Памяти Юрия Платонова
Из Югры пришло печальное известие – на 79-м году жизни умер замечательный тагильский художник Юрий Васильевич Платонов (1939-2017).
Не стало яркого живописца, полотно которого "Бабье лето. Мать" (1974) в свое время вдохновило меня на стихи. Необыкновенно трепетно-грустный портрет простой русской женщины: печальный взгляд устремлен прямо на нас, натруженные руки готовы в любую минуту взяться за работу. Диссонансом ее облику выступает торжествующая желто-лимонная осень, которая полыхает прямо за дверью, а потому светла и торжественна картина, запечатлевшая осень жизни женщины-матери.
Платонов Юрий Васильевич
Родился Юрий Платонов 20 января в семье рабочих. Отец – Василий Петрович, как и мать, трудился всю жизнь на Теплогорском литейном заводе. Вот и сын пошел по стопам родителей – получил профессию модельщика. Так бы и работал там, но творческое начало все же победило. После службы в армии вернулся на родной завод уже в качестве художника-оформителя. Через два года Платонов поступает на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, где по окончании работал три года ассистентом кафедры изобразительного искусства, а затем в художественно-производственных мастерских Нижнетагильской организации Союза художников России.
Сразу по окончании института его творчество было замечено на городских и областных выставках, а потом на протяжении всей жизни полотна Ю. В. Платонова отбирались на зональные выставки, были и на одной из Всероссийских выставок в Москве. Но художник не стремился к "громким" выставкам, а находил почитателей и поклонников своего творчества среди тагильчан, уральцев, хотя и иностранные покупатели не обходили стороной его произведения. Сегодня работы Платонова находятся в нескольких музеях Урала и России, в частных собраниях в США, Италии, Югославии, Франции, Японии... Успешная выставочная деятельность позволила ему уже в 1982 году быть принятым в члены Союза художников.
Нижний Тагил стал второй родиной Юрия Васильевича. А потому и в его творчестве облик города занимает не последнее место. Этюд на картоне "Нижний Тагил. Выя" (1971) очень мал, но емок: старый демидовский завод и Лисья гора, к ним "бегут" маленькие домишки рабочего города, в которых больше века живут поколения мастеровых. Ближе к заводу видны многоэтажки нового города (сегодня они поглотили старый район, изображенный художником). Первый снег и золото не опавшей листвы на березках яркими мазками горят среди темных пятен жилья.
Платонов Ю.В. "Бабье лето. Мать". 1974 г.
Мотивы осени постепенно стали преобладающими в этюдах и полотнах художника. Он откровенно радовался этому времени года, любил его. Пожар осени в поэтическом и мирном сюжете картины "Пора свадеб" (1979) столь ярок, что от холста пышет жаром: в деревню пришла пора свадеб, долгожданное время счастья и любви.
Радостью и весельем веет от холста "Ситцевые пересмешки" (1972). Молодежь задорна и светла. Художник подчеркивает это вольностью поз "стайки" подруг, исповедь которых друг другу вовсе не тайна – все "написано" на их лицах, они открыты и чисты.
Много лет Юрий Платонов писал цикл "Память". Пронзительно емкий холст "Год 1942-й. Мужчины" (1973) подчеркивает, что натворила война: мальчики состарились, представители трех поколений (дед, сын и внук) малоразличимы. Глубокие, широко распахнутые глаза подростка, тени запавших скул, безысходная тоска, но не обреченность сквозит в этом взгляде.
Одна из последних крупных работ художника, – картина "Безымянные", была начата им еще в начале 90-х. Это вновь тяжелый сюжет войны. Очень лаконична цветовая гамма полотна – белый и серо-желто-зеленый (защитный) цвета снега, белых халатов, солдатских шинелей и выцветших гимнастерок. Кто здесь "безымянные"? Врачи или раненые бойцы? Солдаты бредут и бредут прямо на нас из белого безмолвия. Они надеются, что врачи их спасут. А мы, потомки, сохраним их образы.
Юрий Васильевич Платонов был удивительно многоплановым художником: пейзаж, натюрморт, портрет, жанровый сюжет...
Александр СМИРНОВ, член Союза художников России
Литература: Газета "Тагильский вариант" №28(305) от 17.08.2017.