Д.Н. Мамин-Сибиряк и Тагильский край

    Д. Н. Мамин-Сибиряк принадлежит к писателям, чьи жизнь и творчество особенно тесно связаны с родным краем. В широком смысле это был весь Урал, верным и любящим сыном которого он был до последних дней своей жизни. Но есть на Урале места, самые любимые и близкие сердцу писателя. Именно им посвятил он свои лучшие, задушевные произведения.

    С полным основанием к ним можно отнести Тагильский край - точнее, Нижнетагильский горнозаводский округ, расположенный в центральной части Среднего Урала по обеим сторонам горного хребта, на "рубеже Европы и Азии", как вспоминал позже писатель. Этот один из самых богатых и крупных уральских округов, принадлежавший на посессионном праве потомкам знаменитых "фундаторов" первых заводов Демидовых, занимал площадь, равную небольшому европейскому государству. Здесь, на территории в 638000 десятин, располагались 9 металлургических заводов, несколько медных и железных рудников, десятки золотых и платиновых приисков, 7 заводских поселков, 16 сел и деревень.

    В одном из небольших заводских поселков Нижнетагильского округа - Висимо-Шаитанске, где было всего 236 дворов и проживало около двух тысяч человек, в 1852 году родился и провел свои детские и отроческие годы сын заводского священника Дмитрий Мамин. Здесь будущий писатель получил первые незабываемые впечатления от суровой и прекрасной природы Урала и своеобразного быта крепостных заводских крестьян, "пригнанных" на заводы из разных концов России. Их яркие, самобытные характеры, меткое, образное слово жадно впитывала восприимчивая и благодарная детская память. "Я вскормлен висимским хлебом и вспоен висимской водой", - с полным основанием мог сказать про себя Дмитрий Наркисович.

    Уехав из родного Висима "в ученье" пятнадцатилетним мальчиком, он и позже, уже юношей, неоднократно приезжал туда на каникулы. Несколько раз бывал там и позже, в 1880-1890 годы, уже будучи писателем и постоянно живя в Екатеринбурге. Здесь он оставил немало друзей и знакомых. Всегда, даже став петербургским писателем, интересовался их судьбами, а некоторым (например, своей бывшей няне) помогал и материально. Фотография Висимо-Шайтанского завода висела над его рабочим столом рядом с картиной его друга и земляка художника Денисова-Уральского, изображавшей лесной пожар на Урале.

    Конечно, не раз бывал он в детстве и в других заводских поселках Нижнетагильского округа - Черноисточинске и Висимо-Уткинске. Они, а также заводские деревни Захарова, Галашки, Грань, Шайтанка позже будут фигурировать в произведениях Мамина-Сибиряка.

    Краеведы выяснили десятки имен и фамилий висимчан, связанных с семьей Маминых. Многие из них (как, например, друг Костя Рябов, дьячок Николай Матвеевич, охотник Емельян и другие) стали впоследствии персонажами произведений писателя.

    Важной страницей в биографии молодого Мамина после его возвращения в 1877 г. на Урал стали Салдинские заводы. В Нижней Салде жила с 1876 г. его семья. В Верхней Салде Дмитрий Наркисович встретился с Марией Якимовной Алексеевой, ставшей ему женой, верным другом и помощницей на начальном, самом трудном этапе его литературной деятельности. На Салдинских заводах он попал в новую для него среду заводской и земской интеллигенции. Наблюдения за нравами и бытом заводского общества, в том числе и его высшей, "элитной" части, дополнявшиеся рассказами Марии Якимовны, не прошли бесследно для будущего писателя.

    Особенно много дало ему общение с управителем Нижнесалдинского завода К.П. Поленовым. Этот высокообразованный человек, знаток заводского дела, познакомил Дмитрия Наркисовича с техникой металлургического производства, условиями труда на демидовских заводах и с общими проблемами развития горнозаводской промышленности Урала. Не случайно он стал прототипом ряда персонажей произведений Мамина-Сибиряка. Так, его черты легко узнаваемы в Константине Бахареве - одном из героев первого романа писателя "Приваловские миллионы". В рассуждениях Бахарева, его спорах с Приваловым несомненно звучат мысли Поленова, высказанные во время разговоров с Дмитрием Наркисовичем в Салде. Явно напоминает его и персонаж из "Горного гнезда" - управитель Баламутского завода Вершинин - "умный человек и светлая административная голова", как характеризовал его автор.

