Верины букеты

    Вера Полева – известная на Урале художница лаковой росписи по металлу, вошедшая в современную историю края как одна из первых лауреатов премии губернатора Свердловской области из числа мастеров-подносников. Этой высокой правительственной награды тагильчанка была удостоена в 2013 году за большой вклад в сохранение и развитие традиционной народной культуры. В том же году вышел в свет очередной том энциклопедии "Изобразительное искусство Российской Федерации" под названием "Урал", где на страницах раздела "Декоративно-прикладное искусство" можно ознакомиться с краткой биографией и заслугами В. П. Полевой. Учитывая высокую требовательность к кандидатурам художников Уральского федерального округа со стороны руководителей издательского проекта, сердце родного Тагила должно переполняться радостью и гордостью за своих успешных земляков, отмеченных в многотомной антологии, посвященной современному изобразительному искусству.

    За сорок лет преданности тагильскому подносу, пережившему разные времена, Полева ни разу не пересмотрела свои взгляды относительно избранной стези. Даже в самые трудные годы, когда не только на краски, на элементарные жизненные потребности денег не хватало, Вера Павловна не ушла в сторону, не отвернулась от народного искусства, а тихо работала, воспринимая обстоятельства такими, какие они есть, без возмущения и негодования, но с верой. На то она и Вера.

Вера с А.В. Афанасьевой

Вера с А.В. Афанасьевой

Дипломная работа Полевой

Дипломная работа Полевой

    Сочиняла новые цветочные мотивы, вплетая в золотые узоры свои радости и печали, мечтала и надеялась на прекрасное будущее старинного уральского промысла. И судьба не обманула эти надежды. Правда, тагильскому подносу и сейчас нелегко. Мастера, старательно поддерживающие его статус и славу, и сегодня выживают по принципу, кому как повезет. Полевой повезло. С 2006 года у Веры Павловны есть постоянное место работы – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр "Радуга" Тагилстроевского района, в котором она работает педагогом высшей категории, руководителем объединения "Букет". Учит детей искусству тагильской росписи. Это отдельная глава творческой биографии В. П. Полевой, не коснуться которой нельзя, потому что она не только талантливый и работоспособный художник, но и прирожденный педагог. Великое счастье, что этому дару мастера суждено было раскрыться волею сложившихся обстоятельств, подаривших Вере Павловне живой детский "букет", который с каждым годом становится все ярче и пышнее.

    На жизненных примерах знаю, что далеко не каждый народный мастер готов тратить время на учеников, передавая им свои драгоценные знания и опыт. Но Полева успевает и творчески поработать, и ученика воспитать. Дети ходят в кружок Веры Павловны годами, не желая расставаться с любимым педагогом. Да и сама Полева после занятий тоже не спешит поскорее захлопнуть двери студии, разместившейся в одной из гальянских высоток. Подолгу внимательно рассматривает плоды детского творчества, старательно прибирает то, что выпало из поля зрения увлеченного юного художника. Тщательно протирает маслом следы красок на стеклышках – палитрах, аккуратно расставляет все по своим местам, чтобы завтрашний день с самой первой минуты был посвящен делу. В обстановке небольшого уютного класса нет особой интерьерной премудрости, все предельно просто и скромно, но аура творчества и созидания царит буквально в каждом сантиметре пространства благодаря личности его хозяйки.

    Азбуке росписи Вера Павловна способна научить даже самого отчаянного непоседу, незаметно, но убедительно располагая ребенка к вниманию. Легко и естественно, без давления и авторитетных внушений удается ей "провокация" неподдельного интереса ученика к творческому процессу, да так, что потом самой же и приходится возвращать его из мира грез и фантазий к реальной действительности, потому как занятие в кружке закончилось. Мне не раз доводилось присутствовать на таких уроках в "Радуге", наблюдая за процессом со стороны, и я – взрослый человек без особых способностей к рисованию масляными красками, словно под гипнозом, брала в руки кисть, пытаясь самостоятельно воспроизвести увиденное на глянцевом листочке картона. У Веры Павловны, на мой взгляд, есть ряд ценных педагогических особенностей – убедительная методичность, завидное терпение объяснять и показывать до тех пор, пока у ребенка не получится ожидаемый результат, и удивительный талант "заражать" любовью к творчеству. И происходит это посвящение в народное искусство исключительно на доброжелательном фоне, подкрепленном верой в собственные силы каждого. Причем, Вера Павловна даже руки меняет во время объяснения, подстраиваясь под левшей и правшей, одинаково умело работая обеими. Демонстрация элементов росписи и их комментарий идут синхронно, без отвлекающих эмоций и обильного словословия, и, поверьте, подобный синтез в обучении ребенка осуществить не так уж просто. У педагога В. П. Полевой это получается волшебно. Дети повторяют шаг за шагом, как завороженные, ловко, умело, старательно выводя на картоне и зеркале подноса "червячков", "листочки", "коробочки", "петельки", а кто и более сложные цветочные композиции и узоры. Думаю, что этот педагогический дар сформировался не только благодаря природе, но и большому искреннему желанию человека научить, поделиться, передать то, что умеешь сам, чтобы продолжить искусство росписи в новых поколениях будущих мастеров.

