Ступени судьбы Павла Мереленко

    Скромный и немногословный в разговоре, он полностью раскрывается в оркестре – своей стихии. Музыкальный Тагил отлично знает Павла Мереленко – дирижера, педагога, артиста оркестра, трубача, воспитавшего несколько поколений замечательных духовиков. 17 сентября 2021 года самый опытный артист Нижнетагильской филармонии отмечает 80-летие.

Оказалось, это мое!

    Павел Мереленко не коренной тагильчанин, он родом с Украины. Вместе с родителями его эвакуировали на Урал. Отец работал машинистом экскаватора, а мать воспитывала шестерых детей.

На концерте в филармонии. ФОТО ВИТАЛИЯ МАЙШЕВА

На концерте в филармонии. ФОТО ВИТАЛИЯ МАЙШЕВА

    – Тогда ведь не было ни телевизоров, ни компьютеров. Мы, школьники, ходили на занятия во Дворец культуры Карпинска, – вспоминает Павел Федорович. – Пробовал себя в разных кружках, а потом объявили запись в духовой оркестр. Многие мальчишки заинтересовались, в том числе и я. Оказалось, это мое! С удовольствием играл на трубе, бегал на репетиции, любое выступление было в радость. А когда окончил школу, написал два письма в музыкальные училища Свердловска и Нижнего Тагила. Из Свердловска мне до сих пор ответ не пришел, вот я и отправился в Тагил.

    Шел 1959 год, а Нижнетагильское музыкальное училище открылось в 1958-м. Павел Мереленко учился во втором выпуске на оркестровом отделении по классу трубы. Параллельно играл в эстрадном оркестре "Голубой экспресс" под управлением Юрия Чулкова в клубе железнодорожников имени А.М. Горького, где по выходным проводились танцевальные вечера. После окончания учебы молодой человек был призван в армию, служил в военном оркестре в Новосибирске.

    – На третьем году службы дирижер разрешил мне сдавать экзамены в Новосибирскую консерваторию, – рассказывает Павел Федорович. – Я успешно поступил на заочное отделение, но к тому времени уже был женат, воспитывал сына, материальное положение было тяжелым, поэтому учебу пришлось бросить и вернуться в Нижний Тагил. Уже позже я окончил Уральскую консерваторию имени Мусоргского.

    Помимо игры на трубе Павел Мереленко всю жизнь преподавал, учил музыке, причем начал совершенно случайно. Директор детской музыкальной школы № 3 пригласила его на замену педагога, призванного в армию. Временное занятие оказалось постоянным, позже Павел Федорович стал преподавателем музыкального училища.

    – Было интересно работать с хорошими, талантливыми учениками, – говорит он. – Они выдвигали высокие требования, и я чувствовал, что сам профессионально рос вместе с ними.

    Цирк и джаз

    Когда 5 апреля 1975 года в Нижнем Тагиле открылся цирк, тагильские музыканты-духовики пришли в цирковой оркестр. Восемь лет Павел Мереленко работал в должности первого трубача, а когда ушел дирижер Эдуард Ревинзон, встал на его место.

ДК железнодорожников, 1961 год. Павел Мереленко третий слева во втором ряду

ДК железнодорожников, 1961 год. Павел Мереленко третий слева во втором ряду

    – У каждого артиста к номеру была своя музыка, – поясняет Павел Федорович. – Приезжала труппа, нам раздавали ноты, и мы день-два репетировали. Потом приезжала следующая труппа – и мы опять разучивали ноты. Это была серьезная профессиональная работа: играли ежедневно, а в выходные давали по три представления. На лето стационарные цирки закрывались и начинали работать передвижные шапито. Нас посылали на гастроли по всему СССР, начиная с Украины и кончая Дальним Востоком, мы побывали в Казахстане и Грузии, выступали в Тюмени, Хабаровске, других городах.

    На протяжении 18 лет Павел Мереленко работал дирижером в цирке, пока в начале 2000-х живую музыку не вытеснили фонограммы. В это же время образовался оркестр "Ником-Биг-Бэнд" при ДК НТМК, куда наш герой устроился штатным музыкантом.

    – Играли джаз, эстраду, концертные программы, уличную музыку, – перечисляет Павел Федорович. – Несколько раз ездили на фестиваль духовых оркестров в Чехию. Навык выступлений на улице, в парках, на парадах позже пригодился мне в "танцующем" эстрадно-духовом оркестре "Тагил-бэнд". Мы играем и подтанцовываем. Первое время много репетировали в помещении, а когда хорошенько разучили все движения и наизусть знали ноты – оказалось не так уж и сложно. Сегодня "танцующий" оркестр – модное явление, это красиво, публике нравится.

Симфо-джаз

    В Нижнетагильской филармонии Павел Мереленко практически с самого начала. Оркестр "Тагил-бэнд" был создан при музыкальном училище его директором Владимиром Хомлевым, одно время базировался в парке имени Бондина, потом стал филармоническим.

    – Произведения играем интересные, – говорит Павел Федорович. – Когда нас соединяют с камерным оркестром, получается симфо-джаз. Я больше склонен к классике, всю жизнь учил молодежь классической музыке. Нравится джаз. А вот эстрада – меньше, в ней много движений, крика и шума, но мало мыслей и чувств. Люблю трубу по сей день, играю с удовольствием. Конечно, физически это трудно, идет большая нагрузка на сердце и легкие. Не зря люди нашей профессии наравне с балетными и цирковыми после 25 лет работы выходят на пенсию. Мой духовой стаж – лет 60.

    – Это уникальный случай, – отмечает дирижер Нижнетагильской филармонии Евгений Сеславин. – Просто чудо, что человек в такие годы так ярко и интересно играет, да еще и поддерживает себя в профессиональной форме. Труба – тяжелейший инструмент, но для него она стала уже жизненной необходимостью. Сегодня Павел Федорович полностью загружен работой, он ответственно относится к выступлениям.

    В подарок музыканту – юбилейный концерт. 18 сентября вместе с Павлом Мереленко на сцене Нижнетагильской филармонии выступят первый трубач Мариинского театра Никита Истомин, первый трубач Уральского академического симфонического оркестра Свердловской филармонии Павел Коваленко, кларнетист и саксофонист, солист ансамбля "Феникс" Свердловской филармонии Родион Петрищев, саксофонист оркестра "Тагил-бэнд" Данил Ветошкин, эстрадно-духовой оркестр "Тагил-бэнд" под управлением Евгения Сеславина.

Марина КАРАЧЕВА.

    ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА МЕРЕЛЕНКО.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.09.2021.

 

 

Главная страница