Д.Н. Мамин-Сибиряк    Много нового узнал Дмитрий Наркисович от салдинцев о крепостном прошлом демидовских заводов, в том числе о трагической судьбе крепостных интеллигентов, описанных им позже в повести "Братья Гордеевы" и в ряде других произведений. Вероятно, еще в Салде, где он встретился с участниками зарождавшегося общественного движения, был задуман "Очерк из жизни Среднего Урала" ("Сестры"). В нем Мамин-Сибиряк описал действительно имевшее место событие - предательское убийство одного из "общественников" - служащего Лайского завода, пытавшегося защитить рабочих от произвола заводской администрации и грабежа действующих вкупе с ней торговцев и кабатчиков.

    Салдинские встречи и впечатления позже отразились в "Горном гнезде", хотя местом действия этого романа стал Нижний Тагил (названный там Кукарским заводом). И это не было случайностью. Нижнетагильский завод являлся административным и культурным центром горнозаводского округа. Там находилось главное управление Демидовых. По своему промышленному потенциалу и численности населения (свыше 20 тысяч человек) он превосходил многие уральские города, хотя статуса города не имел. Тагил поразил воображение двенадцатилетнего Мити Мамина, впервые побывавшего там в 1864 году по пути в Екатеринбургское духовное училище.

    В 1878 г. Дмитрий Наркисович приехал в Нижний Тагил уже взрослым человеком в поисках работы. Остановился у знакомых в "строгановском доме" на улице Большерудянской (ныне Кирова, 37). Собирался перевезти сюда из Салды семью, главным кормильцем которой оказался после неожиданной смерти отца. Но пробыл здесь недолго - всего около месяца. Причина быстрого отъезда из Тагила заключалась не только в трудностях с получением подходящего места службы. По всей вероятности, он опасался преследования за критические корреспонденции, посланные в газеты Петербурга и Екатеринбурга. В них разоблачалась неприглядная роль владельца Тагильских заводов и заводской администрации при проведении реформы 1861 года, в частности, при составлении уставных грамот, обезземеливших тагильских мастеровых. Возмущенное дерзостью анонимного автора газетных заметок, Нижнетагильское заводоуправление пыталось его разыскать, и Дмитрию Наркисовичу пришлось срочно покинуть Тагил, чтобы не навлечь кары на себя и свою семью. Газетные публикации 1878 г. в "Екатеринбургской газете" и "Новом мире" о тагильской уставной грамоте можно считать первой "заявкой" на тему проведения крестьянской реформы на Урале, которая позже прозвучит в ряде произведений Мамина-Сибиряка ("Горное гнездо", "Три конца", "Говорок" и других).

    Возникла она и в очерках "От Урала до Москвы", появившихся в 1881-1882 гг. на страницах одной из ведущих московских газет "Русские ведомости". Их автор особое внимание уделил Нижнему Тагилу. В этих очерках (позже дополненных опубликованным на страницах журнала "Северный вестник" очерком "Платина") Мамин-Сибиряк дал замечательное описание своеобразного облика Нижнетагильского "города-завода", который "широкой картиной развернулся у самого подножия Урала, как самое близкое и любимое его каменному сердцу дитя". Рассказывалось здесь и о местных достопримечательностях - архитектурных и исторических памятниках, заводском музее - "учреждении в своем роде единственном" - и, конечно же, о знаменитых в истории русского горного дела заводах и их владельцах Демидовых. Говоря о будущем Тагила, писатель предсказал ему судьбу "русского Бирмингема", мирового центра металлургии.

    В 1880-1890 годы Дмитрий Наркисович особенно часто бывал в Нижнем Тагиле и его окрестностях. Интересовали его тагильские золотые и платиновые прииски. Результатами этих посещений стали многочисленные рассказы, очерки и повести на "приисковую, тему ": "Старатели", "Золотуха", "Дикое счастье", "Золото", "Платина", "Дедушкино золото", "На золотом прииске", "Золотое дело".