    Сама Вера Полева впервые увлеклась рисованием еще в школе. Было это в 1970-е годы, когда девочка жила в старинном уральском селе Слудка Петрокаменского района, известном своими золотыми приисками.

    В те годы в нашей стране большой популярностью пользовался мультфильм В. Котеночкина "Ну, погоди!", который с одинаковым удовольствием смотрели дети и взрослые. И Вера Гробова охотно рисовала своим одноклассникам его главных героев – Волка и Зайца – на обложках дневников и тетрадей. Это были самые первые "заказные" работы, в очередь за которыми стояла почти вся сельская школа № 12. Желание рисовать не давало покоя. Только вот детской художественной студии в селе не было, лишь изредка в школьном классе в вечерние часы проводились занятия по изобразительному искусству для взрослых, куда девочка с любопытством заглядывала, твердо решив стать художником.

    После окончания 10-го класса Вера поехала в Нижний Тагил. На счастье в руки попала "Пригородная газета" с объявлением о наборе учащихся на отделение росписи подносов в городское профессионально-техническое училище № 49. Спустя 11 месяцев выпускница СГПТУ уже защитила дипломную работу – поднос "Папе в день рождения", и получила профессию художника росписи по металлу. С тех пор прошло немало лет, но первые розы, старательно сплетенные в венок, так и остались самой любимой творческой работой автора.

В студии. Урок для Левшей

В студии. Урок для Левшей

    Повезло Полевой и с учителями – А. В. Афанасьевой, знаменитой тагильской мастерицей, и Г. П. Бабиным, уроки которых Вера Павловна хорошо усвоила. Геннадий Петрович Бабин немало сделал для возрождения тагильского лакового промысла, будучи руководителем творческой группы на заводе "Эмальпосуда" в начале 1980-х годов. Для многих художников она стала настоящей школой высокого мастерства, где возрождались и отрабатывались не только забытые приемы старинного письма, но и разрабатывались новые. Так на подносах Веры Полевой "созрели" фрукты и ягоды, написанные в лучших тагильских традициях. Эти мотивы художница начала изображать на зеркале подноса одной из первых. Сегодня с уверенностью можно сказать, что Вера Полева наряду с Алевтиной Голубевой и Татьяной Бинас – представителями заводской творческой группы, стояла у истоков возрождения тагильской росписи по металлу и внедрения ее на производстве, что позволило сделать наш знаменитый поднос не только особенным, но и доступным для покупателя.

    Высокая государственная награда 1987 года – премия Ленинского комсомола, была присуждена Полевой именно за выпуск высокохудожественных изделий, которые рождались из-под ее волшебной кисточки на заводе "Эмальпосуда".

    Великое дело потребовало новых знаний, поэтому Вера Павловна в 1985 году поступила на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, который успешно окончила в 1990-м. Этот же период отмечен активной выставочной деятельностью. Работы Полевой с успехом экспонируются на всероссийских, международных, региональных и городских художественных смотрах, их приобретают для своих коллекций российские и зарубежные музеи, они удостаиваются почетных дипломов, медалей, престижных премий, восторженных отзывов зрителей и специалистов. В 1996 году В. П. Полева стала членом Союза художников России.

    На протяжении многих лет Вера Павловна неустанно популяризирует уникальный тагильский промысел в родном городе и за его пределами, вместе с коллегами из творческой группы "Квартет" устраивает мастер-классы, проводит познавательные беседы, охватывая своим щедрым профессиональным вниманием самые разные категории слушателей. Ей очень важно, чтобы тагильский лаковый промысел жил. И он обязательно будет жить, пока цветут на зеркале подноса букеты авторской души, пока живет истинная вера в силу народного искусства. Пока творит Вера.

Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед.

    Фото автора и из архива Веры Полевой.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №23(162) от 03.07.2014.

Цветение души

Вера Полева

Вера Полева

    Персональная выставка тагильской художницы лаковой росписи по металлу Веры Полевой "Цветы моей души" открылась в музее истории подносного промысла.

