Мистический "Ревизор"
Несколько месяцев назад по городу пополз слух: "К нам едет "Ревизор"! "Ревизор" лихо въехал в "уездный город N" и с удобством расположился на сцене театра имени Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Заинтригованная тагильская публика потянулась к театральному огоньку. Огонек грел недолго.
Бдительные пожарные, заботясь о благе достопочтенной публики, прикрыли сценические площадки посредине сезона. На тагильских театральных подмостках возникла знаменитая гоголевская пауза.
Пауза затянулась. И вот накануне Международного дня театра – 27 марта 2010 года – мы встретились с Евгением СЕТЬКОВЫМ, исполнителем роли Хлестакова. Во время экскурсии по опустевшему зданию он рассказал нам о некоторых местных тайнах.
Досье:
Сетьков Евгений Игоревич
Родился – 13 сентября 1983 г.
Место рождения – г. Нижний Тагил
Учился – МОУ 23; Нижнетагильское училище искусств (НТУИ), актерский факультет; Екатеринбургский театральный институт (ЕГТИ), специализация – актер театра драмы
Любимое блюдо – курица с пюре
Любимая книга – "Блуждающие звезды" Шалома Алейхема
Роль, которую хотел бы сыграть, – князь Мышкин
Встретились мы на первом этаже в гримерке № 3. Весьма узкое помещение, плотно "населенное" мебелью: шифоньер, пара кресел, чайный столик, три трюмо, стулья. Стены увешаны плакатами и фотографиями.
– Вот это мой стол, а это – моих друзей – Юры Сысоева и Павла Мальцева, – объясняет артист. – Здесь мы готовимся к спектаклям с тех пор, как нас зачислили в штат театра в 2004 году.
С Пашей мы дружим с детства. А с Юрой были в составе первого выпуска актерского факультета нашего училища искусств. Группа состояла из 17 человек, из них 10 парней. Студентам тогда выделили одну гримерку на всех: полтора на два метра. В театре мы проводили столько времени, что все чувствовали себя братьями, сестрами. По этой причине спустя время, когда нам дали две гримерки на 3-м этаже, преподаватели шутили, мол, правильно, чтобы парни к женскому полу не охладели…
Ну, что еще про гримерку? Вот на стенах у нас плакаты. Все не случайные – с историей. Как-то меня толкнули, я стукнулся локтем о стену, а она взяла и провалилась. Получилась дырка. Мы решили закрыть ее советским плакатом "Стыдно!".
Вот еще фото "себя любимого" (снимает со стены портрет), это не из тщеславия, просто кто-то из театра стал мусор выбрасывать, а там были старые фотографии актеров, среди них нашел свою. Принес, повесил.
Выходим из гримерки. Метров тридцать – и мы уже на сцене. Огромная люстра загорается, освещает пустой зал.
– А вы знаете, – продолжает актер, – я ведь в театре восемь лет осветителем проработал – до того срока, когда был зачислен в штат.
На этой сцене нас посвящали в студенты. Поскольку старших курсов на нашем факультете не было, нас "крестили" актеры драмтеатра – Валера Каратаев, Сергей Зырянов, Тимофей Дунаев, Лена Макарова, Марианна Булыгина. Они подарили нам "золотые" гвозди и сказали: "Забьете в ту сцену, на которой сыграете свою первую роль". Это оказалась сцена театра имени Мамина-Сибиряка (пьеса "Горячее сердце" Островского). В нее-то мы и забили гвозди. Завпост очень ругался.
– А где сейчас эти гвозди?
– Не знаю, наверное, у завпоста где-то без дела лежат…
Кстати, обратите внимание на роспись на потолке зала. Знаете, что художник нарисовал неправильно? Вот, посмотрите: паруса раздуваются в разные стороны, а ветер не может дуть в несколько одновременно.
– Евгений, такой вот факт: вы начали играть роль Хлестакова на этой сцене задолго до того, как театр решил поставить "Ревизора". У читателей, которые не являются театралами, эта информация вызовет недоумение.
В гримёрке № 3
– Для меня эта роль вообще связана с мистикой. В 2008 году на конкурсе молодых артистов "Апарте" было задание – приготовить монолог. Я читал Хлестакова. Надо сказать, на тот момент в театре постановки "Ревизора" даже в проекте не было. И когда спустя некоторое время объявили, что мы будем ставить Гоголя, а главная роль досталась мне, я отнесся к этому не как к простому совпадению. Но это еще не все. Наградой за первое место на "Апарте-2009" стала командировка на Международный театральный фестиваль "Балтийский дом" в Питер. По приезду меня ждали репетиции, на носу была премьера – и всю обратную дорогу я перечитывал "Ревизора". И вот однажды ночью меня будит стук в дверь, вваливается проводник и говорит: "Ревизор!" Как оказалось, в поезд сели контролеры-ревизоры и проверяют проводников, а наш решил припрятать в моем купе какие-то свои вещички. Событие рядовое, но мне – в пылу подготовки к роли – оно опять показалось знаковым. Наконец – спектакль, начавшийся успешно, но прервавшийся по причине "пожарного отпуска". Вполне по-гоголевски. Посмотрим, что будет дальше.
