Корифей от архитектуры

    До должности главного архитектора города Нижний Тагил Дмитрий Сергеевич Попов возглавлял Нижнетагильское отделение проектного института "Свердлоблпроект" (позднее – Нижнетагильское отделение института "Свердловскгражданпроект", ныне – МУП "Тагилгражданпроект"). Руководил проектировщиками творчески, с уважением и любовью к архитекторам и инженерам, техническим работникам. Учил сотрудников института с увлечением и энтузиазмом, при этом учился и сам.

    Приехал Д.С. Попов в Нижний Тагил после окончания Киевского инженерно-строительного института. Город ему понравился сразу – своей открытостью, людьми, индустриальной мощью, природой... На съезде архитекторов в Москве скоропостижно скончался главный архитектор города Василий Иванович Бут. На его должность назначили Попова. И этот удивительный человек и профессионал на много лет встал у руля тагильской архитектуры. Осталось мало людей, которые помнят и знают о великой роли Дмитрия Сергеевича в развитии нашего города. Он добился, а это было очень не просто, включения в план знаменитого союзного "Гипрогора" разработки генерального плана города. Сам был одним из авторов генплана 1967 года, который получил отличную оценку Правительства РСФСР.

    Во время, когда председателем горисполкома (по-теперешнему – мэром) был Владимир Кириллович Наливай, Попов участвовал в проектировании и строительстве жизненно важных объектов – Восточной и Западной систем очистных сооружений, Черноисточинского гидроузла, Верхневыйского водозабора. При нём были запроектированы и построены медучилище, музучилище, психиатрическая и туберкулёзная больницы, больница на 600 коек на Пихтовых горах, Дворец пионеров (Дом творчества юных), цирк на 2000 мест, широкоформатный кинотеатр "Современник" на 1200 мест, горком ВЛКСМ, Дом быта "Эра", Дом политпросвещения (нынешняя мэрия) и много других важнейших для города сооружений.

    Огромными темпами развивалось жилищное строительство. В соответствии с генеральным планом осуществлялось массовое строительство жилья в Дзержинском районе. А самый главный результат – это выход строителей на просторы Гальяно-Горбуновского массива, ГГМ. Здесь особо сказалась творческая и дружественная связь двух зодчих – Дмитрия Сергеевича Попова и Владимира Ивановича Солтыса, руководителя архитектурной мастерской Нижнетагильского отделения института "Свердловскгражданпроект". У них не было амбиций по поводу того, кто главнее, кто важнее... Главным было дело, интересы жителей города. А переход на Гальянку был очень непростым: надо было вынести аэродром ДОСААФ (многие тагильчане ещё помнят уютное журчание досаафовских самолётов ранними утрами), надо было построить районную котельную, подвести инженерные сети и сделать ещё миллион больших и малых необходимых дел.

    Что поражает в Дмитрии Сергеевиче, так это то, что он с одинаковой страстью решал как глобальные проблемы города, так и маленькие детали, узелочки. И всё это – с профессиональным блеском, с какой-то добротной удалью. Например, он убрал главный вход в знаменитую школу № 32 с транзитного тротуара ул. К. Маркса в торец здания, тем самым обезопасив жизнь и здоровье сотен школьников, создав комфортные условия для ребятишек и для учителей. То же самое – с детской музыкальной школой на той же улице, рядом с нынешним училищем искусств. Там он создал уютный рекреационный уголок, по-человечески очень привлекательный и профессионально выполненный. Непосредственно участвовал в расширении и реконструкции краеведческого музея. По его инициативе был благоустроен участок проспекта Ленина в районе городской трибуны. При нём была построена стационарная трибуна, раньше её к каждому празднику собирали у памятника Черепановым из деревянных элементов.

    А как он работал с проектировщиками! Понимая, что от них зависит "польза, прочность, красота" (Витрувий), Дмитрий Сергеевич приезжал в проектный институт, требовал чай, и тут начинался пир профессионалов – разговоры, споры, сравнение показателей и т. п. Не словесная шелуха ("тут не вкусно, здесь не дотянуто..."), а аргументы карандашом на бумаге или кальке. В результате рождалась истина, которая устраивала всех – проектировщиков, заказчиков, жителей города...

Слева направо: архитекторы Д.С. Попов, В.Н. Вишневская, В.И. Соломеин, А.И. Жданов. Пермь, съезд архитекторов Уральской зоны, 1972 год.

Слева направо: архитекторы Д.С. Попов, В.Н. Вишневская, В.И. Соломеин, А.И. Жданов. Пермь, съезд архитекторов Уральской зоны, 1972 год.

    У Дмитрия Сергеевича был заслуженный авторитет; к его мнению прислушивались секретари горкома и райкомов КПСС, председатель горисполкома, директора заводов. У нашего главного были и дипломатические способности – покомандовать архитектором всегда были охотники из партийных и советских органов. Дмитрий Сергеевич спокойно и убедительно доказывал начальству правильность проектных решений. В управлении главного архитектора города Дмитрий Сергеевич создал квалифицированную команду и атмосферу дружной, слаженной работы.

    Моральная чистота... Вспоминаю такой случай. В эпоху всегдашнего в ту пору дефицита в кабинет Попова директором Горплодоовощторга был доставлен пакет с апельсинами, возможно, в придачу к самым искренним и добрым намерениям поблагодарить за какое-то решение проблем торга. Несмотря на энергичное возражение "вносителя", Дмитрий Сергеевич почти насильно вручил торговцу плодами деньги. Альтернатива тоже была. Дмитрий Сергеевич сказал: "Если не возьмёшь деньги, пакет уноси с собой!" Какой укоризненный пример сегодняшним чиновникам, вымогающим у заказчиков и подрядчиков миллионы рублей за свою подпись или резолюцию!

