Ступени судьбы Павла Мереленко
Скромный и немногословный в разговоре, он полностью раскрывается в оркестре – своей стихии. Музыкальный Тагил отлично знает Павла Мереленко – дирижера, педагога, артиста оркестра, трубача, воспитавшего несколько поколений замечательных духовиков. 17 сентября 2021 года самый опытный артист Нижнетагильской филармонии отмечает 80-летие.
Оказалось, это мое!
Павел Мереленко не коренной тагильчанин, он родом с Украины. Вместе с родителями его эвакуировали на Урал. Отец работал машинистом экскаватора, а мать воспитывала шестерых детей.
На концерте в филармонии. ФОТО ВИТАЛИЯ МАЙШЕВА
– Тогда ведь не было ни телевизоров, ни компьютеров. Мы, школьники, ходили на занятия во Дворец культуры Карпинска, – вспоминает Павел Федорович. – Пробовал себя в разных кружках, а потом объявили запись в духовой оркестр. Многие мальчишки заинтересовались, в том числе и я. Оказалось, это мое! С удовольствием играл на трубе, бегал на репетиции, любое выступление было в радость. А когда окончил школу, написал два письма в музыкальные училища Свердловска и Нижнего Тагила. Из Свердловска мне до сих пор ответ не пришел, вот я и отправился в Тагил.
Шел 1959 год, а Нижнетагильское музыкальное училище открылось в 1958-м. Павел Мереленко учился во втором выпуске на оркестровом отделении по классу трубы. Параллельно играл в эстрадном оркестре "Голубой экспресс" под управлением Юрия Чулкова в клубе железнодорожников имени А.М. Горького, где по выходным проводились танцевальные вечера. После окончания учебы молодой человек был призван в армию, служил в военном оркестре в Новосибирске.
– На третьем году службы дирижер разрешил мне сдавать экзамены в Новосибирскую консерваторию, – рассказывает Павел Федорович. – Я успешно поступил на заочное отделение, но к тому времени уже был женат, воспитывал сына, материальное положение было тяжелым, поэтому учебу пришлось бросить и вернуться в Нижний Тагил. Уже позже я окончил Уральскую консерваторию имени Мусоргского.
Помимо игры на трубе Павел Мереленко всю жизнь преподавал, учил музыке, причем начал совершенно случайно. Директор детской музыкальной школы № 3 пригласила его на замену педагога, призванного в армию. Временное занятие оказалось постоянным, позже Павел Федорович стал преподавателем музыкального училища.
– Было интересно работать с хорошими, талантливыми учениками, – говорит он. – Они выдвигали высокие требования, и я чувствовал, что сам профессионально рос вместе с ними.
Цирк и джаз
Когда 5 апреля 1975 года в Нижнем Тагиле открылся цирк, тагильские музыканты-духовики пришли в цирковой оркестр. Восемь лет Павел Мереленко работал в должности первого трубача, а когда ушел дирижер Эдуард Ревинзон, встал на его место.
ДК железнодорожников, 1961 год. Павел Мереленко третий слева во втором ряду
– У каждого артиста к номеру была своя музыка, – поясняет Павел Федорович. – Приезжала труппа, нам раздавали ноты, и мы день-два репетировали. Потом приезжала следующая труппа – и мы опять разучивали ноты. Это была серьезная профессиональная работа: играли ежедневно, а в выходные давали по три представления. На лето стационарные цирки закрывались и начинали работать передвижные шапито. Нас посылали на гастроли по всему СССР, начиная с Украины и кончая Дальним Востоком, мы побывали в Казахстане и Грузии, выступали в Тюмени, Хабаровске, других городах.
На протяжении 18 лет Павел Мереленко работал дирижером в цирке, пока в начале 2000-х живую музыку не вытеснили фонограммы. В это же время образовался оркестр "Ником-Биг-Бэнд" при ДК НТМК, куда наш герой устроился штатным музыкантом.
– Играли джаз, эстраду, концертные программы, уличную музыку, – перечисляет Павел Федорович. – Несколько раз ездили на фестиваль духовых оркестров в Чехию. Навык выступлений на улице, в парках, на парадах позже пригодился мне в "танцующем" эстрадно-духовом оркестре "Тагил-бэнд". Мы играем и подтанцовываем. Первое время много репетировали в помещении, а когда хорошенько разучили все движения и наизусть знали ноты – оказалось не так уж и сложно. Сегодня "танцующий" оркестр – модное явление, это красиво, публике нравится.
Симфо-джаз
В Нижнетагильской филармонии Павел Мереленко практически с самого начала. Оркестр "Тагил-бэнд" был создан при музыкальном училище его директором Владимиром Хомлевым, одно время базировался в парке имени Бондина, потом стал филармоническим.
– Произведения играем интересные, – говорит Павел Федорович. – Когда нас соединяют с камерным оркестром, получается симфо-джаз. Я больше склонен к классике, всю жизнь учил молодежь классической музыке. Нравится джаз. А вот эстрада – меньше, в ней много движений, крика и шума, но мало мыслей и чувств. Люблю трубу по сей день, играю с удовольствием. Конечно, физически это трудно, идет большая нагрузка на сердце и легкие. Не зря люди нашей профессии наравне с балетными и цирковыми после 25 лет работы выходят на пенсию. Мой духовой стаж – лет 60.
– Это уникальный случай, – отмечает дирижер Нижнетагильской филармонии Евгений Сеславин. – Просто чудо, что человек в такие годы так ярко и интересно играет, да еще и поддерживает себя в профессиональной форме. Труба – тяжелейший инструмент, но для него она стала уже жизненной необходимостью. Сегодня Павел Федорович полностью загружен работой, он ответственно относится к выступлениям.
В подарок музыканту – юбилейный концерт. 18 сентября вместе с Павлом Мереленко на сцене Нижнетагильской филармонии выступят первый трубач Мариинского театра Никита Истомин, первый трубач Уральского академического симфонического оркестра Свердловской филармонии Павел Коваленко, кларнетист и саксофонист, солист ансамбля "Феникс" Свердловской филармонии Родион Петрищев, саксофонист оркестра "Тагил-бэнд" Данил Ветошкин, эстрадно-духовой оркестр "Тагил-бэнд" под управлением Евгения Сеславина.
Марина КАРАЧЕВА.
ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА МЕРЕЛЕНКО.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.09.2021.