Владимир Сонин

    Владимир Михайлович Сонин (1936-2009 гг.) оказал значительное влияние на развитие фотоискусства в нашем городе. Он участник и победитель многочисленных конкурсов и выставок разного уровня – от регионального до международного. Его фотографии использовались в разных изданиях и альбомах. Владимир Михайлович начал фотографировать с одиннадцати лет в 1947 году и с тех пор всю свою жизнь не расставался с фотокамерой, уже на склоне лет в совершенстве освоив цифровую съемку.

Владимир Сонин

Владимир Сонин

    С 1963 года до последних дней Владимир Михайлович работал на заводе "Уралхимпласт", с нуля создав там крупнейшую в городе фотолабораторию. Он – мастер самых разных жанров. Но самым любимым является пейзаж. Впервые на реке Чусовой В. М. Сонин побывал в 1952 году. Прочитав очерк Д. Н. Мамина-Сибиряка "Бойцы", очарованный его описаниями прибрежных утесов, юный Володя совершил 30-километровое путешествие по берегам реки, уже тогда пытаясь запечатлеть красоту уральской красавицы. В 1980-е годы он снова не раз путешествовал по Чусовой вместе с самой современной на тот период фототехникой. Результатом этого стал его выставочный цикл "По Чусовой".

    Несмотря на то, что сейчас техника фотографии шагнула далеко вперед, работы В. М. Сонина, выполненные тридцать лет назад, поражают профессионализмом, выверенной композицией, графичностью изображений. Кроме того, с тех пор уже изменилась и сама река, поэтому цикл "По Чусовой" имеет несомненную художественную и историческую ценность.

Нафиса ФЕДЮНИНА, Ольга ХАЛЯЕВА, сотрудницы Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Фото Тимофея ДУБИНИНА

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №11(150) от 27.03.2014.

Вспоминая Владимира Сонина

23 марта 2016 года исполнилось бы 80 лет руководителю фотолаборатории "Уралхимпласта" В.М. Сонину (1936-2009 гг.), известному тагильскому фотографу, оказавшему значительное влияние на развитие фотоискусства в Нижнем Тагиле, участнику и победителю многочисленных конкурсов и выставок разного уровня – от регионального до международного. Это был очень талантливый, светлый человек. Владимир Михайлович был большим любителем уральской природы, воспевал её в своем творчестве. Сегодня мы публикуем его воспоминания о сплавах по реке Чусовой.

Вниз по Чусовой…1952 год

"Первое знакомство с Чусовой у меня произошло еще в юношеские годы. В 1952 году мы, мальчишки-романтики, начитавшись произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, решили обязательно побывать на Чусовой. Особенно нас поразили тогда очерки весеннего сплава "Бойцы".

В. Сонин, Г. Курков. 1978 г.

В. Сонин, Г. Курков. 1978 г.

После экзаменов за 8-й класс занялись подготовкой к походу. Желающих отправиться за приключениями было более десяти человек, но когда мы наконец вышли на маршрут, – осталось нас четверо энтузиастов. Многие испугались трудностей похода, других не отпустили родители. В начале 1950-х годов все жили скудно, нам даже не дали денег на проезд по узкоколейке до Висимо-Уткинска. Одним словом, весь маршрут у нас получился пешеходным, а это порядка 250 километров: 40 км с лишним по старой демидовской дороге до Висимо-Уткинска, далее примерно 25 км до Усть-Утки, по Чусовой до Верхней Ослянки почти 100 км, да и от Ослянки до Тагила – 90 км. Не каждый мог решиться на такой поход, тем более, в то время о туристических палатках мы знали понаслышке, а о спальниках понятия не имели. На всю команду не было ни одних часов, я с большим трудом выпросил дома старинные карманные часы "Павел Буре" – по ним и ориентировались.

Камень Переволочный. 1979 г.

Камень Переволочный. 1979 г.