    В Нижнем Тагиле, как в Висиме и Салде, у Дмитрия Наркисовича был широкий круг друзей и знакомых среди заводской интеллигенции и простых людей - рабочих, старателей, мелких промышленников, торговцев, рыбаков и охотников - его спутников по лесным походам. В этом наглядно проявились особенности личности писателя: его общительность, любознательность, редкий дар располагать к себе самых разных людей. По словам друзей, он умел сразу, "с места", схватывать все главное в услышанном и увиденном и так же быстро, "с ходу", писать, придавая мимолетным впечатлениям яркую, образную форму.

    Среди тагильских друзей особенно близкие и даже родственные отношения связывали Мамина-Сибиряка с семьей Шориных, особенно с ее главой, Дмитрием Петровичем Шориным, - краеведом, коллекционером, минералогом. "Живой историей края", "редким человеком, как бывают редкими камни", называл его Дмитрий Наркисович. Многие часы провел писатель в его доме-музее на Средней Ерзовке, слушая рассказы хозяина о природных богатствах Тагильского края, об его прошлом и настоящем. В Тагиле - центре демидовского "горного гнезда" - в значительной мере под влиянием рассказов Шорина у Мамина-Сибиряка возникла "демидовская тема". В очерках 1881-1882 и 1890 г. их автор отдал должное Демидовым - "фундаторам" первых уральских заводов и нашел достаточно резкие слова осуждения их потомкам, далеким от интересов "исторического заводского дела".

    В более чем тридцати произведениях "тагильского цикла", написанных в основном в екатеринбургский период его жизни (1878-1890 гг.), нашли отражение самые разнообразные сюжеты истории Тагильских заводов: судьбы крестьян, переведенных из дальних демидовских вотчин на заводы, трагедия "заграничных" - крепостных интеллигентов, жизнь уральских раскольников - "кержаков", упорно державшихся за свою "старую веру" и особый уклад жизни.

    Эти произведения создали литературное имя Д.Н. Мамину-Сибиряку, сотрудничавшему в известных журналах той эпохи -"Дело", "Вестник Европы", "Русская Мысль" и, наконец, в щедринских "Отечественных записках". В эти годы завершается формирование художественного стиля писателя. В нем органически сливались острая наблюдательность и живая реакция публициста со зрелым мастерством художника. Тесная связь этих двух ипостасей: писателя-художника и публициста - наиболее наглядно проявилась в двух масштабных "тагильских" произведениях - романах "Горное гнездо" и "Три конца".

    Ко времени их написания окончательно сложилось мировоззрение Дмитрия Наркисовича. Характерной чертой его был патриотизм. "Родина - наша вторая мать, - писал Мамин-Сибиряк брату, - а такая родина, как Урал, тем паче".

    В конце 1880-х гг. у него возник грандиозный план создания целой серии романов, посвященных как настоящему, так и прошлому Урала. В них должны были отразиться самые выдающиеся события уральской истории: русская колонизация, строительство первых металлургических заводов, хищническое разграбление природных богатств края, положение и борьба трудового населения, нравы и быт заводского общества, влияние реформ 1860-1870-х гг. на судьбы промышленности и заводского населения.

    Этот замысел полностью не осуществился, но именно с ним были связаны интенсивные научные занятия Дмитрия Наркисовича во второй половине 80-х - начале 90-х годов. Он встречается с уральскими краеведами и историками, работает с архивными и статистическими материалами, как член Уральского общества любителей естествознания участвует в археологических и фольклорных экспедициях. Все это, по словам писателя, создало "прочную почву" для его литературного творчества. За внешней формой стало выступать глубокое содержание, обусловленное историей Урала, его разнообразными этнографическими элементами и особенно богатыми экономическими условиями. Так родилась еще одна - историческая - ипостась писателя Мамина-Сибиряка.

    Нижнетагильский округ Демидовых, по оценке историков, являлся своего рода "моделью" уральской горнозаводской промышленности. Ее специфические особенности и происходившие на их фоне процессы выступали здесь особенно рельефно. Несмотря на историческую славу цитадели крепостничества, в 1860 годы, Тагильские заводы (во всяком случае, главные из них) были готовы к переходу на вольнонаемный труд. Более того, это осознавалось заводской администрацией как необходимость. Однако реформа 1861 года, проведенная здесь, как и на других уральских заводах, исключительно в интересах заводовладельцев, сохранила многочисленные пережитки и в организации заводского хозяйства, и в отношениях заводчиков с горнозаводским населением. В результате условия труда мастеровых, фактически по-прежнему прикрепленных к демидовским заводам, оставались крайне тяжелыми, а их материальное положение резко ухудшилось. Широчайшие возможности использования дешевого труда мастеровых сдерживали технический прогресс, особенно во вспомогательных отраслях заводского хозяйства.

    В 1870-1880 годы округ, еще продолжавший благодаря своим исключительным природным богатствам приносить прибыли владельцам, вступил в полосу длительного экономического кризиса. Ему пришлось столкнуться с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, возросшей конкуренцией, циклическими кризисами, характерными для капитализма. Трудности сбыта приводили к сокращению производства и к росту безработицы. Все больше запутывались финансовые дела владельцев.

    Резко обострились социальные противоречия, особенно отношения жителей заводских поселков и деревень с демидовской администрацией. Это нашло отражение в выступлениях тагильских мастеровых в 1860-1870-х против массовых увольнений, новых, крайне невыгодных, правил работ и грабительских условий уставных грамот. Все это хорошо было известно Мамину-Сибиряку, всегда близко к сердцу принимавшему заботы и беды своих земляков.

    Он знал не только содержание "правил" тагильской уставной грамоты, названной им "шедевром" бюрократического крючкотворства, но и "механизм" ее составления, а также автора - видного заводского специалиста и "фаната" крепостнических порядков Я.С. Колногорова. Не случайно именно он стал прототипом "самородка подлости" Родиона Сахарова - одного из главных героев "Горного гнезда".

    Сам сюжет романа связан с реальным фактом -приездом в 1862 году на Тагильские заводы их владельца Павла Павловича Демидова. Сохранив все топографические и исторические реалии, Мамин-Сибиряк только несколько сдвинул и расширил хронологические рамки событий, а также не пожалел сатирических красок для характеристики своих героев - представителей заводской "элиты", боровшихся за престижный пост управляющего округом. Но это лишь одна из сюжетных линий. Не менее важна другая линия - противостояние "шайки" беспринципных дельцов во главе с "набобом" Лаптевым и его свитой с заводскими мастеровыми, отстаивающими свои законные права. В непримиримости интересов этих двух противостоящих "лагерей" заключен главный конфликт произведения. Закономерен конец романа: наивные надежды мастеровых на "своего" барина терпят крушение.

    В романе были широко использованы и обобщены наблюдения писателя за жизнью и правами общества тагильского "горного гнезда". Отразились там и его раздумья над судьбами уральских заводов и их населения в пореформенный период.

    В еще большей степени это относилось к другому, более позднему произведению Мамина-Сибиряка - роману "Три конца", за огромный, поистине эпический размах названному современниками "летописью уральской жизни второй половины XIX в.". Но более точно можно было бы определить этот роман как энциклопедию горнозаводского Урала и его населения в сравнительно недавнем историческом прошлом и пореформенном настоящем, четко ограниченном хронологическими рамками 1860-1870 годов.

    В центре романа "Три конца" - судьбы жителей небольшого заводского поселка, в котором нельзя не узнать родину писателя - Висимо-Шайтанский завод с его сложным в этнографическом отношении составом населения и живыми следами крепостного прошлого. Писатель не упустил ни одного сколько-нибудь важного явления или детали хорошо известного ему уклада народной жизни, так не похожего на жизнь населения других регионов России. Это относится, в частности, к такому сложному социальному и культурному феномену Урала, как старообрядчество, по праву занявшему важное место в системе художественных образов и в сюжетных коллизиях романа.

    Безусловным достижением Мамина-Сибиряка был показ народной жизни в динамике. В романе наглядно изображена ломка прежнего патриархального уклада под влиянием новых исторических условий. Они были связаны с реформами 1860-1870 годов, которые ускорили развитие капиталистических отношений и изменили не только формы эксплуатации рабочих, но и их менталитет и методы борьбы за свои права.

    Доскональное изучение заводского хозяйства Нижнетагильского округа дало возможность Мамину-Сибиряку удивительно верно разобраться в этой сложной производственной структуре, понять ее особенности и типичность для уральской горнозаводской промышленности, развивавшейся в своеобразных географических и исторических условиях. Главной из; этих особенностей он считал; крепостное право в дореформенный период истории Урала и его пережитки в пореформенное время.

    Крепостничество было главным врагом публициста, писателя и историка Д.Н. Мамина-Сибиряка. Крепостной произвол определял трагизм судеб многих героев произведений писателя и их реальных прототипов. В пережитках, сохраненных реформой 1861 года, он видел основную причину кризиса уральской металлургии, резко ухудшившего положение горнозаводского населения Урала. В их ликвидации и ускорении технического прогресса видели выход из этого положения как все положительные герои Мамина-Сибиряка (Константин Бахарев, Петр Мухин), так и он сам. Об этом свидетельствуют его статьи, посвященные положению уральской промышленности ("Кризис уральской горнозаводской промышленности", "Значение минерального топлива для Урала", "Платиновый край" и другие).

    Социально зоркого писателя не мог не привлечь процесс постепенного выделения из общей массы горнозаводского населения "новой общественной клеточки" - заводских мастеровых, отличавшихся, с одной стороны, от крестьян, а с другой, от пролетариев центральных и западных губерний России. Выразительный портрет тагильского мастерового - представителя настоящей рабочей гвардии, Мамин-Сибиряк дал еще в своих очерках "От Урала до Москвы" и "Платина", С явным сочувствием описал он и первые массовые выступления тагильских мастеровых 1860-1870-х гг. - борьбу против грабительских уставных грамот и крепостнических "условий на работы". Он видел в них не случайные, а закономерные явления, отличные от стихийных крестьянских бунтов.

    По мере того как писатель и историк Д.Н. Мамин-Сибиряк все дальше продвигался по пути осмысления и обобщения воспринимаемых (и отражаемых в его произведениях) событий и явлений, его все больше интересовали глобальные социальные и экономические процессы, их влияние на жизнь родного уральского края и его населения. Таким процессом во второй половине XIX в. было развитие капиталистических отношений, все глубже проникавших в экономику пореформенной России.

    Отношение писателя к капитализму было неоднозначным. Он понимал неизбежность наступления капиталистической эры, открывавшей широкие возможности для развития науки, просвещения, технического прогресса. Но видел он и другое: беспощадное, опустошающее влияние денег, богатства на души людей, подрывающее благосостояние трудового люда... Видел и не мог с этим примириться. Позже писатель во всех подробностях изобразит генезис капитализма и его страшные последствия в хлебном Зауралье (роман "Хлеб").

    Для горнозаводского Урала, который описывал Мамин-Сибиряк в своих произведениях "тагильского цикла", это еще во многом было впереди. Острейший экономический и финансовый кризис, поставивший Нижнетагильские заводы на грань катастрофы, произойдет много позже, в 1907-1909 гг., когда писателя уже не было на Урале. Но как грозное предостережение, уже в 1882 году звучит эпилог "Трех концов" о "вытекшей живой крови" - тагильских мастеровых, покидавших из-за безработицы и голода родные места. Размышления Мамина-Сибиряка о капитализме, воплотившиеся в яркие образы и драматические сюжетные коллизии его "тагильских" произведений, затрагивавших эту тему, не потеряли актуальности и в наше время, когда страна, правда, совсем в других исторических условиях, вновь проходит "крестный путь" капиталистического развития.

    Обилие и разнообразие материалов, содержащихся в произведениях "тагильского цикла", а также выразительная точность и глубина их оценки писателем делают произведения Мамина-Сибиряка уникальным источником изучения истории Тагильского края как неразрывной части общей истории Урала и всей России второй половины XIX в. Важны и интересны эти произведения не только для историков и краеведов, но также и для литературоведов и филологов, изучающих жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка уральского периода. Изучение с их помощью отдельных событий его биографии, определение прототипов персонажей "тагильских" произведений, выявление многообразных связей их автора с родным краем и его людьми - все это даст возможность глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя, а значит, и лучше понять своеобразие и значение его уникального таланта.

