Человек-легенда

    Ребенок войны, воспитанник детского дома, посвятивший себя тагильскому танкостроению – Виктор Любчак. Он прошел трудовой путь от слесаря-сдатчика до начальника цеха 130 и ни на минуту не забывал, что технику делают люди, и чем честнее, отзывчивее и трудолюбивее человек, тем быстрее он справится с любой задачей и сумеет объединить вокруг себя единомышленников. Виктор Романович и сам остается таким на протяжении 80 лет.

Виктор Любчак

Виктор Любчак

    Виктор Любчак родился в Москве в семье военных. Ему было всего три года, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт и погиб, вскоре из жизни ушла и мама. Как и многие сироты, он был эвакуирован на Урал, в детский дом Краснотурьинска. Там он вырос, учился, получил рабочую профессию и устроился слесарем в Богословский трест "Уралруда" Министерства черной металлургии. Затем его призвали на службу в Советскую армию на Кубинку в бронетанковые войска. Был командиром танка. Вернувшись, молодой человек еще четыре года жил в Краснотурьинске, а в 1964 году переехал в Нижний Тагил и устроился на Уралвагонзавод слесарем-сдатчиком в цех 130. Мог ли он тогда предположить, что более 45 лет посвятит развитию танкостроения и станет человеком-легендой не только на предприятии?

Для людей и для страны

    Он работал ответственно, как привык с молодости. Пробелы в знаниях восполнил в Нижнетагильском горно-металлургическом техникуме имени Черепановых. И не удивительно, что Виктора в цехе заметили и назначили сначала контрольным мастером, а чуть позже старшим контрольным мастером сборочного конвейера. Это было начало 1970-х годов. В 1973 году на вооружение Советской армии принимается танк Т-72. Неоспоримые преимущества этой боевой машины по достоинству оценили не только отечественные специалисты, но и военные всего мира. Этот танк признан лучшим и самым массовым танком второй половины XX века. На выполнение государственного оборонного заказа отводились сжатые сроки. И в 1975 году Виктора Романовича назначили заместителем начальника цеха 130, а через пять лет командировали в Венгрию, затем в Чехословакию представителем Министерства оборонной промышленности СССР отдела эксплуатации Уралвагонзавода.

Виктор Любчак (слева) на выставке вооружения в Абу-Даби. 1997 год

Виктор Любчак (слева) на выставке вооружения в Абу-Даби. 1997 год

    Вернулся на родину в 1984 году. Виктора Любчака назначили заместителем главного инженера механосборочного производства. Но не смог Виктор Романович трудиться вне стен сборочного цеха, и в 1987 году он возглавил главный танковый конвейер страны. К слову, его пригласили на эту должность всего на месяц, пока не подберут подходящую кандидатуру. А он проработал здесь 18 лет. Для коллектива цеха 1941 года рождения 18 лет – это большой срок, почти четверть в истории подразделения.

    – Он умел со всеми находить общий язык. Говорил на равных с конструкторами, технологами, военными, руководителями высоких рангов, рабочими, будь то уборщица производственных помещений или водитель-испытатель, – вспоминает контролер-испытатель боевых и специальных машин, бывший председатель цехового комитета 130-го Александр Шумриков. – Я 15 лет посвятил общественной работе, и все это время ежедневно общался с Виктором Романовичем как с руководителем. Он спокойно и уверенно, порой с присущим ему юмором решал проблемы коллектива. К примеру, он сделал все возможное для льготного пенсионного обеспечения испытателей бронетанковой техники не только цеховых, но и по всей отрасли. Были перестроены бытовые помещения, реконструированы кладовые и электроучасток, где работали почти 200 человек. Наконец, по совместному решению администрации и профсоюзного комитета в 130-м был построен спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, тренажерным залом, комнатой психологической разгрузки, равных которому на предприятии в то время не было.

    При непосредственном участии Виктора Любчака были запущены в производство танки Т-72М-1, Т-72Б, Т-72БМ, Т-90, Т-90С. А в период сложного финансово-экономического положения, нестабильного материально-технического снабжения начальник цеха 130 сделал невозможное – перепрофилировал и расширил площади участков и наладил сборку принципиально новой боевой техники – бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) и инженерной машины разграждения (ИМР-2). Виктор Любчак сохранил трудовой коллектив, он понимал, что если танкостроителей сегодня отпустить, то завтра некому будет выполнять заказы. Рабочие занимались обслуживанием танков в действующей армии, налаживали производство гусеничных и колесных экскаваторов.

Заказы – любой ценой!

    Не секрет, что в сложные 1990-е годы Уралвагонзавод выжил благодаря экспортным контрактам. Советский Союз распался: наши танки оказались не нужны. А на Уралвагонзаводе продолжались испытания новой модели боевой техники – Т-90.

