Отдавая себя людям...

    Только сейчас, когда за окнами стали сгущаться синие сумерки, она спохватилась, что давно пора собираться и идти домой. Усталость еще не давала о себе знать: звонки, встречи, переговоры держали на подъеме. День казался бесконечным, а утро было давным-давно, точно не сегодня. Складывая в сумку кипу документов, которые нужно еще раз посмотреть, бросила взгляд на монитор компьютера – любимая фотография корабля с белыми парусами на мгновение вернула ее в прошлое...

Наша справка

    Ирина МИНИНА – директор школы, руководитель высшей квалификационной категории. Награждена почетной грамотой Министерства образования РФ, нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации". Победитель городского конкурса лучших педагогических и руководящих работников ОУ.

Семья

    В небольшой гостиной трехкомнатной квартиры на Тагилстрое собрались ученики мамы, Валентины Александровны Мининой. Ребята смеялись, шелестели страницами книг, кто-то вслух читал стихи из известной и популярной по тем временам песни "Бригантина":

    Надоело говорить, и спорить,

    И любить усталые глаза...

    В флибустьерском дальнем синем море

    Бригантина подымает паруса...

    В гостях у семьи часто были дети разных возрастов, поэтому, когда дома читали, к примеру, Блока, готовясь к урокам, маленькая Ирина Минина все это уже слышала и даже кое-что знала наизусть. Русский язык и литература стали не только ее любимыми предметами, с ними она связала свою жизнь.

Ирина Германовна Минина

Ирина Германовна Минина

Сова – символ мудрости и терпения

Сова – символ мудрости и терпения

    У Мининых – обычная судьба русской семьи. Все, что происходило в России, непременно отражалось на семье. Дед, Федор Иванович Минин, прошел финскую войну, затем Великую Отечественную, остался жив. Второй дед по маминой линии, Александр Томилов, прислал последнее письмо из-под Ленинграда и пропал без вести. Мама Валентина Минина родилась в Кировграде, воспитывалась в детском доме, потому что ее мать умерла, а отец был на войне. Трех детей разбросали по разным детским домам. В Нейво-Рудянке познакомилась с папой, молодым человеком с очень редким именем – Георезонталь. А потом вместе переехали в Нижний Тагил. Вот так этот город стал родным для всей семьи. Мама всю жизнь проработала преподавателем в школе № 3, дочь училась в 72-й школе, потом Ирина поступила в педагогический институт, после его окончания пришла работать в школу №5 с углубленным изучением английского языка. Выстраивала свой профессиональный путь по следам матери.

Алые паруса – подарок на юбилей

Алые паруса – подарок на юбилей

    Папа работал бригадиром монтажников-высотников на Байконуре, монтировал ракеты. Часто ездил по командировкам. Кстати, про редкое имя папы. Настоящее отчество Ирины Германовны Мининой – Георезонтальевна. Не каждый ребенок с ходу осилит. Да и папу на работе чаще все звали Германом, поэтому дочерям отец благосклонно разрешил быть Германовнами. Ирина согласилась. Точно так же получилось и с фамилией, когда вышла замуж, по просьбе отца оставила фамилию Минина. А сестра Марина тоже в образовании, поддержка, друг, но отчество – Георезонтальевна не разрешила изменить.

    ...Ирина Германовна прошла по непривычно тихому школьному коридору, который весь день был наполнен сплошным гулом ребячьих шагов, смехом, громкими разговорами, хлопаньем дверей. Вышла на улицу.

Школьная жизнь

    В педагогике Минина – больше 40 лет. Всегда с теплотой вспоминает свою первую школу, в которой она начинала работать.

    – Школа №5 – это моя жизнь, судьба, любовь, это мои дети, – вспоминает о ней сегодня Минина. Как и мама, преподавала здесь русский язык и литературу. Одной из первых в Нижнем Тагиле начала проводить литературные балы на сцене ГДДЮТ, потом ее ученики ездили в Екатеринбург на тематические фестивали.

    ...Капитан обветренный, как скалы,

    Вышел в море, не дождавшись нас.

    На прощанье подымай бокалы

    Золотого терпкого вина!

    В 2003 году возглавила школу №75 при НТГПИ. Особенную школу, которая готовила педагогические кадры для Нижнего Тагила. Основателями уникального образовательного учреждения стали ректор НТГПИ Владимир Иванович Смирнов и ее первый директор Людмила Геннадьевна Кузнецова, сегодня она возглавляет профсоюз работников образования.