 К. Роговик на фотосъемках. 1971 год

К. Роговик на фотосъемках. 1971 год

Как бы то ни было, а в конце июня мы взгромоздили на плечи тяжелые рюкзаки и двинулись по старо-демидовской дороге. Долго ли, коротко ли, а добрались мы до Чусовой, и она нас неприятно удивила: была она загажена до предела – почти как наша Тагилка в то время. Водная гладь разделена на две половины – у правого берега вода мутно-коричневая, а у левого почти черная, и так до устья реки Серебрянки, где воды двух рек перемешивались, и дальше Чусовая приобретала однородный светло-коричневый оттенок. Никакой рыбы в такой реке и в помине не было, а о купании даже думать не хотелось. Но первые отрицательные эмоции быстро забылись при виде величественных чусовских скал – "бойцов". Огромные скалы, покрытые желтыми, красными, коричневыми лишайниками, с деревьями, прилепившимися на вертикальных стенах, лес, окружающий дикие утесы – все это вызывало восторг в наших душах. В то же время эти камни, как их называют на Чусовой, встали непреодолимой преградой для нашего похода по берегу реки. Вот здесь и начались настоящие приключения, ведь нам надо было найти какое-то плавсредство…

Дорога в Синегорск. 1950-е годы

Дорога в Синегорск. 1950-е годы

Владимир Сонин. 1954 г.

Владимир Сонин. 1954 г.

В конце концов, с помощью местных жителей мы оказались на большом плоту из пяти сплотков – это сплавляли жилой дом из поселка Старо-Уткинска до города Чусовой. На плоту было два человека: женщина средних лет – хозяйка дома, и мужчина лет пятидесяти, как позднее выяснилось, – потомственный сплавщик, который до мельчайших подробностей знал течение реки. Нас взяли с условием, что мы будем помогать в управлении плотом. Нам здорово повезло – здесь мы окунулись в атмосферу сплава по Чусовой, как описал его Д.Н. Мамин-Сибиряк в своих "Бойцах". На среднем сплотке горел костер, рядом – сооружение в виде шалаша, на первом и последнем сплотках установлены весла-бревна, так называемые потеси, или поносные, которыми и направлялось движение плота. Сам сплавщик управлял на носовом плотике, а нас поставил на корму. Интересно то, что он команды отдавал, как главный герой "Бойцов" Савоська: "Корму налево ударь!", или "Три шлепка вправо", а в опасных местах – "Ошшо навались, робя!" Плот извивался, как змея, повторяя все изгибы реки. Плыли, пока было светло, здесь же на костре варили немудрящую похлебку, приставали к берегу, когда совсем стемнело. Чуть забрезжил рассвет – поплыли дальше. До Верхней Ослянки добрались благополучно – обошли все мели и ни разу не задели за камни. Тепло попрощались с плотовщиками и потом долго смотрели вслед уплывающему плоту, пока он не скрылся за поворотом".

Сейчас мы имеем и новомодные удобные, легкие байдарки, и катамараны, палатки и спальные мешки, мази от комаров и жидкость для разжигания костров. Но почему-то слегка завидуем Владимиру Михайловичу, которому удалось соприкоснуться еще с тем – старым сплавом по Чусовой, не туристическим, а сугубо практическим. Удалось соприкоснуться со стариной и уже утраченной профессией сплавщика – человека, который вел вниз по реке караваны с железом.

В. Сонин на этюдах. 1995 год

В. Сонин на этюдах. 1995 год

Камень Писаный. Туман. 1977 г.

Камень Писаный. Туман. 1977 г.

Деревня Усть-Серебрянка. 1979 год

Деревня Усть-Серебрянка. 1979 год

Вниз по Чусовой… 1977 год

Со временем, вспоминал В.М. Сонин, позитивный опыт использования фотопейзажей в интерьерах Нижнетагильского завода пластмасс стал расширяться – в цехах появились комнаты приема пищи и психологической разгрузки, для оформления которых использовался пейзаж, стали практиковать изготовление сувениров на основе пейзажных работ. И потребовались свежие материалы.

