Главный создатель боевых машин

    Имя Валерия Венедиктова известно не только на Уралвагонзаводе. Главный конструктор отечественных танков, генерал-лейтенант-инженер, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, он внес неоценимый вклад в развитие оборонной промышленности.

    На доме № 9 на проспекте Вагоностроителей Валерию Венедиктову открыта мемориальная доска. Это событие совпало с 70-летием Уральского КБ транспортного машиностроения, входящего в корпорацию "УВЗ".

открытие памятной доски

Открытие памятной доски

    – Долгие годы имя главного создателя боевых машин было известно только в узком кругу его коллег, – сказал главный конструктор УКБТМ Андрей Терликов, открывая митинг в честь знаменательного события. – На Уральский танковый завод лучший выпускник Московской академии бронетанковых и механизированных войск Валерий Венедиктов был командирован в 1949 году для укрепления кадрового состава танкового КБ. А "задержался" здесь на 40 лет. Он руководил разработкой и постановкой на серийное производство танков Т-54, Т-55, Т-62, семейства инженерных машин сопровождения БРЭМ-1, ИМР-2М, МТУ-72. Под его руководством был создан танк Т-72, ставший самым массовым в последней четверти XX века. Жизнь Валерия Николаевича – подлинный образец служения своему народу, