отказался: "Помилуйте, я ведь даже не историк!" ... Но заместитель председателя горисполкома Анастасия Дмитриевна Лейзерова настаивала.

    - Пригласила еще раз и повела в музей, - вспоминает Семенов. - Потом спросила о впечатлениях! Никогда не забуду, как я ей ответил: "Картины висят, бабушки сидят. А я-то что делать буду?" Но дел здесь оказалось так много, что и теперь конца-края им не видно. Только бы судьба подарила еще какое-то время, чтобы успеть...

    Не раз доводилось слышать: музейщиком надо родиться. Семенов, наверное, родился энтузиастом. Такие в любом деле способны горы свернуть. Его горой стало музейное строительство. Поначалу никаких идей не было - только процесс накопления капитала: изучал, осваивал специфику, напитывался опытом и знаниями коллег.

    - Поколение послевоенных лет - это были настоящие подвижники, я многому у них научился. К середине 70-х годов в полной мере осознал уникальность наших коллекций. Но хранились они в тесных, плохо оборудованных помещениях, без надежды "выйти в люди". В экспозициях мы тогда показывали историю края в общих чертах: феодализм - капитализм - социализм. А для того, чтобы раскрыть особенности именно нашего региона, его своеобразие, не хватало места, нужны были дополнительные площади. Короче говоря, из старой рубашки мы выросли. Пора шить новую. Но как? Строить новое здание - это нереально.

    Я был председателем местного отделения Всероссийского общества охраны памятников и видел, что поставленные нами на учет исторические здания не воспринимаются как памятники.

    В Нижних провиантских складах, в самом центре Тагила, - гараж школы ДОСААФ со стоянкой машин и грязной, мазутной площадью. О том, что это первое каменное здание, построенное в 1764 году, знали лишь историки и краеведы. Напротив, на холме, - Верхние провиантские склады, оба составляют архитектурный ансамбль. Здесь тоже гараж, но уже горсовета. В доме крепостных механиков Черепановых, изобретателей первого русского паровоза, размещался детприемник, временное прибежище для сирот и беспризорников. В Господском доме, хранящем память об именитых гостях господ Демидовых и управителях их заводов, понастроены коммунальные клетушки. И в доме крепостных художников Худояровых, основателей тагильской школы лаковой росписи по металлу, живут люди. Как и в части другого дома, связанного с именем первого рабочего писателя Урала Алексея Петровича Бондина... Все это привело к рождению первой программы - созданию в городе музейного комплекса. Суть ее в следующем. Город берется за реставрацию зданий-памятников и передает их краеведческому музею. В результате мы и памятники сохраняем, и получаем дополнительные экспозиционные площади, даже возможность открыть новые музеи, показывающие разные грани исторического развития края.

И.Г. Семёнов    Партийных и советских руководителей Семенову удалось привлечь на свою сторону заранее. Убеждать он умеет, терпения не занимать - недаром школьным учителем работал, с тонкостями учебно-воспитательного процесса знаком. Но тут - другая аудитория. Что же, стал, по его собственному признанию, "воспитывать" секретарей горкома, вовлекать их в музейное дело, пробуждать интерес и таким образом приобретать союзников, единомышленников. А через них мостить дорогу к промышленникам.

    И все же прошло немало времени, прежде чем люди, привыкшие "гнать" производственный план, повернулись лицом к музею не только по приказу сверху. Бывали и курьезные случаи. За нерадение на одном из объектов музейного комплекса начальнику ремонтно-строительного управления объявили выговор, и он с недоумением и обидой говорил Семенову: "За все терпимо получать наказание, но чтобы за музей!.."

    За три года грязный, пропахший бензином и мазутом гараж преобразился в сказочный терем у городского пруда, стал красой и гордостью тагильчан. И поселилось тут фондохранилище с нормальным температурным режимом, а еще - с выставкой экспонатов открытого хранения и с подвалом, превращенным стараниями хранителей древности в стилизованный музейный трактир начала прошлого века.

    Пожалуй, только теперь в реальность музейных фантазий Семенова город поверил окончательно. Убеждали результаты - весомые, зримые.

