Матрос с "океана"

    Тагильский край, уютно расположившийся в центре огромного евразийского континента, находится далеко от морей и океанов, тем не менее, тысячи тагильских юношей проходили службу в военно-морских силах Российской Империи, Советского Союза, Российской Федерации. Восстановление забытых имен является большой удачей для историков и краеведов. Н.В. Мирецкая поделилась фотографиями и рассказом о своем прадеде Алексее Павловиче Бушине.

    Алексей Павлович родился в семье мастерового тагильского завода 30 марта 1887 года. С детских лет познавший тяжелый заводской труд, он был любознателен, самостоятельно обучился грамоте, но школьного образования получить не сумел. После русско-японской войны 1904-1905 годов Россия начала восстанавливать свои военно-морские силы. В числе новобранцев в императорский флот попал и Алексей Бушин. После ученой подготовки на суше и принятия присяги государю-императору матросов распределили по судам. А.П. Бушин попал на лучшее учебное судно того времени "Океан".

    "Кузница кадров" Российского императорского флота имела примечательную историю. Учебное судно "Океан" было построено в 1902 г. на немецкой верфи в городе Киль. Корабль предназначался для обучения учеников машинной школы Балтийского флота. В мае 1903 г. корабль совершил свой первый поход по маршруту Киль – Кронштадт. Вскоре он принял на борт 500 учеников машинной школы и отправился на Дальний Восток. Спустя шестьдесят одни сутки корабль прибыл в Порт-Артур, где практиканты были расписаны по кораблям Первой Тихоокеанской эскадры. "Океан" вернулся на Балтику.

    Начались ежегодные походы. Корабль можно было видеть во Франции, Италии, у берегов Алжира, Туниса, Марокко. За это время тысячи моряков прошли практику на "Океане". А многие из них проходили и революционную закалку. На корабле действовал подпольный комитет РСДРП(б). В 1917 г. моряки "Океана" первыми присоединились к восставшим морякам Кронштадта. В штурме Зимнего дворца приняли участие 250 моряков с УЧСУ "Океан". Моряки корабля штурмом взяли Мариинский дворец.

    В 1918 г. корабль участвовал в доставке русских военнопленных на Родину после заключения Брестского мира. Несмотря на минную опасность, провокационные действия властей Эстонии, Германии и Дании, он вернул в Россию более 800 человек. После этого похода корабль встал на прикол на долгие годы. И только в 1922 г. ожил вновь. Осенью того года "Океан" совершил поход в Кильскую бухту. Во время плавания корабль получил новое имя – "Комсомолец". В начале июля 1924 г. совместно с крейсером "Аврора" он совершил новый большой поход на север – вокруг Скандинавии в Мурманск и Архангельск. Выполнив поставленную задачу, 24 августа корабли вернулись в Кронштадт.

Служили в царском флоте долго – до семи лет. Алексей (в первом ряду посередине) с товарищами

Служили в царском флоте долго – до семи лет. Алексей (в первом ряду посередине) с товарищами

Матрос Алексей Бушин (справа)

Матрос Алексей Бушин (справа)

    В 1925 г. "Аврора" и "Комсомолец" вновь совершили поход на север. Также были учебные походы по Балтийскому морю.

    Как вспоминала дочь матроса Бушина Тамара Алексеевна, "долгими зимними вечерами отец любил рассказывать нам, детям (а их было пятеро), о службе на флоте, кругосветных плаваниях, посещении разных иностранных портов: Лондон, Марсель, Гибралтар. Со службы отец привез бинокль, компас, на стене висели фотографии судов, на которых он служил и ходил в плавание, в том числе учебное судно "Океан" и линкор "Петропавловск".

    Сохранились фотографии Алексея Павловича в порту Александра Третьего, городе Либава, ныне Лиепая, в Ревеле, ныне Талине, Петрограде и т. д. Служили в царском флоте тогда долго – до семи лет. За меньший срок подготовить классных моряков не представлялось возможным. Приехав на побывку весной 1914 года, Алексей Павлович послал сватов к нравившейся ему еще до службы Анисье Дмитриевне Францевой. Срок службы, как он думал, подходил к концу, и хотелось создать крепкую семью, но война разрушила все планы. Ревельский флотский полуэкипаж, в котором проходил службу А.П. Бушин, был послан на укомплектование новейших линейных кораблей, которые спешно достраивались.