    – Они сделали невероятно замечательную и нужную вещь, создав в 1993 году школу будущих педагогов, – считает Ирина Германовна. – Через нее прошли многие известные сегодня в нашем городе и за его пределами люди.

    В новом образовательном учреждении были созданы профильные классы для старшеклассников, ребята планировали связать свое будущее с профессией педагога. Выпускные экзамены в 75-й школе одновременно были вступительными в пединститут. Это было удобно и правильно. Позже к проекту присоединился соседний политех, набиравший два целевых класса. Таким образом, на пятом и шестом этажах педагогического общежития в студенческом городке, где располагалась школа, учились восемь десятых и восемь одиннадцатых классов.

    В школу стремились попасть лучшие ученики города. Они сдавали экзамены, справедливости ради надо сказать, очень непростые. Подготовка была настолько сильной и серьезной, что дети целыми классами сдавали экзамены и целыми классами поступали в институт. Ни окаком дефиците педагогических кадров в городе тогда даже речи не велось. Профильная 75-я стала кузницей перспективных профессионалов.

    Какое-то время судьба выпускников отслеживалась, большинство, особенно в начале, оставалось в Нижнем Тагиле.

1 + 1

    Однако качественная и высокая подготовка выпускников стала причиной того, что дети стали уезжать в другие города. Химики и биологи с легкостью поступали в медицинские институты, иностранцы и филологи – в Москву и Санкт-Петербург. Ректор НТГПИ Владимир Иванович Смирнов посчитал это предательством, а потом появилось постановление правительства о реорганизации таких профильных школ. В Нижнем Тагиле их было три: при строительном техникуме, при горно-металлургическом и при пединституте.

    Эксперимент начали с 75-й. Школа оказалась под угрозой закрытия. Ее вообще могло не быть. Однако тогдашнее руководство города пошло навстречу и предложило другое здание школы вместе с детьми и педагогическим коллективом.

Дедушка, бабушка и родители с маленькой Ириной.1960 год

Дедушка, бабушка и родители с маленькой Ириной.1960 год

    Так, в 2006 году 75-й пришлось перебираться на Красный Камень в школу №42. Таким образом произошло слияние двух организаций. Официально назвали "реорганизация путем слияния". Эти три слова пришлось тяжело пережить многим: педагогам, детям, родителям. 42-я, школа с устоявшимися традициями, не готова была принять "чужаков" с Новой Кушвы. А 75-я оказалась на грани выживания. Дело доходило до митингов, импровизированных демонстраций, пикетов, на Минину в разных ведомствах одна за другой появлялись жалобы. Отстоять школу тогда удалось только благодаря силе характера Ирины Мининой. Мысленно она тогда себе сказала: "Уйду только, когда сама захочу. Школе быть!"

    – Мы сложно переживали то время,– вспоминает сегодня она. – И то, что школа есть, живет и она здорова, случилось усилиями многих. Спустя годы мы добились результата.

    Пять лет понадобилось на то, чтобы не просто примирить, а сплотить два коллектива и создать одну из лучших, сильных, статусных школ Нижнего Тагила. Физику, химию, филологию продолжали преподавать педагоги вузов. Эта главная особенность 75-й, собственно, то, ради чего она и создавалась, плавно перешла и существует по сей день в школе № 75/42.

    – С большим уважением отношусь ко всем школам города, ведь каждая из них строится из совершенно разных вещей, – уверена Ирина Минина. – Но всех объединяет то, что детям нужна и важна система образования, и мы обязаны, должны предоставить им такую возможность, пусть и разными путями.

    Сегодня Минина – директор, но, как она сама любит повторять, навсегда останется учителем русского языка и литературы. Музыка, поэзия, живопись, книги. Все это она отдавала и отдает детям, а потом с удовлетворением видит в них себя, то, что ей когда-то удалось вложить.

    Пьем за яростных, за непохожих,

    За презревших грошевой уют.

    Вьется по ветру веселый Роджер,

    Люди Флинта песенку поют.

    И в беде, и в радости, и в горе

    Только чуточку прищурь глаза,

    – В флибустьерском дальнем синем море

    Бригантина поднимает паруса.

    Паруса всегда рядом с ней. Один из парусников подарили год назад, на 60-летний юбилей. Сегодня он – одно из главных украшений ее рабочего кабинета. Впрочем, так же, как и совы. Сова – символ мудрости, ума и терпения, считает Ирина Германовна. Об этой слабости знают близкие, знакомые, ученики, и стараются из каждой поездки привезти любимому учителю сову.