    Интересно, что высочайший профессионализм главного архитектора органично сочетался с его великолепными человеческими качествами: он был прост в общении, доступен для рабочих встреч в любое, конечно, заранее согласованное, время. Ему мог позвонить простой рядовой архитектор и попросить совета для решения очередной градостроительной проблемы. В новогоднюю ночь мы вместе катались с горки на Театральной площади. Когда областные власти предложили Дмитрию Сергеевичу должность главного архитектора Свердловской области, перед отъездом он устроил у себя дома мальчишник. Пригласил на прощальную встречу своих коллег, мне тоже там посчастливилось быть. Заметьте – позвал не партийное, не городское начальство, а своих товарищей по цеху. Как мне рассказывали очевидцы, точно так же поступил в пятидесятые годы директор НТМЗ Л.Э. Вайсберг: при отъезде в Москву позвал к себе домой на пироги мастеров, а не своих заместителей и других больших начальников комплексов и переделов.

    Возглавляя областную архитектуру, Дмитрий Сергеевич трудился так же самоотверженно, как в Нижнем Тагиле. В его кабинете кипела жизнь, рабочий день был расписан по минутам – приезжали проектировщики, главные архитекторы городов области (их было больше 45!) Приезжали за советом председатели горисполкомов со всей области. Дмитрий Сергеевич не только по чертежам и планам вникал в проблемы уральских городов, но и лично посещал их, чтобы воочию убедиться в наличии градостроительных проблем, чтобы помочь их решить. Например, по его идее мы запроектировали, а трест "Качканаррудстрой" построил 12-этажные трилистники на улице Свердлова в Качканаре. Эти здания стали символом города-труженика, хотя с подачи какого-то недоброжелателя их в своё время раскритиковал заведующий строительным отделом обкома КПСС Б. Н. Ельцин. Дмитрий Сергеевич одинаково просто, по-дружески, "по-архитектурному", разговаривал с простым проектировщиком и с вальяжным московским зодчим. И последние были вынуждены спускаться на землю и вместе решать насущные задачи и проблемы уральских городов.

    Заботился Дмитрий Сергеевич и о своих коллегах – главных архитекторах городов. Мало того, что он находил достойных людей на эти важные и ответственные должности, так еще и помогал им и в повседневной работе с людьми и документами. Можно вспомнить городских архитекторов Качканара (В.Б. Торопов, И.В. Суслов), Верхней Пышмы (Н.И. Старков), Асбеста (Б.И. Альперин) и многих других. Хватало Дмитрия Сергеевича и на активную и эффективную работу в Союзе архитекторов СССР. При нём все уральские города были обеспечены генеральными планами – важнейшими документами развития территорий.

    Заметила Попова Москва. Ему поступило лестное предложение – занять должность первого заместителя Председателя Госстроя РФ. Хоть и не сильно хотелось Дмитрию Сергеевичу оставлять полюбившийся Урал, но он поехал в Москву. Так случилось, что я оказался в московском кабинете в первый день его новой работы (тогда мы, проектировщики, ездили в столицу за разрешением на каждую девятиэтажку, на застройку каждого микрорайона). Меня потряс тридцатисантиметровый слой бумаг и проектов на его огромном рабочем столе! Нагрузила его Москва, да так, что вскоре он скончался от перегрузки и от приобретённых болячек.

    Жаль, что не находится архитектурный историк, критик, который бы в полной мере мог осветить роль Д.С. Попова в становлении и развитии архитектуры Нижнего Тагила, Свердловской области, России, наконец. Ваш покорный слуга – только очевидец и участник немногих эпизодов; я ни в коей мере не могу претендовать на полноценное освещение вклада архитектора Попова в уральскую и российскую архитектуру. Как я уже говорил, потрясают не только профессиональные, но и человеческие качества Дмитрия Сергеевича: я встречался с ним в рабочем кабинете, на выездах на объекты, в кабинетах областного архитектора, в госстроевском кабинете. Ему не важен был уровень кабинета, ему было важно правильно и грамотно решить насущные задачи градостроительства. И тут он полностью отдавался любимому делу. Если у вас складывается впечатление, что Дмитрий Сергеевич – просто душка, то вы глубоко ошибаетесь: он строго и сурово спрашивал за социальные, архитектурные и художественные промахи. Давал советы, как эти промахи можно исправить с минимальными потерями для дела.

    Потрясает, что любое дело, даже самое маленькое, он делал на совесть. Я собрался вступить в Союз архитекторов СССР. Для этого требовалось составить альбом с работами и представить две характеристики-рекомендации членов СА СССР. Дмитрий Сергеевич написал такую неформальную характеристику, какую мог написать профессиональный писатель или психолог. Он бы мог сочинить обычную формальную "пустышку", но это было не в его характере, не в его обычае. Интересно, что, несмотря на фантастические нагрузки, как истинный профессионал, он получал удовольствие от работы. Жаль, что московская работа (ну, не мог он трудиться спустя рукава) и болезнь так рано свели его в могилу: он мог сделать столько хорошего для российских городов и сёл, для всей нашей страны. Он был чиновником от хорошего слова "чин" – умным, дельным, справедливым и смотрящим далеко вперёд...

Валентин СОЛОМЕИН, градостроитель, проектировщик с 50-летним стажем.

    Фото из архива автора.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №22(205) от 11.06.2015.

 

 

Главная страница