Алексей Бушин (справа)

Алексей Бушин (справа)

    Линейные корабли типа "Севастополь" — Балтийская серия российских линкоров, первые дредноуты российского флота. Проект был разработан Балтийским судостроительным заводом в Санкт-Петербурге под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова и при участии А. Н. Крылова.

    Все четыре однотипных корабля были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга. На Балтийском заводе были заложены "Севастополь" (головной корабль серии — по дате спуска на воду) и "Петропавловск" (3-й корабль серии), а на Адмиралтейском заводе — "Полтава" (2-й корабль серии) и "Гангут" (последний корабль серии).

Тысячи моряков прошли практику на "Океане"

Тысячи моряков прошли практику на "Океане"

    Корабли были спущены на воду в июне-сентябре 1911 года, введены в строй в ноябре-декабре 1914 года. На момент закладки эти корабли считались лучшими в своём классе, но к вводу в строй (срок постройки 5 лет) уже устарели, опыт их проектирования лёг в основу создания русских линкоров Черноморской серии типа "Императрица Мария". В январе 1915 года составили 1-ю бригаду линейных кораблей Балтийского флота, базируясь на Гельсингфорсе, обеспечили превосходство главных сил русского флота на балтийском театре в ходе Первой мировой войны. После Октябрьской революции рядовой состав и некоторые офицеры экипажей 1-й бригады линейных кораблей перешли на сторону большевиков.

    В марте 1918 года все четыре линкора в составе первого отряда кораблей в сложнейших условиях ледовой обстановки, благодаря самоотверженным усилиям недоукомплектованных экипажей, были переведены из Гельсингфорса в Кронштадт. В составе ВМФ СССР линкорам-дредноутам были присвоены новые "революционные" имена: "Парижская коммуна" (линкору "Севастополь"), "Октябрьская революция" (линкору "Гангут"), "Марат" (линкору "Петропавловск"), "Михаил Фрунзе" (линкору "Полтава").

    8 линкоров балтийского флота не давали немцам приближаться к столице Российской Империи, но после Брестского договора и передислокации флота из Хельсинки в Петроград корабли были поставлены на консервацию, а матросы демобилизованы. Летом 1918 года Алексей Павлович вернулся на родной тагильский завод. Тут же сыграли свадьбу с А.Д. Францевой. И уже в 1919 году родилась дочь Галина.

    Алексей Павлович с молодой женой переехал с Гальянки в центр города и начал строить дом по нынешней улице Пархоменко, где сейчас находится магазин "Знания". Внутренняя планировка в нем должна была быть не по-тагильски, а как в Германии, но реализации планов помешала Гражданская война. То белые, то красные призывали опытного механика на службу в армию. Колчаковцы чуть было не оставили без форменной одежды. Более дурацкого приказа и представить себе было нельзя, миллионы солдат вернулись с фронта в форме и никакой другой одежды не имели, а "умнейший" адмирал Колчак повелел военное имущество конфисковать. Многие тагильчане-фронтовики лишились своих шинелей и гимнастерок прямо на улице в морозную зиму 1919 года. Но ничего, Бог миловал, закончилась Гражданская война, достроили дом, как задумали, один за другим рождались дети. Долгие годы Алексей Павлович проработал кузнецом в артели "Металлист". Когда стали собирать скелет мамонта в краеведческом музее, ковал для него специальные приспособления.

Тот самый "Океан"

Тот самый "Океан"

Тот самый "Океан"

Тот самый "Океан"

    Много еще интересных, но не рассказанных судеб хранит тагильская земля, и дай нам Бог узнать обо всех замечательных людях нашего родного края.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №39(178) от 20.11.2014.

 

 

Главная страница