Мои дети...

    Так она говорит про бывших учеников. Они возвращаются к ней и работают бок о бок, приводят к ней своих детей, читают стихи, пишут, посвящают, они всегда рядом, даже если живут очень далеко.

    Так уж сложилось, что многие из учеников сегодня живут за границей. Каждого знает и помнит. В Иерусалиме – Елена Попцова, тагильчанка воспитывает двух дочерей. Пишет стихи, отправляет учителю свои моря и океаны, настроение, которое выплескивает в стихотворных строчках. Рисует морские пейзажи. Во Франции живет Люда Ткачева.

Единственная школа в Нижнем Тагиле, где учителя носят форму.

Единственная школа в Нижнем Тагиле, где учителя носят форму.

    В Германии живет Женя Попова, тоже растит детей. Когда в семью Ирины Германовны пришла беда, заболел супруг, ему должны были делать операцию в немецкой клинике, Женя помогала и была всегда рядом.

Мама Валентина Минина и племянник Максим, учится в магистратуре

Мама Валентина Минина и племянник Максим, учится в магистратуре

    – Мои дети живут везде, по всему миру, по всей стране, но они всегда остаются рядом со мной. Наверное, это судьба любого учителя – передавать знания, опыт от сердца к сердцу. И это невозможно заменить ничем, – размышляет Ирина Германовна.

    Выпускница 5-й школы, православная писательница Ольга Жукова часто приезжает к ней в гости. Работала в Перми учителем русского языка и литературы, становилась "Учителем года", сегодня бывшая ученица – православный журналист, у нее несколько авторских книг Глубокий, тонкий и удивительный, настоящий человек.

    Ирина Минина может бесконечно говорить о своих учениках, только голос немного дрожит, а глаза светятся невероятным счастьем.

    Сегодня в школе 75/42 учатся 650 человек. Начиная с восьмого, классы делятся на профильные. Дети самостоятельно определяются с выбором. Желающих учиться в школе более чем достаточно. География поступления выпускников – Санкт-Петербург, Москва, Калининград, Кубань, Казань, Пермь, Новосибирск, Тюмень, Омск, Екатеринбург.

    В школе много людей, которые пришли сюда не случайно. Не за деньгами, не за работой. Нельзя стать учителем просто так. У Мининой было много учеников, которые, казалось бы, шли за ней в педагогику, но не все смогли остаться здесь навсегда. Их сложно в чем-то обвинять. Учительство – это судьба, это жизнь, это, в конце концов, характер. Надо родиться под звездой, надо так жить. Учитель – человек, который готов отдавать.

    "Хорошо или плохо ЕГЭ? Однозначно плохо. За натаскиванием теряется то, что воспитывает человека, то, чем живет человек. Девятиклассники – они еще маленькие, а у них уже четыре экзамена. В 4-м классе – дети пишут ВПР. Они же переживают, им сложно. А ради чего?"

    "Любимый праздник – 1 сентября. Каждый раз – это как начало новой жизни. Когда уходила на три года работать в районо, потеряла праздник и очень переживала по этому поводу".

В кабинете литературы школы №5 с изучением английского языка с выпускниками

В кабинете литературы школы №5 с изучением английского языка с выпускниками

    "Одна из моих наставниц всегда говорила: не надо любить учеников, их надо уважать, принимать, отдавать свои знания, опыт. Им нужны терпение и прощение. Любить или нет. Каждому свое. Я все-таки люблю, люблю своих учеников и школу, искренне и до конца".

    "Тагил – моя Родина, люблю этот город. Он заметно меняется, преобразовывается, появилось много уютных уголков. Люди тоже изменились, тагильчане чувствуют себя лучше. Мы с супругом (Александр Сиялов, доцент кафедры педагогики и психологии НТГПИ. – Прим. ред.) живем на Гальянке, обожаем Муринские пруды. Какие там раньше были поля! Ветер приносил в окна запах полыни. Люблю музей ИЗО. Мне нравится наша библиотека и то, как она работает. Несколько лет назад приняли решение с мужем и отдали большую часть семейной библиотеки в фонды центральной библиотеки. Оставили себе только самое необходимое".

Ольга ПОЛЯКОВА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.06.2019.

 

 

Главная страница