    На выставке представлены произведения, созданные за последние пять лет. Экспозиция состоит из двадцати подносов, но, по словам самой Веры Полевой и ее коллег, любая выставка, пусть даже такая небольшая, это всегда праздник.

    - Вера Павловна мастер высочайшего класса, она постоянно удивляет нас новыми идеями, экспериментами, - говорит мастер подносного промысла и единомышленник виновницы торжества по творческому объединению "Квартет" Сергей Веселков. - И хотя в квартете у нас все художники со своим узнаваемым почерком, Вера Павловна влияет на нас своим опытом, организационными и техническими моментами. Хочется пожелать ей творческих успехов, новых сюжетов.

    Интересно, что название экспозиции – "Цветы моей души", приобрело символичный характер. Цветы украшали не только подносы, представленные на выставке, но и праздничный наряд виновницы торжества.

Екатерина БАРАНОВА.

    Фото Тимофея ДУБИНИНА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №24(163) от 10.07.2014.

Дар Веры Полевой

    На ее лице – милая улыбка. На платье – бесхитростные ромашки. В каждой авторской работе – сохранение традиций и наполненность живым духом мастерства. Все это о Вере Полевой, корифее тагильской лаковой росписи.

    Вера Павловна Полева работает преподавателем дополнительного образования в детско-юношеском центре "Радуга", обучает детей уральской росписи. Педагоги центра обожают ее за щедрость, с которой мастер передает ребятне богатый опыт. А специалисты по подносному промыслу ценят ее за уникальный талант и постоянство творческих интересов, которые связаны с разработкой классических цветочных и плодово-ягодных композиций в уральской лаковой живописи по металлу. "Тагильская роза" Веры Полевой, по оценке искусствоведов, наделена особой теплотой и природным очарованием. Ее работы рождены виртуозным владением традиционной техникой двуцветного мазка и глубинным пониманием маховой росписи, которые стали художественным явлением не только материальной, но и духовной культуры горнозаводского Урала.

Корифей тагильской лаковой росписи Вера Полева.

Корифей тагильской лаковой росписи Вера Полева.

    Художественные образы Полевой часто основаны на тесном переплетении традиционных и авторских мотивов. В цветочных и фруктовых композициях появляется изображение природных цветов: ромашек, ирисов, роз. Их можно увидеть на подносах выставки "Цветы моей души" в музее истории подносного промысла. Вера Павловна Полева, по словам профессора Российского государственного профессионально-педагогического университета Александра Максяшина, одна из немногих, кто и в год юбилея сохранил творческий потенциал в полном объеме. Ее росписи всегда отличает почерк мастера.

    По подсчетам Александра Семеновича Максяшина, Вера Полева сделала не менее 20 тысяч великолепных работ. 13 лет – на заводе "Эмальпосуда", столько же – на металлургическом комбинате, где занималась любимым делом – расписывала тагильские подносы. И сегодня Вера Полева продолжает свое дело. Одной из первых в Свердловской области, по оценке Максяшина, она может получить звание народного мастера. Уже сейчас она представлена к званию "Народный художник РФ".

Ирисы

Ирисы

Луна ясная

    Художницей Вера Полева решила стать в детстве. Рисовала на страницах и обложках учебников и тетрадок. Особенно часто встречались персонажи популярного в то время мультфильма "Ну, погоди!" Волки и Зайцы кочевали и по дневникам одноклассников. О Вере говорили, как о будущем художнике. К сожалению, в сельской школе не было изостудии, а значит – и возможности развить способности. Но мечта осталась.

    Двое

Двое

    После окончания школы Вера поступила в СПТУ №49, где обучали художников по росписи подносов. С 1978 года, когда получила свидетельство о профессии, не выпускала кисть из рук и ни разу не пожалела об этом:

    – Когда сажусь расписывать подносы, внутри все просто тает. Душа поет. Вдохновляют природа, знакомство с выставками художников, да и сам Урал. У нас суровый климат, и мне хочется продлить лето с его сочными красками. Последние восемь лет учу детей расписывать подносы и рада, что многих ребят это увлекает.

    Вера Полева совместно с художниками И.В. Решетовой, Н.Н. Кошкиной, С.В. Веселко-вым создали творческое объединение "Квартет", цель которого – сохранение традиций тагильского расписного подноса и его популяризация. Творчество художницы много раз было отмечено наградами и поощрениями. Ее работы есть в разных музеях России и стран СНГ.

Римма СВАХИНА.

    ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.08.2014.

 

 

Главная страница