    Трудно также переоценить значимость огромного познавательного, эстетического и этического потенциала всех "тагильских" произведений Мамина-Сибиряка, так важных сейчас не только для воспитания молодого поколения, но и для всех, кто любит родной край и стремится лучше его узнать.

    Замечательным примером для всех нас может служить сама жизнь Д.Н. Мамина-Сибиряка. Вышедший из недр уральской глубинки России, писатель всегда близко к сердцу принимал беды и радости своих земляков, в буквальном смысле жил интересами народа - главного героя всех лучших его произведений. Горячо верил в его будущее, и не только верил, но и как мог - прежде всего своим умным и добрым талантом - помогал.

    Прекрасно сказал об этом хорошо знавший писателя, глубоко понимавший его редкий талант Алексей Максимович Горький. "Когда писатель чувствует свою родную связь с народом, - писал он Дмитрию Наркисовичу в 1912 г., - это дает красоту и силу ему. Вы всю жизнь чувствовали творческую связь эту и прекрасно показали Вашими книгами, открывшими целую область жизни, неизвестную нам. Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш".

Татьяна ГУСЬКОВА.

Литература: Газета "Горный край" от 05.12.02, 17.01.03, 07.02.03, 14.03.03.

Малоизвестные страницы из жизни Мамина-Сибиряка

    7 ноября исполняется 155 лет со дня рождения знаменитого уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. В дни, предшествующие этой дате, многие библиотеки развернули выставки, посвященные творчеству нашего замечательного писателя-земляка.

    Особенный сюрприз ожидает читателей библиотеки на Восточном проезде, что на Красном Камне. Посетитель читального зала увидит выкладку книг разных лет изданий, ознакомится с коллажем по мотивам почтовых миниатюр, посвященных писателю (марку, выпущенную к 100-летнему юбилею Мамина-Сибиряка сохранил тагильчанин Г.Д. Фейгин), с удовлетворением отметит удачный снимок фотокорреспондента газеты "Тагильский рабочий" Н. Антонова "Серая Шейка". Этот замечательный образ из одноименной сказки Дмитрием Наркисовичем был обретен именно после путешествия по Северному Уралу.

Мамин-Сибиряк с дочкой Аленушкой (1898 г.)    Но самое главное, впервые вниманию тагильчан предлагаются альбом "Прогулка по старому Томску" (составитель Э.К. Майданюк) и книга краеведа – томича Витольда Славнина "Томск сокровенный", где указывается о пребывании Дмитрия Наркисовича Мамина в этом культурном, научном и торговом центре Сибири. Таких сведений больше нет нигде!

    Дед автора книги - П.П. Славнин был знаком с Дмитрием еще по Екатеринбургской бурсе (т.е. церковному училищу), потом они встречались в Санкт-Петербурге. Более того, как указывает Славнин в своей книге, в томском городском приходском училище Закон божий преподавал отец Николай, в миру Николай Наркисович Мамин - родной брат уральского писателя!

    Были времена, когда юбилейные даты Дмитрия Наркисовича широко отмечались в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, где собиралась литературная элита того времени. Так рассказывал в марте нынешнего года внучатый племянник писателя Глеб Борисович Удинцев, проживающий ныне в Москве. Проводились торжественные мероприятия и в 1952 году, в год столетнего юбилея писателя, когда в тогдашнем Свердловске состоялась научная конференция под эгидой бюро Свердловского отделения Союза советских писателей.

    В этот же период московский поэт С.Д. Фомин, приятель Д.П. Славнина, передал через него в томскую газету "Красное знамя" свою статью о юбиляре. Но кто-то из "ответственных работников" начертал на рукописи: "К Сибири отношения не имеет". Так, по мнению В.Д. Славнина, "единым росчерком пера Мамин-Сибиряк был отлучен не только от Томска, в котором, между прочим, не раз бывал, но и от Сибири вообще".

