Папа-танк
21 января 2018 года – 80 лет со дня рождения Владимира Ивановича Поткина.
17 мая 1999 года. Нижний Тагил. Площадь вокруг Дворца культуры имени И.В. Окунева заполнена народом. На орудийном лафете – гроб, на подушечках – несколько скромных медалей полковника в отставке. Уралвагонзавод прощается со своим главным конструктором – Владимиром Ивановичем Поткиным.
Откуда же такое несоответствие людского признания и скудости государственных наград? Непростой вопрос.
Владимир Поткин
Уралвагонзавод всегда гордился своими главными конструкторами бронетанковой техники. За каждым из предшественников Поткина стоят знаменитые машины, их модификации, другие изделия и опытные образцы. В этом отношении Владимир Поткин мало чем отличался от своих предшественников. Его детище – танк Т-90 и его модификации, комплекс инженерных машин на базе танка Т-90, изделия гражданской продукции и новые разработки бронетанковой техники, по своим характеристикам шагнувшие далеко вперед от мирового уровня и потерявшие своего "отца" на полпути.
Основное отличие заключается в том, что предшественники Поткина работали в плановой социалистической экономике. Вот задачи, вот сроки, вот ресурсы – твори. В.Н. Венедиктов обосновал свой уход на пенсию тем, что по состоянию здоровья не может участвовать в испытаниях. Это была правда, но не вся. Валерий Николаевич был умнейшим человеком, и он не мог не видеть, куда катится страна, и понимал, что это уже не его время.
В преемники он выбрал начальника конструкторского отдела, сделавшего себе имя на знаменитых танковых бегах. Именно там проявился лидерский характер будущего главного конструктора, умение выбирать соратников, ставить перед ними сверхзадачи и строго спрашивать за исполнение. Там проявились его железная хватка и умение быть выше ситуации.
Придя к руководству КБ, Владимир Иванович был готов встретить смутные времена во всеоружии. И это время накатывало. Управление промышленностью и государством в целом стремительно рушилось. В прессе царила вакханалия по поводу армии и ВПК. И вот в этих условиях Поткин добивается принятия на вооружение танка Т-90. И тут же приступает к работам по его совершенствованию.
Он опередил время
Вскоре ГАБТУ предложило техническое задание (ТЗ) на разработку принципиально нового изделия. По техническим характеристикам предполагалось оставить далеко позади всё, что есть и у нас, и за границей. Эта работа не пошла в Харькове, не взялся за нее Питер, отказался Венедиктов. И это еще в благодатные для ВПК советские времена. А тут безденежье в Министерстве обороны, на предприятиях-смежниках жизнь еле теплится. Браться за такую работу в этих условиях кажется полным безумием. Но Поткин хотел именно этим заниматься, и он берется за эту тему. Чем тяжелей ситуация, тем выше накал работы в КБ. Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность своих подчиненных. Провинившимся он не читал морали, не стыдил, не угрожал. Посмотрит тяжелым взглядом, скажет пару слов не для печати, и тому на полжизни хватает.
Как-то в столе одного из его заместителей коллеги обнаружили большую фотографию Поткина. В ответ на ехидные вопросы тот сказал:
– Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плеткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!
Испытание пустыней
Но никаким энтузиазмом нельзя было компенсировать рухнувшие кооперационные связи с предприятиями-соисполнителями.
При содействии руководства УВЗ и ГАБТУ Поткин создает и возглавляет Совет главных конструкторов, куда вошли главные конструкторы и директора предприятий-изготовителей составных частей танков. Каждое заседание Совета начинается с доклада Поткина о состоянии дел с подробным анализом успехов и неудач. Надо было видеть, с каким напряженным вниманием слушали участники совещания своего председателя и как нервничали те, кто докладывал о своих недоработках.
Финансирование работ (мизерное, но всё же) ГАБТУ осуществлял через УКБТМ. И все знали, что если деньги поступили на счет УКБТМ, то завтра они будут распределены и разосланы соисполнителям в соответствии с объемом выполненных работ. Честность Владимира Ивановича была эталонной. Но и спрос у него был строг. И в голову никому не приходило положить государственную копеечку себе в карман. И КБ сделало эту машину. Да, испытывалась она после смерти Поткина, но сделана она была при нем.
Танк прошел цикл испытаний, и они подтвердили соответствие характеристик, заданным в ТЗ. Да, он не был принят на вооружение – он попросту опередил свое время. Но технические решения, найденные и реализованные в этой работе, еще долго будут использоваться в отечественном танкостроении. И не надо забывать, в каких условиях всё это делалось.
Риск на грани авантюры
Лихие ветры, бушевавшие в стране, не обошли и УКБТМ. Там тоже появились новоделанные демократы, требовавшие всего и сразу. И прежде всего они требовали смены профиля деятельности КБ.
