Искреннее уважение к городу и людям

    Впервые был присвоен в Нижнем Тагиле в 1972 году. До 2021 года его были удостоены 107 человек. В 2020 году ими стали исполнительный директор Уралвагонзавода Владимир Рощупкин и генеральный директор химзавода "Планта" Николай Князев. Теперь в когорту почетных тагильчан добавились еще двое: директор выставочного комплекса акционерного общества "НПК "Уралвагонзавод" Алла Пислегина и директор общества с ограниченной ответственностью "Центр профилактической медицины УХП" Владимир Антонов. Этих заслуженных людей на награждение выдвинули трудовые коллективы предприятий.

Досье

    Алла Владимировна Пислегина – директор выставочного комплекса УВЗ, заслуженный работник Уралвагонзавода.

    На Уралвагонзавод пришла в октябре 1976 года. С 1994 г. – главный хранитель – директор музейного комплекса УВЗ, с 2006 – директор музея – главный хранитель фондов управления информации и связи с общественностью открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод".

Алла Владимировна Пислегина

Алла Владимировна Пислегина

    Обладатель премии имени О. Е. Клера министерства культуры Свердловской области, звания "Почетный работник промышленности вооружения", юбилейной медали "За доблестный труд", нагрудного знака "Ветеран профсоюза", знака отличия "За заслуги перед городом Нижний Тагил". С 2021 года – почетный гражданин города.

    Аллу Владимировну Пислегину хорошо знают и сотрудники тагильских музеев, и местные краеведы. Коллеги отмечают ее фанатичную преданность профессии, готовность работать без выходных на благо общего дела, упорство, целеустремленность и подчеркивают, что она – человек энциклопедических знаний. При этом очень много читает художественной литературы, посещает премьеры в городских театрах и концерты филармонии.

    В ее официальной характеристике, составленной руководством предприятия, есть такие строки: "А.В. Пислегина высокопрофессиональный, опытный специалист, творческий человек, грамотный организатор, хороший стратег, руководитель, умеющий брать на себя ответственность за порученное дело. Основными направлениями в работе музея считает сохранение индустриальной культуры Уралвагонзавода, сбор, научное описание и популяризацию памятников науки и техники, социальной истории корпорации, формирование ее положительного имиджа в обществе". По ее инициативе работает автоматизированная информационная система "Архив музея", создан исторический хроникальный каталог по Уралвагонзаводу и Дзержинскому району, она автор двух десятков книжных изданий и буклетов, около 90 научных и информационных статей.

Историю всегда любила

    – Как начинался ваш трудовой путь? Почему решили связать свою судьбу с музеем промышленного предприятия?

    – Историю всегда любила. Хотя изначально у меня были два серьезных увлечения – музыка и история, и поступать я планировала в музыкальное училище, готовилась к этому. Но за месяц до поступления изменила свое решение и после окончания школы № 86 подала документы в Уральский государственный университет на исторический факультет. При поступлении мне не хватило полбалла, хотела забрать документы, но преподаватели запомнили мои ответы на экзаменах и убедили пойти на заочное отделение, устроившись работать в какой-нибудь архив. Так осенью 1976 года я пришла работать на Уралвагонзавод. И не жалею об этом.

    – Но почему на промышленное предприятие, в цех?

    – Мы живем в Дзержинском районе, он особенный. И жители Вагонки перед поездкой в центр Нижнего Тагила до сих пор говорят – "поехали в город", хотя прошло уже больше 80 лет, как был создан район, выросло не одно поколение. Вагонка неразрывно связана с Уралвагонзаводом, на предприятии работал мой отец Владимир Николаевич Воробьев и всегда этим очень гордился. Много рассказывал о товарищах, о заводских проблемах. Он и посоветовал пойти в архив инструментального цеха. А через год уже не хотелось уходить с завода, хотя мне предлагали перевестись на дневное отделение в университете. Мне все понравилось: работа в коллективе, чувство товарищества, взаимовыручки, люди на заводе – такие умные, грамотные, талантливые.

    – А вы потом все-таки ушли в музей...

    – Технический архив цеха локальный, а после окончания университета хотелось большего, работы с историческими документами. Я знала, что во Дворце культуры имени И. В. Окунева есть музей и пошла. Мне повезло, ведь туда устроиться сложно, люди держатся за свои места, работа здесь интересная. Много происходило встреч с потрясающими людьми. Я помню, была фрезеровщица Алевтина Суклетина. Знаете, как она интересно говорила о своей профессии? Так поэтично рассказывала, как с помощью ее станка можно превратить кусок металла в сложную фрезу! А еще она не имела высшего образования, только среднее школьное, но всем заочникам и вечерникам, каких в инструментальном цехе трудилось очень много, проверяла курсовые и дипломные работы, расставляла знаки препинания, выправляла фонетику. Не могла объяснить, почему так надо, но знала, как правильно, у нее было врожденное языковое чутье. Это рабочая элита. А сколько тогда работало пожилых авторитетных мастеров, начинавших трудиться на предприятии еще до войны или в годы Великой Отечественной. Они досконально знали станочный парк, сложнейшие инструменты, технологии, их с уважением называли просто по отчеству – Петрович, Степаныч...

