За этим кадром – история семьи

    На фотографии изображен интересный автомобиль и молодой мужчина, облокотившийся на переднее крыло машины. Это небольшой любительский снимок. Но сколько он несет энергии и информации: гордость, радость, уверенность… За этим кадром скрывается целая история, и не одного человека, а семьи.

    Фамилия Шалаевых на Урале известна. Предки их были выходцами из деревни Шалайки на реке Каме. В 1830-е годы представители этой семьи появились в Нижней Салде. Сейчас их потомки проживают в Н. Салде, Н. Тагиле, Алапаевске, Екатеринбурге, Москве. Основателем династии металлургов можно считать Харисима Федоровича Шалаева (1854-1914 гг.), который, по воспоминаниям, был замечательным кузнечным мастером. В семье у него было девять детей – шесть дочерей и три сына! И вот судьба одного из них, Василия Харисимовича, окончившего в 1901 году Нижнетагильское горнозаводское училище, тесно связана с Нижнетагильским заводом.

В.В. Шалаев у автомобиля, который был вручен его отцу. 1936 год, июль, река Баранча.

В.В. Шалаев у автомобиля, который был вручен его отцу. 1936 год, июль, река Баранча.

    Василий Шалаев, обладая потомственным чутьем в работе с металлом, богатым опытом и знаниями, трудился начальником доменного цеха Нижнетагильского завода с 1915-го по 1952 год. При его участии впервые на Урале здесь освоили выплавку чугуна на коксе. Он занимался проблемой выплавки ванадиевых чугунов из титано-магниевых руд. В 1935 году Василий Шалаев был одним из первых, кого нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе наградил персональной легковой машиной марки ГАЗ-А (именно она и запечатлена на фото!), тогда же он получил орден Ленина. Рядом с машиной – гордостью семьи, снялся Виктор Васильевич Шалаев, один из семи детей Василия Харисимовича и его жены Елизаветы Карповны.

    Виктор Васильевич родился в 1916 году, окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум, работал в прокатном цехе. Потом была служба в армии, директорство в школе ФЗО, а в 1946 году – направление на Ново-Тагильский металлургический завод. С 1947 по 1950 год был секретарем Тагилстроевского РК ВКП(б). В 1950 году возвратился на НТМК в обжимной цех, а в 1955 году был назначен начальником объединенного сортопрокатного цеха. В 1957 году окончил Уральский политехнический институт. С 1963 года работал в Управлении черной металлургии Средне-Уральского Совнархоза (г. Свердловск) в должности главного инженера управления. В 1965 году переведен в Министерство черной металлургии СССР ( г. Москва) на должность начальника производственного отдела Главного Управления металлургической промышленности.

    За годы работы в Тагиле Виктор Васильевич внес большой вклад во многие новаторские дела НТМК. Он участвовал в реконструкции доменной печи №3 методом подвижки, в создании первой кольцевой слитко-подачи на Нижнетагильском блюминге, в создании технологии и промышленном освоении выпуска объемно-закаленных железнодорожных рельсов. На фотографии, сделанной в 1936 году около отцовской машины, двадцатилетний Виктор в самом начале своего славного трудового пути.

    Надо сказать, что и другие два брата Шалаевы посвятили себя металлу. Борис работал в доменном цехе завода имени В.В. Куйбышева, сначала начальником смены, затем зам. начальника цеха, в 1944 году был избран вторым секретарем парткома завода, затем секретарем Ленинского райкома партии. Петр Васильевич всю жизнь проработал на Высокогорском механическом заводе.

    В фондах Нижнетагильского музея-заповедника – хранителя исторической памяти нашего города, имеются материалы этой замечательной семьи: комплекс Василия Харисимовича Шалаева (1884-1942 гг.), в том числе и орден Ленина, документы Виктора Васильевича, авторские свидетельства, характеристики, справки... Интересно, что по воспоминаниям его дочери Нины Викторовны, в рабочих кабинетах Виктора Васильевича, и в Екатеринбурге, и в Москве, под стеклом всегда лежала небольшая любительская фотография с изображением Лисьей горы – как память о родном городе.

    Еще хочется сказать об автомобиле, изображенном на фотоснимке. Это ГАЗ-А, предшественник знаменитой "Эмки" – ГАЗ М1. К концу 1920-х годов, когда советское правительство приняло решение о создании крупных машиностроительных производств, автомобильный парк страны по численности (17,4 тысячи) уступал парку даже такой небольшой страны, как Финляндия.

    В мае 1929 года между Генри Фордом и представителями Советской России был подписан контракт о строительстве в Нижнем Новгороде завода по производству легковых автомобилей Ford A (ГАЗ-А) и грузовиков Ford AA (ГАЗ-АА), а также на поставку в течение четырех лет комплектов деталей и обучение технического персонала. Завод возвели в рекордно короткие сроки – всего за год и семь месяцев. Правда, в первый год вместо запланированных 100 тысяч с конвейера сошло всего 24 тысячи автомобилей. Сказалась недостаточная подготовка персонала к условиям массового производства. Легковой автомобиль ГАЗ-А был сложен в изготовлении, не окупал затрат, поэтому руководство завода приняло решение заменить его на более современный и технологичный. Что и было сделано немалыми усилиями советских инженеров и машиностроителей. 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая "Эмка", а на следующий день еще два автомобиля отправлены в Москву для показа руководству страны.

    Так и хранит старая фотография память об автомобиле – подарке Серго Орджоникидзе тагильскому металлургу, и о молодом сыне Шалаева, впоследствии тоже внесшим немалый вклад в развитие черной металлургии в Нижнем Тагиле и стране.

Ольга ХАЛЯЕВА, сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 10.09.2014.

 

 

Главная страница