Ответ Поткина, как всегда, был краток: или КБ будет продолжать делать танки, или ищите себе другого главного конструктора. Коллектив выбрал первый вариант и не ошибся. За всё смутное время в УКБТМ не было случая задержки выдачи зарплаты. Она была невелика, но позволяла не бедствовать.
Введя режим жесточайшей экономии, Поткин умудрялся выделять значительные средства на техперевооружение. И постепенно из КБ исчезли чертежные доски, и на их месте появились персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть. У исследователей материализовалась многолетняя мечта о стенде для комплексного исследования параметров изделия. А на механическом участке – новые станки.
Поткин не только сохранил КБ в тяжелые времена, но многократно повысил его потенциал. Захватив лидерство в применении для конструирования вычислительной техники, КБ не уступает его и в настоящее время. Нынешнее руководство УКБТМ придает этому вопросу приоритетное значение.
Главный конструктор внимательно следил за загрузкой всех звеньев предприятия. В то время, когда в сборочном цехе собирались опытные изделия, конструкторы вовсю работали над модернизацией серийного танка, инженерных машин, экскаваторов, ПУМов. А в отделе перспективного проектирования на экранах компьютеров уже "крутился" прообраз "Терминатора".
И еще отличительная черта Поткина – он никогда не относился к людям предосудительно. Его отношение к работнику соответствовало отношению последнего к своим обязанностям.
Как-то волей случая на должность начальника отдела был выбран ведущий конструктор, который, по мнению Владимира Ивановича, никак не соответствовал этой должности. Поткин не упускал случая высказать свое негативное отношение к нему как к начальнику. В конце концов, мужик запросился на прежнюю должность. И всё! Он снова уважаемый специалист. Мало того, когда пришла разнарядка на правительственные награды, Поткин вычеркнул из подготовленного списка свою фамилию и вписал фамилию этого специалиста.
Но если в КБ дела шли более или менее терпимо, то на заводе всё было гораздо хуже. Выпуск танков стремительно сокращался, пока не прекратился совсем.
В начале объявленной конверсии руководство завода решило приступить к изготовлению дорожно-строительной техники. УКБТМ разработал конструкторскую документацию на гусеничный и колесный экскаваторы и целую гамму погрузчиков, так называемых ПУМов. Но в условиях всеобщего застоя спрос на эти изделия был невелик, а себестоимость непрофильной продукции высока. Завод без танков тихо умирал.
Есть документация на танк, но родная армия не в силах его заказать. Есть потенциальный иностранный покупатель, но нет разрешения выходить на внешний рынок. Когда казалось, что завод уже ничего не спасет, разрешение пришло.
Вдохновленные руководители УВЗ, ГАБТУ и УКБТМ выехали в Индию для согласования контракта. И снова неудача. Несмотря на чувство глубокого уважения к главному конструктору (недаром в Индии В.И. Поткина называли папа-танк), индусам нужен был Т-90, с более мощным двигателем и современным тепловизором. Такие задумки в КБ были, но на их реализацию требовалось 1,5-2 года, а завод не мог уже ждать.
Короткое совещание – и на следующий день главный конструктор предлагает индусам новую комплектацию танка. Те принимают ее на "ура". Срок поставки трех танков на испытания – шесть месяцев. Это был риск на грани авантюры. Но нельзя было вернуться без результатов. Лучше умереть. Так и пришлось одному из них.
Это были тяжелейшие полгода. Согласование поставок комплектующих с предприятиями, прекратившими их выпускать, круглосуточные испытания вновь спроектированных узлов, бесконечные отказы, поломки, брак. А у главного конструктора уже были два инфаркта, и врачи настоятельно рекомендовали лечь в больницу. Ответ один: "Отправлю танки – лягу!". Не успел. Он умер 13 мая 1999 года у себя в кабинете, как солдат на боевом посту.
А танки были собраны и отправлены в срок. Они с блеском прошли испытания. Был подписан контракт. Завод задышал, зашевелился. Ожили еще десятки предприятий.
А в тот день, когда самолеты с опытными танками улетали в Индию, Вагонка провожала в последний путь своего Главного конструктора.
Позже Поткина посмертно наградили орденом "За заслуги перед Отечеством IV степени" за разработку танка Т-90. А вот его заслуга, как одного из немногих, кто выдернул танковую отрасль из глубочайшей мглы, чиновниками была проигнорирована.
Каждое время выбирает своих героев. И УКБТМ благодарно судьбе за то, что в самые скверные времена у его руля стоял Владимир Иванович Поткин – руководитель от Бога, а прошедшие со дня его смерти годы подтвердили правильность заданного им курса танкостроения в XXI веке.
А награды?! Да не в них счастье, так, во всяком случае, считал Владимир Иванович.
Игорь БАРАНОВ, заместитель директора – главного конструктора УКБТМ с 1987 по 2008 год.
Фото из архива УКБТМ.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 19.01.2018, №2.