– Гоголевскому персонажу Хлестакова почти сто лет, и его сыграло такое количество звезд, что молодых актеров должен охватывать страх, когда им предлагают эту роль.
– И я боялся. Видел три "Ревизора", самая интересная для меня постановка – режиссера Плучека с Андреем Мироновым в главной роли. Сильное впечатление, и потому я хотел избежать попадания в его интонацию. Наверное, не все получилось. Мой Хлестаков – молодой повеса с ветром в голове, у которого при "запахе" денег отключается разум и исчезает страх. Очень современный типаж. Уже почти двести лет как современный. Думаю, идея и нашего режиссера Валерия Пашнина, и художника Александра Кузнецова заключалась именно в том, чтобы показать современность гоголевских типажей. Одной из главных метафор на сцене стал стол – символ "блестящего успеха" на гастрономическом, бюрократическом поприще. В ходе спектакля он трансформируется в триумфальную арку – символ выдающейся победы, которая в гоголевском варианте носит сатирический характер.
– Ты экономный человек?
– Скорее – нет. Не получается откладывать. Бывало, немного заработаешь на новогодних елках и тут же хочется купить всем близким хорошие подарки. На себя и не остается.
На четвертом этаже находится большой зал – это декоративный цех. Из него можно попасть на колосники – длинный железный балкон, проходящий над сценой.
– Когда стали студентами, – рассказывает Евгений, – интерес к актерской работе у нас был запредельный. Мы хотели посмотреть на репетицию, но нам запретили. Тогда и узнали про колосники. Когда нас там увидели наши преподаватели-актеры, они нам так всыпали! Прошло время. Теперь этот случай стал героической легендой. Молодым студентам педагоги сейчас говорят: "Раньше люди ради искусства рисковали жизнью, изучали актерский труд с опасностью для нее, а вы?! Вам ничего не интересно".
– Значит, актеры не унывают?
С Еленой Гордеевой (сцена из спектакля "Мамаша Кураж")
Сцена из спектакля "Dog’s"
"Мне всегда нравилось играть с Андреем Рывкиным: прекрасный актёр, мастер импровизации…" (сцена из спектакля "Ревизор")
– Актеры? Никогда! По легендам, одним из самых больших шутников на тагильской сцене был Михаил Иванович Юрченко. Рассказывают, что в голодные перестроечные годы он вывесил объявление: "В цирке умер слон. Продается слонятина". На все вопросы отвечал: "Я брал – вкусно". Одна из сотрудниц театра набрала сумок и поспешила в цирк. Получился скандал. Оставшаяся без слонятины женщина ворчала: "Я дойду до министерства культуры! Я вам всем устрою!"
– Раз дошло до шуток, пора вспомнить еще одно амплуа – клоун в детской развлекательной передаче "Пестрый зонтик".
– В школьные годы я занимался в театре-студии "Гримаски" при ДК "Юбилейный". В то время многие коллективы дворца побывали в качестве гостей на "Пестром зонтике". Я очень просил руководителя договориться, чтобы и нас пригласили. Прошло время. Мы стали работать в театре. Однажды один из отцов "Пестрого зонтика" Игорь Булыгин сказал: "Что-то мне без Константина Степановича (Попова) скучно стало. Не хотите попробовать?"
Мы вновь спускаемся, проходим в зрительское фойе. На стене – портреты актеров. Я замечаю, что День театра без зрителей в этом году будет невеселым.
– Для артиста день 27 марта всегда красный, не важно, при какой погоде, – парирует Евгений. – Тем более что есть надежда к этой дате сделать бенефис нашим актерам: Сергею Зырянову и Андрею Рывкину исполняется 50 лет. Поздравьте их от меня.
Уважаемые Сергей Аркадьевич и Андрей Олегович, поздравляем вас от ваших коллег и редакции журнала "Я выбираю лучшее". (Добавлю, что бенефис – постановка по пьесе Островского "Лес" – состоялся, спектакль получил весьма неплохие отзывы зрителей.)
Сергей СТРУНОВ
Фото из архива Нижнетагильского драматического театра им. Д. Н. Мамина-Сибиряка и Андрея ШИШКОВА
Литература: Журнал "Я выбираю лучшее", №3, май 2010 г.