    – Каким стало начало работы в музее предприятия, ведь случались открытия, что-то особенное?

    – В музей я пришла работать в 1983-м, а в 1984-м первый производственный цех завода – цех колес Гриффина праздновал 50-летний юбилей. Он выпускал чугунные цельнолитые колеса не только для УВЗ, но и для других заводов страны, был единственным и играл ключевую роль для железнодорожного транспорта. Мы устроили цикл "круглых столов" для ветеранов разных поколений. Цех особенный, туда изначально принимали комсомольцев и коммунистов, людей социально активных, романтично воспринимавших индустриализацию. Они рассказывали о предприятии, о кружках ликбеза в цехе.

    В 1985-м мы провели цикл юбилеев других цехов. Там была уже другая публика. Например, цех мелкого стального литья пустили в 1935 году, пришли на встречу в музей те, кто его строил, а это – спецпереселенцы. И меня больше всего поразило их глубоко патриотическое отношение к своей Родине. Помню одна женщина, простая формовщица, сказала: "А что бы делали в 1941-м, если бы мы не построили и не пустили этот завод?" Меня это поразило.

Раритеты из раритетов

    Про экспонаты своего музея Алла Владимировна может рассказывать часами, помня даты их поступления и мельчайшие подробности. И ей сложно сразу ответить, какой из них самый-самый, ведь в фондах около 50 тысяч единиц хранения, большинство из которых уникальные.

    – Особенный экспонат? Их много. Мы очень дорожим тем, что у нас есть автомат сварки под слоем флюса 1942 года, один из первых. Отдел главного сварщика, его руководство помогли нам сформировать коллекцию сварочного оборудования, поэтому в музее бронетанковой техники есть и автомат трехфазной сварки бронекорпусов танков Т-55, Т-62, Т– 72, Т– 90.

    Раритет из раритетов – огнеметный танк Т-34. Он был поднят поисковиками со дна озера в Подмосковье и поступил к нам 2000-м. Машина в полной сборке. Сейчас такие есть только в четырех музеях России. Танк изначально доставили в подмосковную Кубинку, на центральный бронетанковый полигон. Я как раз там работала в командировке, собирала материалы. Мне показали эту машину, но передавать в тагильский музей не спешили. Только с помощью начальника главного бронетанкового управления Министерства обороны РФ генерала Сергея Маева были оформлены все документы и литерным поездом нам доставили танк. Это большая удача.

    – А как появилась идея создания на базе музея огромного комплекса с выставочными залами, экспозицией бронетанковой техники?

    – Идея принадлежит генеральному директору Уралвагонзавода с 1981 по 1989 годы Вениамину Сотникову.

    В 1986-м по его указанию построили музей бронетанковой техники на территории завода, тогда он числился как выставка готовой продукции, по-другому было невозможно. А 11 октября 1986-го на улице Юности организовали выставку вагонной техники.

    – Для жителей Вагонки музей УВЗ нечто большее, чем ведомственное подразделение, его воспринимают как музей всего Дзержинского района. Люди часто обращаются с вопросами? Что запомнилось за десятилетия работы?

    – Да, нельзя разделить Вагонку и Уралвагонзавод. Вопросов много бывает. Например, поспорили люди: был ли фонтан на аллее возле Дворца имени И.В. Окунева, звонят нам, чтобы рассудили. Отвечаем – фонтан был, сохранилась даже фотография. Но самыми запоминающимися стали вопросы от туристов. В 1990-х к нам приехала группа, которую я запомню на всю жизнь. Это – немцы, старики, участники Второй мировой войны, воевавшие на восточном фронте. Под занавес своей жизни они приехали на Урал, чтобы посетить места захоронения немецких военнопленных. А у нас же был такой лагерь и кладбище. И они не понимали: "Как вы могли выпустить танков больше, чем мы? Наши заводы не переезжали, как ваши". Их все поражало, особенно цифры – сколько выпущено танков.

    – Вы любите родную Вагонку, это все знают. А что для вас город Нижний Тагил?

    – Нижний Тагил – моя родина, город, в котором я родилась и выросла. И я испытываю искреннее уважение к его людям и истории.

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 05.08.2021.

 

 

Главная страница