Морозовы: корни и крона

    В музее бронетанковой техники Уралвагонзавода есть экспозиция, посвященная Александру Александровичу Морозову, главному конструктору, который десять лет руководил в Нижнем Тагиле созданием и производством танков. Особое место в их ряду занимает знаменитая "тридцатьчетверка", которая родилась еще до Великой Отечественной. К началу войны на харьковском и сталинградском заводах было выпущено 1225 таких машин.

Александр Александрович Морозов    А в октябре 1941-го харьковский завод эвакуировали в Нижний Тагил. Первым эшелоном отправили конструкторскую документацию и семьи тех, кто продолжал демонтаж оборудования и отправку людей. "Я еду от своего бюро последним, когда устрою всех ребят на поезд", - писал А.А. Морозов жене 4 октября 1941 года.

    17 октября он получил назначение на должность главного конструктора Уральского танкового завода и приказ немедленно вылететь в Нижний Тагил: на тагильском вагоностроительном заводе требовалось в кратчайший срок организовать производство танков. Морозов прошел по цехам и увидел, как сложно сделать это. Не хватало специального оборудования и квалифицированных кадров, в цехах - подростки и вчерашние домохозяйки, которых еще учить и учить. Оккупация фашистами огромной части страны создаст сложности в поставках бронедеталей, алюминиевого литья, приборов, резины, электрооборудования.

    После обхода цехов Александр Александрович собрал совет конструкторов и предложил:

    - Идите в цехи, посмотрите, что можно, не поступаясь качеством и боеспособностью машины, упростить, подогнать под имеющиеся возможности производства, найти взамен недостающего.

    Коллективная мозговая атака принесла ощутимые результаты. Каждое предложение главный оценивал собственным опытом, нередко предлагая что-то доработать, иное развивал и дорабатывал сам - как правило, наиболее сложное. В ряде случаев механическую обработку деталей заменили ковкой и штамповкой. Кое-что, не влияющее на технические и боевые характеристики танка, вообще отменили. Смекалка, изобретательность конструкторов в содружестве с технологами и самоотверженным трудом рабочих позволили за ноябрь-декабрь отменить 5641 деталь, упростить изготовление еще 774 и на 21 процент сократить номенклатуру применявшихся нормалей. В декабре 1941-го первый эшелон с 25 танками Т-34 отправили на фронт. А в марте следующего завод № 183 достиг довоенного уровня выпуска, в мае намного превзошел его.

    В музее бронетанковой техники УВЗ есть документ, свидетельствующий о присуждении 11 апреля 1942 года М.И. Кошкину (посмертно), А.А. Морозову и Н.А. Кучеренко Государственной премии за создание танка Т-34. А в январе следующего года за перевыполнение плана выпуска танков директору завода Ю.Е. Максареву, главному конструктору А.А. Морозову и директору Института электросварки Академии наук Украины Е.О. Патону присвоили звания Героев Социалистического Труда. Такая высокая оценка была выверена самым строгим и бескомпромиссным экзаменатором - фронтом.

    А.А. Морозов много часов проводил на полигоне. Подолгу беседовал с прибывавшими на завод за боевыми машинами фронтовиками, выпытывал, как Т-34 ведет себя в бою. Посетил и выставку трофейного оружия в Москве, где досконально обследовал немецкие танки. Все это служило импульсом для творческого поиска новых конструкторских решений. У "тридцатьчетверки" появились пятискоростная коробка перемены передач вместо прежней четырехступенчатой, командирская башенка, дополнительные топливные баки. А после Орловско-Курской битвы потребовалось оснастить танк более мощным вооружением, так какого 76-миллиметровое орудие по дальности поражения цели уступало 88-миллиметровым пушкам среднего немецкого танка Т-У "Пантера", тяжелого T-VI "Тигр" и штурмового орудия "Фердинанд", оснащенных к тому же мощной броней. Ответ на вызов противника требовалось дать быстро. Перевооружение Т-34 стало еще одной славной страницей в летописи отечественного танкостроения.

Конструкторское бюро в Великую Отечественную

Конструкторское бюро в Великую Отечественную

    Потребовалась новая башня с уширенным погоном. Иной должна быть стать компоновка боевого отделения, улучшенных механизмов приводов управления вооружением и башней. А времени в обрез. И Морозов принимает оригинальное решение - половину состава конструкторского бюро отправляет под началом своего заместителя Н.А. Кучеренко непосредственно в цехи, чтобы там, на рабочем месте, они помогали производственникам в изготовлении и сборке новых узлов и механизмов, стали техническими контролерами в приемке готовой продукции. И все сделали успешно. Уже в начале 1944 года противник испытал на себе сокрушительную ударную мощь огня 85-миллиметровых орудий "тридцатьчетверок". В этом году фронт получил с Уральского танкового завода №183 6583 танка с новой пушкой из общего количества выпущенных 8421 машины. По свидетельству маршала И.С. Конева, "До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным".

