Татьяна ИГОШИНА: "Дети всегда лучше взрослых"
В 2013 году тагильчанка Татьяна Игошина, учитель физики школы №61, получила звание народного учителя страны. Первым и последним народным учителем СССР в Нижнем Тагиле была Галина Лаврова, преподаватель начальных классов школы №44. И то, что вновь высшая учительская награда досталась тагильчанке, не случайность. Сегодня в Свердловской области 300 педагогов имеют звание "заслуженный", и только 2 – "народный". И одна из них Татьяна Алексеевна.
КОЛЛАЖ СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА И ПЕТРА УПОРОВА
Дорога в учителя
Татьяна Алексеевна – открытый и доброжелательный человек.
– Когда мне вручили знак "Народный учитель", это немного напрягало,– признается наша героиня. – Столько хороших педагогов вокруг, а наградили меня. Кажется, просто все так сошлось, в чем-то мне, воз-можно, повезло. На самом деле даже у нас в школе очень много хороших учителей, которых считаю лучше себя.
Почему когда-то решила стать учителем? Вероятно, так сложились звезды. Всегда рядом были хорошие примеры. До сих пор в памяти моя первая учительница школы № 56 Анна Ивановна Покровская.
На уроке физики. Фото сделано супругом Владимиром Петровичем. Он увлекался профессиональной фотографией
В 1952 году отца Татьяны Алексеевны отправили возглавлять сенозаготовительную колонию – поселение в Башкирии. Там была только начальная двухкомплектная школа: 1-й и 3-й классы учились в первую смену, а 2-й и 4-й – во вторую. Преподавал в ней единственный учитель – Корней Абрамович. Удивительный человек, с легкостью находивший общий язык с детьми. Он окончил Берлинский университет, играл на скрипке.
По окончании четвертого класса в семье встал вопрос: где Татьяне учиться дальше? Родители рассматривали два варианта. Первый: ехать в соседнюю деревню, где есть интернат. Второй: отправляться в Магнитогорск, снимать квартиру. Выбрали второй. Так, с пятого по десятый класс 11-летняя Таня жила на съемной квартире у чужих людей в Магнитогорске. Родители присылали продукты из деревни. С пятого класса Таня сама себе готовила, прибирала. В общем, полностью вела самостоятельный образ жизни.
Молодой специалист, будущий народный учитель
– У хозяйки была дочка Надя на два года старше меня, – вспоминает Татьяна Алексеевна. -Так вот тогда стало большой радостью, когда хозяйка решила, что девочки теперь по очереди будут мыть полы. Одну неделю – Надюшка, а вторую – я.
В 1958 году контору, где работал отец, закрыли, и семья перебралась в Нижний Тагил. Татьяна Алексеевна даже дату помнит – это было 28 июня, как раз после Дня молодежи. Она приехала в Нижний Тагил и с тех пор больше отсюда не уезжала.
На самом деле будущий народный учитель России никогда не хотела преподавать физику. Мечтала стать ученым-химиком. Но родители не пустили в Москву со словами: "Рот разинешь, под машину попадешь". Рядом оставался единственный пединститут. Химию изучали на химико-биологическом факультете. А Таня не любила биологию. С физикой и математикой отношения были хорошими, поэтому недолго думая поступила на физмат. Мечтала в будущем преподавать детям математику. И опять не сложилось! Когда Игошина окончила с отличием институт, учителя-математики в образовательные учреждения были не нужны. А в школу №9 требовался физик. Вот через такую череду случайностей и неслучайностей Татьяна Алексеевна стала учителем физики. И ни разу об этом не пожалела.
Каждый урок – всегда что-то новое
– В Магнитогорске оканчивала школу №53. Моим любимым преподавателем физики был Иван Федорович Кабанчук, заслуженный учитель РСФСР. Это имя помнят многие магнитогорцы и, прежде всего, те, кто учился в школе №53, в которой он проработал многие годы. Про таких говорят – учитель от Бога. Он сотрудничал с Московским физико-техническим институтом, занимался подготовкой олимпиад по физике. На них ученики Кабанчука всегда выступали с блеском, – вспоминает сегодня с благодарностью Татьяна Алексеевна.
На вопрос: "За что любите свою профессию?", не раздумывая ни минуты, отвечает:
– За все. Мне кажется, что профессия учителя всегда подразумевает творчество. Можно, конечно, работать и по шаблону. Но даже в него каждый что-то привносит. Любой урок – что-то новое. Люблю проводить уроки в форме игр. Астрономия – это путешествие на Луну или викторина про Солнечную систему: когда и что появилось. Второе – это общение с учениками. Люблю повторять: "Дети всегда лучше взрослых". С ними интересно. Люблю свой кабинет, готовить опыты, чтобы потом удивлять ребят. Конечно, безусловный плюс профессии -это два месяца отпуска и всегда летом.
Работа позволяет мне реализовать свои хобби. Мы с ребятами всегда ходили в походы, и никто нам это не запрещал. Находили время и в выходные отправлялись в маленькие путешествия. Понимаете, профессия позволяет увлечь ребят тем, чем увлекаюсь и что люблю сама.
К примеру, я не имею музыкального образования, но люблю музыку. С одним из своих выпусков мы проводили дни музыки. На переменах приходили и слушали. А раз в месяц была викторина: дети угадывали, какое музыкальное произведение звучит. Так вот один мальчик из непростой семьи, где музыку вряд ли слушали, чаще всего становился победителем. Это удивительно наблюдать, как раскрывается ребенок.