    Многое еще предстоит узнать пытливому исследователю жизни уральского писателя. Известно посещение Дмитрием Наркисовичем многих городов и поселений Урала. Неоднократно писатель бывал в Москве и С.- Петербурге, куда окончательно и переехал в 1891 году (кстати, более всего беллетрист Д.Н. Мамин хотел жить в Москве, издавая собственную газету). Его же "сибирские" вояжи вообще неизвестны. Самая восточная точка маршрута путешественника Дмитрия Мамина, по описанию исследователя Г.Ю. Колтышевой, - Успенская писчебумажная фабрика недалеко от Тюмени.

    В подтверждение же "сибирского притяжения" говорит и тот факт, что в период гражданской войны 1918-1919 гг. семейство Удинцевых-Маминых - Елизавета Наркисовна и другие члены семьи уехали из Екатеринбурга в Томск. Значит было, к кому ехать!

    Сложили мебель и вещи в сарай во дворе дома по улице Соборной (сейчас там музей Мамина-Сибиряка) и, скорее всего, через Тобольск убыли из города речным транспортом. Для отъезда, несомненно, была веская причина. В государственном архиве Свердловской области хранится приказ от 1917 г. по второй женской гимназии об увольнении нескольких учителей за несогласие сотрудничать с советской властью. Среди них была и учитель русского языка с 15-летним стажем преподавания, кавалер серебряной медали "За усердие" на Александровской ленте Елизавета Наркисовна Удинцева. Революционный город гнал их от себя...

    С тяжелым чувством покидали Удинцевы Екатеринбург. Настроение тех дней передает описанный отцом автора книги "Томск сокровенный" отъезд семьи Славниных: "В один яркий, солнечный день мы покинули квартиру, которую снимали в Тобольске. На город надвигалась война. Сели на пароход "Иван Корнилов". Пароход вошел в Обь. В селе Самарове (современный Ханты-Мансийск) был молебен. Потом наш пароход пошел дальше, на Томск. Другой пароход, "Киргиз", перебрасывавший воинские части белых, уходил от красных так быстро, что у него взорвались паровые котлы, и мы видели его полуразрушенным, выскочившим на мель. Пожалуй, был август 1919-го".

    По сведениям литератора Н.А. Капитоновой из Челябинска со ссылкой на журнал "Урал" (№ 8, 2000), до недавнего времени опубликована лишь малая часть из сохранившихся двух тысяч писем Д.Н. Мамина. Кто знает, может, именно в непрочитанных ныне свидетельствах того времени и есть разгадки, позволяющие еще и еще раз увидеть и ощутить истоки творчества талантливого писателя, журналиста, беллетриста, рассказчика, сказочника Дмитрия Мамина-Сибиряка? И вновь обратиться к его книгам, актуальным и сегодня?

Памятные даты

    • 25.10 / 7.11. 1852 г. родился Д.Н. Мамин-Сибиряк в Висимо-Шайтанском заводском поселке.

    • 1881-1882 в московской газете "Русские ведомости" печатаются путевые записки Мамина-Сибиряка "От Урала до Москвы".

    • Март-май 1882. В столичных журналах "Дело", "Устои", "Вестник Европы" опубликован ряд очерков и рассказов Мамина-Сибиряка.

    • 19.12.1882. Письмо от редактора журнала "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова-Щедрина о принятии к публикации "прекраснейшего очерка" Дмитрия Наркисовича "Золотуха" и предложение о сотрудничестве в журнале.

    • 1882 г. Мамин-Сибиряк принимает решение перейти исключительно на литературный труд.

    • 21.03.1892. Рождение дочери писателя Елены, которой посвящены знаменитые "Аленушкины сказки".

    • 29.01.1897 Д.Н. Мамин-Сибиряк избран членом комитета Союза русских писателей.

Юрий ИСУПОВ.

    Р.S. В самом центре Екатеринбурга стоят два изумительных памятника: П.П. Бажову и Д.Н. Мамину-Сибиряку. На улицах же Нижнего Тагила - "любимого дитяти каменного сердца Урала", к сожалению, до сих пор нет скульптурного воплощения благодарной памяти известнейшему земляку Мамину-Сибиряку...

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 31.10.2007.

Главная страница