    Долгожданная Победа над фашистской Германией стала всенародным праздником. Но долгосрочного мира, о котором страна мечтала, не получилось: речь Уинстона Черчилля в Фултоне, появление планов ядерной бомбардировки Советского Союза положили начало так называемой "холодной войне" и невиданной гонке вооружений. "Мы, конструкторы, всегда были и останемся в одном строю с нашей армией, всегда находимся на боевом дежурстве по охране мирного труда и жизни нашего народа", - так считал А.А. Морозов. Как конструктор-творец, он давно сделал для себя вывод, что необходимо в творческих наработках создавать не просто запас прочности, а вынашивать перспективные, далеко опережающие время машины, шаг за шагом приближать их создание. Именно так в морозовском КБ Уралвагонзавода родился танк Т-54. Он был вооружен 100-миллиметровой пушкой и зенитным крупнокалиберным пулеметом, имел модифицированный дизельный двигатель В-2, литую башню и монолитный лобовой бронелист, усовершенствованную ходовую часть и ряд других новшеств. Эта машина стала самой массовой послевоенной наследницей Т-34 и многие годы находилась на вооружении Советской Армии и ее союзников.

    Поздней осенью 1951 года Александр Александрович Морозов был назначен на должность главного конструктора харьковского завода и переведен туда.

    На Уралвагонзаводе остались добрая память о нем и некоторые личные вещи его в музейной экспозиции.

Морозовский Т-54

Морозовский Т-54

    К сожалению, экспозиция эта, на мой взгляд, несколько односторонняя: в ней нет ничего, что рассказывало бы о семье главного конструктора. В военные годы она ютилась в однокомнатной квартирке всемером: он, мать, жена, два сына и сестра жены с сыном. Впоследствии старший сын Александра Александровича Евгений получил высшее техническое образование и работал замом у отца. Младший, Александр, окончил танковое училище и в нем же впоследствии работал старшим преподавателем в звании полковника, обучал эксплуатации и вождению танков. Его дочь Ирина окончила политехнический на кафедре колесных и гусеничных машин, которую создал ее дед, о чем она в то время и не догадывалась. Она очень хотела поступить в танковое училище, но девушек туда не брали. После ряда отказов в приеме она добилась аудиенции у командующего Киевским военным округом и получила разрешение один день в неделю заниматься на военной кафедре вуза всем тем, чем занимались парни: строевой и огневой подготовкой, тактикой ведения боя, управлением и ремонтом танков и других гусеничных машин.

    Выпускникам "военки" после прохождения месячных сборов присваивали воинское звание лейтенант запаса. Ирине Морозовой по завершении сборов отказывали в присвоении офицерского звания, придравшись к ее слабому зрению. Но не учли, что характер у нее дедовский. Она поехала в Москву, в клинике знаменитого окулиста Федорова прооперировалась. И получила офицерское звание.

    - После окончания института, - вспоминает Ирина Александровна, - устроилась на военную приемку на заводе имени Малышева. Через год меня призвали на действительную военную службу, и я уже 20 лет служу на заводе. Я стала-таки кадровым офицером, сейчас у меня звание майора. На заводе я единственная женщина - военный. Мой сын Александр - четвертый (по давней семейной традиции одного из сыновей непременно называли Александром. - В.К.) сейчас оканчивает школу, ему 17 лет. Собирается тоже поступать в танковое училище. Александр, как вы, наверное, заметили, у нас - родовое имя. И страсть к танкам тоже генетическая.

    Это было сказано Ириной Александровной Морозовой в октябре 2004-го, в год 100-летия деда - основоположника морозовской династии танкистов.

    Вот этими фактами я и предлагаю пополнять в музее бронетанковой техники Уралвагонзавода экспозицию о дважды Герое Социалистического Труда, четырежды лауреате Государственных и Ленинской премий главном конструкторе Александре Александровиче Морозове: с его смертью дело, которому он отдал всю свою жизнь, не умерло, оно продолжается. В том числе и его потомками.

Валерий КУЗИН.

    Автор благодарит ветерана УВЗ Маргариту Николаевну МАНАКОВУ за предоставленные публикации.

Литература: Газета "Горный край" от 10.06.05.

Главная страница