Татьяна Алексеевна Игошина
Конечно, все не бывает идеальным. По словам Татьяны Алексеевны, трудности в профессии учителя тоже встречаются. Например, при контакте с учениками. Честно признается: вначале получалось не всегда.
О любви и верности
– Татьяна Алексеевна, что вы считаете самым большим достижением в своей жизни?
– Точно такой же вопрос на днях мне задала моя младшая дочь. Она у меня психолог. Если честно, задумалась... Все-таки самым большим своим личным достижением считаю, что у меня очень хорошие дети, семья.
В походе с учениками
Супруг Татьяны Алексеевны Владимир Петрович тоже педагог. Они познакомились в институте, на факультете, где вместе учились. Студенческая любовь переросла в крепкий и дружный семейный союз, которому в этом году исполнилось 57 лет. Несколько лет назад они получили знак "Совет да любовь", а еще в семье есть "ромашка" – так называют медаль "За любовь и верность". Ее получают самые образцовые семьи России, дожившие до золотой или бриллиантовой свадьбы.
У супругов две взрослые дочери – Ольга и Екатерина, зятья, пять внуков и два правнука. Старшая внучка учится в Санкт-Петербурге, будет, как бабушка, учителем, только историком. Когда Татьяну Игошину спрашивают о секрете семейного долголетия, говорит:
– Когда выходила замуж, считала, что это на всю жизнь. Так и сложилось.
На приеме в Кремле чувствовала себя "тетей Дашей"
29 октября 2013 года в Кремле из рук президента Владимира Путина Татьяна Алексеевна Игошина, в числе трех "Народных учителей РФ", получила высокую награду. Вся страна наблюдала за церемонией награждения, тагильчане с нетерпением ждали выхода землячки.
В Кремле не обошлось без приключений.
– Мы поехали на прием с Ларисой Викторовной Гизенко, директором нашей школы. Как только подошли к Кремлю, поняли, куда нужно идти, по очень большой толпе народа. В Кремле были первый раз, вероятно, и последний, – смеется Татьяна Алексеевна. – Много было журналистов. Один молодой человек подошел, спросил, кто я. Пояснила, что будут награждать. Он попросил записать несколько слов на камеру. В этот момент такое чувство возникло, что сижу на лекции, а лектор просит помочь. Я из тех людей, которые всегда помогут. Призвание такое – всем помогать. Поэтому и согласилась. Начала отвечать, вдруг подбегает охранник, перебивает нас. Строго спрашивает паренька, откуда он. Тот ответил, что с НТВ. Его отправили подальше, а у нас проверили паспорта. Идем дальше, слышим свист. Это охранник показал нам так, что не туда идем. Сотовые телефоны забрали, предупредили, что в зале запрещено фотографировать. Выдали посадочные талоны, на которых были указаны места.
Семья Игошиных: Владимир Петрович и Татьяна Алексеевна с дочками, зятем и внуками
Зашли в фойе. Рядом с нами прогуливались Дмитрий Певцов, Валентин Юдашкин, Татьяна Доронина и многие другие известные люди. Юдашкин был особенно внимателен, со всеми здоровался, улыбался. Все ждали, были накрыты столы. Потом прошли в Екатерининский зал. Расселись по местам.
Учителя провожали Татьяну Алексеевну, просили назвать номер школы. Она долго раздумывала, что сказать в приветственном слове.
– Когда была маленькой, папа заставлял меня учить стихотворения, которые публиковала "Правда". Одно из них:
"Тетя Даша едет за границу,
С Красной Пресни через Прагу в Рим,
Паспорт для нее уже хранится,
Надо в моссовет сходить за ним,
Надо перевесить знак почета
с голубого платья на жакет,
Надо приготовить речь, а слов-то нет."
Чувствовала себя тетей Дашей. – улыбается Татьяна Алексеевна и продолжает:
– Ждали долго, президент опаздывал, многие волновались: может, что-то произошло. Перед награждением нас проинструктировали трижды, куда пройти для получения награды, когда поблагодарить, в какой момент будет сделано фото и т.д. Наверное, мало этого было. Все равно невольно нарушила строгую инструкцию. Вдруг вышла женщина-волонтер, ее фамилия Захарова, она получала награду за благотворительность. Ее выступление и натолкнуло на мысль.
В этот момент ведущий объявил выход тагильчанки и назвал школу №31 вместо 61. Представляете, как было обидно? Игошина вышла, подошла к Путину и вежливо уточнила номер школы. Владимир Владимирович извинился за неточность и поправился – школа 61.
Татьяна Игошина в ответном слове сказала, что профессия любого учителя – это на 50 процентов благотворительность. Без этого невозможно, поэтому награда не только ее, она принадлежит всем учителям Свердловской области.
Потом было фото на память. К слову – шикарное! Элегантный костюм – специально для приема президентом сшила ученица Татьяны Алексеевны.
Президент отметил выступление тагильчанки, когда после приема подводил итоги.
Когда вернулась в Нижний Тагил, коллеги радовались ее награде, как своей. Устроили настоящий праздник, наперебой звонили журналисты, поздравляли близкие, родственники, друзья.
Прямая речь
– У нас замечательный коллектив. Мне всегда везло с людьми, с которыми меня сводила жизнь. Наверное, еще и поэтому состоялась.
Народный учитель
"Народный учитель Российской Федерации" — высшее почетное звание Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области педагогики. Входит в государственную наградную систему Российской Федерации.
Это звание присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.
Ольга ПОЛЯКОВА.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА И ИЗ АРХИВА СЕМЬИ ИГОШИНЫХ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.10.2019.