    – В 1997 году вместе с экипажем Т-90 на международную выставку в Абу-Даби поехали Виталий Попов, Аркадий Доброхотов, Виктор Любчак. Они сумели организовать показ нашего танка так, что тагильская машина произвела фурор и вызвала интерес многих зарубежных специалистов, – делится воспоминаниями Александр Шумриков. – Потом были показы Т-90 в Китае и Индии. Эта машина спасла нас.

    Инозаказ на серийную поставку танков помог сохранить коллектив тагильского предприятия. Танки Т-90С изготавливались в короткие сроки и практически с конвейера уходили на испытания в Индию. Они показали, что отвечают лучшим мировым стандартам и исключительно надежны и недороги в сравнении с заграничными боевыми машинами.

    Но как показать военным из разных стран, что тагильские танки лучшие в мире? Такую возможность обеспечила Уральская выставка вооружения на полигоне Старатель.

    – Виктор Романович понимал, что танки, которые демонстрируются в статике, никто не захочет покупать, поэтому он лично участвовал в подготовке трассы для демонстрационного показа боевых машин, – вспоминает специалист Выставочного комплекса Уралвагонзавода, бывший работник цеха 130 Евгений Упрямцев. – Я в то время был слесарем-сборщиком. Любчак лично контролировал действия экипажей по более эффективному преодолению препятствий с ведением боевых стрельб. Мало кто знает, что так называемый "трамплин" на трассе полигона – это идея и разработка Виктора Романовича. Сложно посчитать, сколько раз танки "взлетали" с него, приземляясь не так, как хотел Любчак. Он распоряжался: "тут подсыпать щебня, а здесь сделать угол повыше". Довел "трамплин" до таких параметров, что многотонные боевые машины, прыгая с него, пролетали над землей несколько метров и идеально приземлялись на полную плоскость гусениц. Так Т-90 и стал "летающим" танком, рекорд длины полета над землей – 11 метров! А бронетехника Уралвагонзавода получила высокую оценку главнокомандующего и Президента РФ Владимира Путина. Это было начало большого государственного оборонного заказа.

    Кстати, с 2001 года пробеговая трасса на полигоне Старатель принципиально не менялась, только пополнялась новыми препятствиями для более полной картины возможностей боевых машин.

    Много времени Виктор Романович уделял сплочению коллектива, созданию здорового морально-психологического климата. Его коллеги вспоминают: если работник цеха приносил начальнику заявление на перевод или увольнение, то Любчак не отпускал человека до тех пор, пока не выяснял причину его желания о смене деятельности. И многие оставались, потому что авторитет Виктора Любчака был выше любых жизненных неурядиц. Руководитель помогал во всем, потому что и сам не понаслышке знал, что такое испытания судьбы.

Музей – для каждого из нас

    Есть еще один интересный факт из биографии Виктора Любчака – это реконструкция музея бронетанковой техники Уралвагонзавода. До 2005 года этот музей принадлежал цеху 130 и был закрытым для посетителей. Боевые машины показывали только узким специалистам, военным. В начале 2000-х началась реконструкция музея, которая по инициативе хранителей истории проводилась под руководством Виктора Любчака.

    – Мы тогда детально прорабатывали вопросы создания музея бронетанковой техники Уралвагонзавода, это в дальнейшем и стало причиной моего перевода из цеха в музей, где я работаю по сей день, – рассказал Евгений Упрямцев. – Нам удалось создать уникальное для Нижнего Тагила место, которое ежегодно посещают тысячи россиян и иностранцев. Школьники и студенты специально едут из других городов, чтобы увидеть легендарные машины Уралвагонзавода.

    Танкостроитель, руководитель, рационализатор – в рамках одной статьи не рассказать обо всех трудовых достижениях Виктора Любчака. В канун его 80-летия этого человека-легенду поздравляет уже новое поколение создателей боевых машин.

    – С чувством глубокой благодарности я вспоминаю наше плодотворное сотрудничество с Виктором Романовичем. Он с большим вниманием прислушивался к мнению и ценил труд инженеров-конструкторов, за что по праву заслужил уважение коллектива танкового КБ, – отметил генеральный директор – главный конструктор АО "УКБТМ" Андрей Терликов. – Опытный и мудрый руководитель, он создавал благоприятную рабочую атмосферу, конструктивно подходил к решению общих задач, что позволяло добиваться высоких результатов в работе. Его многолетний, напряженный труд, направленный на совершенствование технологии сборки и испытания танков, позволил значительно повысить производительность главного танкового конвейера страны и обеспечить высокое качество боевых машин.

    Такие работники Уралвагонзавода, как заслуженный машиностроитель Российской Федерации Виктор Любчак, и создают историю российского танкостроения. Историю, которая продолжается благодаря последователям Виктора Романовича, его коллегам и ученикам.

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото из архива Выставочного комплекса УВЗ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 30.03.2018, №12.

 

 

Главная страница