    Механизм музейной перестройки запущен на полную мощность. Вот уже и квартира Бондина превратилась в литературно-мемориальный дом-музей. И из усадьбы Черепановых переселили в другое здание детприемник, чтобы создать здесь музей научно-технической мысли. В доме Худояровых открыли музей подносного промысла с постоянной экспозицией работ старых мастеров лаковой росписи и молодых продолжателей их традиций. Приступили к реконструкции Верхнего провиантского склада с приспособлением его под музей природы и охраны окружающей среды. А многострадальный Господский дом после долгих и сложных ремонтных, реставрационных работ уже радушно встречает гостей.

    - К сожалению, были у нас не только успехи, но и горестные утраты, - рассказывает Иван Григорьевич. - В этнографическом комплексе, по соседству с Господским и Худоя-ровским домами, задумали мы еще один музей создать - крестьянского быта. Научные сотрудники ездили по округе и наконец в селе Бызово нашли избу-долгожительницу, образец оригинальной уральской застройки первой половины XIX века. Она даже топилась по-чёрному. Купили, разобрали по бревнышку, перевезли в город, заново собирать стали. Но из-за недостатка средств - с деньгами и раньше проблемы были - дело затянулось, а недостроенный объект охраняется плохо. Этим воспользовались любители чужого добра. Воров мы "вычислили", был суд, их заставили вернуть похищенное. А в отместку они ночью сожгли реликтовую избу. От пожара погиб и дом рабочего-революционера Добродеева, где размещался музей истории тагильской организации РСДРП. Тут, правда, обошлось без злоумышленников. Загорелось соседнее строение, огонь перекинулся сюда так быстро, что спасти не удалось.

    - Может быть, об этой потере и жалеть особенно не стоит: революционное прошлое - тема ныне непопулярная? - задаю "каверзный" вопрос.

    - Но это же страница нашей истории. И какая! А нормальные люди страниц из книги не вырывают. Историю надо показывать без купюр, со всем, что имело место в прошлом. Показывая историю объективно и во всей полноте, мы призваны воспитывать людей в любви и уважении к родному краю, к Отечеству. Культурно-историческое наследие - основа самосознания нации, духовный стержень народа. И работать ради этого - благо и смысл жизни. Вот что для меня главное. Отсюда и разные программы, планы развития.

    Шаг за шагом - и все в гору. Следующим этапом восхождения стало создание музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала. Это тоже идея Семенова:

    - Нижний Тагил был центром горнозаводского округа и технологически тесно связан с другими заводами Демидовых - Черноисточинским, Лайским, Висимо-Шайтанским, в Верхней и Нижней Салде. Каждый имел свои особенности, вносил свой вклад в технический прогресс края. Поэтому историю горнозаводского Урала раскрыть только в экспозициях тагильского музея нельзя - картина будет неполной. Но и растаскивать ее по отдельным музейным "клеточкам" - неправомерно, так как издавна сложившиеся связи окажутся разорванными. Должна быть одна, общая коллекция музея-заповедника, объединяющего историческое наследие всего региона.

    Идею поддержали руководители города и Свердловской области, одобрил ее ученый совет Уральского отделения Российской Академии наук. Благо к тому времени идея уже трансформировалась в научную концепцию, разработанную заместителем директора по науке Людмилой Павловной Малеевой.

    И вот с внушительной пачкой документов Семенов поехал в Москву "пробивать" проект в Министерстве культуры России. Возглавлял его тогда Юрий Серафимович Мелентьев. Знал он тагильский музей с детства и до конца жизни, чем мог, помогал родному городу. Его Иван Григорьевич называет крестным отцом музея-заповедника, официально заявившего о себе в 1987 году.

    А через два года неугомонный директор, как опытный альпинист в связке со своей командой, уже пошел брать новую высоту. На сей раз Семенов замахнулся на святая святых "опорного края державы" - металлургическое производство. "Ну, уж этот орешек ему не по зубам", - усмехались скептики. А "орешек" и в самом деле твердый, да еще почти 300-летней давности.

    - О музеях-заводах мы были наслышаны, - продолжает рассказ Семенов. - Они есть в Швеции, Германии, Италии, существуют как памятники, но более поздних времен, чем у нас. Уникальность нашего подтверждают и российские, и зарубежные ученые, признанные авторитеты в этой области знании. Члены Международного Комитета по индустриальному наследию (TICCIH) и его президент господин Луи Бержерон бывали здесь, осматривали завод, изучали. Концепция будущего музея обсуждалась на проходившей в Нижнем Тагиле всероссийской конференции "Научно-технические музеи: проблемы и перспективы".