"Предложение об организации фотоэкспедиции на реку Чусовую генеральный директор завода пластмасс одобрил и обещал содействие. Разговор с ним у меня состоялся в марте 1977 года – времени на подготовку было вполне достаточно, главное – найти участников. Основное требование к членам экспедиции было – опыт водных туристических походов и понимание целей и задач задуманного предприятия. Искать долго не пришлось – участвовать в экспедиции согласились три работника завода, хорошо знакомые с фотографией и туризмом. Не теряя времени, участники похода занялись подготовкой к сплаву по реке. В мою задачу входило: подготовка фотоаппаратуры и самое главное – проверка и комплектование фотоматериалов для съемки. К концу июня у нас все было готово, а лодки решили приобрести в Усть-Утке у местных жителей. По распоряжению директора завода была выделена грузовая машина, и мы в первых числах июля отправились в Усть-Утку. Прибыли мы туда после обеда и в первую очередь занялись поиском подходящих лодок. К вечеру нашли две лодки, но им требовался серьезный ремонт, чем мы и занялись на следующий день, с помощью местных жителей. К полудню закончили реставрацию плавсредств и, не теряя времени, отправились в путь.

Деревня у реки. 1979 г.

Деревня у реки. 1979 г.

Когда наши "корабли" вышли на просторы Чусовой, мы с радостью убедились, что выполнение программы охраны природы и окружающей среды дало положительный результат – Чусовая просто преобразилась по сравнению с 1950-ми годами! Промышленные города и рабочие поселки в верховьях реки построили очистные сооружения и прекратили сброс химзагрязненных и бытовых вод. Вода в реке стала чистой, прозрачной – Чусовая возродилась, снова приобрела свой первозданный вид, вернула себе высокие эпитеты: удивительная, чудесная, горная красавица!

Главной отличительной чертой нашей экспедиции от обычных туристических походов было то, что вся наша жизнь в путешествии подчинялась, прежде всего, задачам фотосъемки. Остановки днем, а тем более ночевки, мы делали в тех местах, которые, по нашему мнению, представляли интерес для фотосъемки.

Для фотолюбителей, да и для профи, должно быть, любопытно узнать, с какой аппаратурой и фотопленкой я отправился на Чусовую. Если верить советской пропаганде, у меня была "самая лучшая в мире" фототехника: две камеры на широкую пленку (Рольфильм), "Салют-С" с двумя кассетами и "Искра", камеры на узкую 25-мм пленку, панорамная камера "Горизонт", еще "Зенит-Е" и "Фотоснайпер". Фотопленка была достаточно разнообразная: широкая черно-белая "Свема", "Фото-65", "Фото-130" и цветная ДС, ЦНД-65 и др. Кроме того, был штатив и экспонометр "Свердловск-2"

Подниматься с таким грузом на скалы высотой 50, 70 метров и более было физически очень тяжело. Но все трудности и усилия с лихвой окупались при виде тех захватывающих панорам, что открывались с вершин. Уральские леса, уходящие за горизонт, блестящая лента реки, огромные утесы, покрытые красными и коричневыми лишайниками, – вся эта природная гармония вызывала восторженные чувства. Оставалось только найти те кадры, те композиции, которые передали бы эмоциональные чувства, что испытал сам фотограф.

Подробности нашей экспедиции займут слишком много места, и я их опускаю, тем более, что после первого сплава по Чусовой мы в этом же составе совершили еще три, с той же целью.

Прошло тридцать лет! А я до сих пор помню, как снимал каждый кадр!

При съемке панорамы с Омутного камня пришлось около часа ждать, пока облака займут "предназначенное" для них место в композиции. Когда фотографировал "Утес", спускался вниз по скале, чтобы обломить сухую ветку, которая перечеркивала весь кадр. На вершине Оленьего камня пришлось стоять на самой кромке обрыва, и Геннадий Курков – инструктор по туризму, страховал меня веревкой, чтобы в погоне за уникальным кадром я не сорвался со скалы. А здесь мне позировал колоритный филин, которого мы спасли от утопления в Чусовой и т.д…

Было еще немало путешествий…Результатом этих поездок стала большая фотовыставка в Нижнетагильском музее изобразительных искусств".

Несмотря на то, что сейчас техника фотографии шагнула далеко вперед, работы В.М. Сонина, выполненные тридцать лет назад, поражают профессионализмом, выверенной композицией, графичностью изображений. Кроме того, с тех пор уже изменилась и сама река, поэтому цикл "По Чусовой", который хранится в фондах Нижнетагильского музея-заповедника, имеет не только несомненную художественную, но и историческую ценность.

Подготовила Ольга ХАЛЯЕВА.

Литература: Газета "Тагильский вариант" №12(242) от 31.03.2016.

 

 

Главная страница