    Нам, конечно, хотелось иметь музей-завод действующий, чтобы посетители могли видеть весь цикл металлургического производства и гидрокомплекс в рабочем состоянии. Но это очень дорогостоящий проект. Надо исходить из реальных возможностей. Поэтому решили создавать недействующий музей-завод. Ну, а дальше - снова хождения по инстанциям и уже не раз испытанный метод убеждения неверующих, чтобы прониклись важностью задачи.

    Со своими - тагильскими металлургами - мы договорились. "Все, Иван Григорьевич, больше не убеждай. Прониклись!" - подвел итог директор НТМК Ю.С. Комратов. У руководства города тоже нашли поддержку. Оставалось убедить двух министров - черной металлургии и культуры. Убедили. И они подписали совместный приказ о создании музея на базе остановленного металлургического завода имени Куйбышева, с утверждением программы поэтапной музеефикации.

    Только радость оказалась преждевременной. Черной полосой стал 1991 год. Начавшийся в стране передел перечеркнул надежды и планы, лишив нашу программу финансового обеспечения. Трудные были годы: замедлилась реставрация Верхнего провиантского склада, дома механиков Черепановых, музеефикация завода.

    В последующие годы трудности были преодолены: ныне в этих памятниках истории размещены музейные экспозиции, а ОАО "НТМК" так и остался генеральным спонсором музея-завода.

    А музейное строительство продолжается. Новое "тагильское чудо", правда, пока только в планах и схемах, в альбомах и постановлениях, в томах технической документации. И официально называется так: "Проект индустриально-ландшафтного "Демидов-парка" в городе Нижний Тагил". Тщательно продумана и научно обоснована концепция комплекса, куда войдут территория завода и краеведческого музея, ряд улиц с жилыми домами в историческом районе Тагила, памятники архитектуры XVIII-XIX веков в центре города, нагорный парк "Лисья гора", отработавший свой век Меднорудянский карьер. И все это с учетом зеленых насаждений и экологической реабилитации земли, что для задымленно-загазованного промышленного города имеет особое значение.

    Когда архитектурный план утверждали на заседании градостроительного совета, мэр Нижнего Тагила Н.Н. Диденко сказал:

    - "Демидов-парк" нужен не музею, а всем нам. Проект "Демидов-парка" - не утопия, а реальная перспектива. И надо идти вперёд.

    Почётного гражданина города, заслуженного работника культуры России И.Г. Семёнова искренне обрадовала эта оценка проекта.

    Проекты, программы, планы и - небывалый размах музейного строительства, генеральное наступление сразу на всех фронтах. Зачем так спешить? Не лучше ли постепенно, потихоньку завершить работы на одном объекте и лишь потом браться за другой? Этот вопрос Семёнову в бытность его директором музея-заповедника не раз задавали в городской Думе, советуя "умерить аппетиты" и спуститься с небес на землю.

    - Не все еще осознали, что это процесс естественный, - делится мыслями Иван Григорьевич. - На базе сделанного рождается новое, его нельзя откладывать - оно уже проросло на старом. Музейный комплекс привел к созданию заповедника. Но какой заповедник горнозаводского дела без музея-завода? А индустриально-ландшафтный парк - лучшая форма сохранения в условиях природной среды всего историко-культурного наследия, включая и памятники техники. Да со временем Нижний Тагил мог бы прославиться не менее Суздаля! Есть Золотое кольцо России - мы куем Железное.

    А все-таки он неисправимый романтик, этот деловой, внешне суховатый и сдержанный, предельно собранный, целеустремлённый человек. Три года назад он ушёл с директорской должности. Думаете, на покой и заслуженный отдых? Ничуть не бывало. Даже в свои 80 лет он по-прежнему музейщик. Только силы теперь сосредоточил на одной, им же рождённой проблеме - как главный специалист-координатор проекта индустриально-ландшафтного "Демидов-парка". И работает он с той же энергией, что и раньше, и с той же верой в успех своего дела. И дай Бог ему удачи!

Ада ЕГОРОВА.

Литература: Газета "Горный край" от 10.02.06.

 

 

Главная страница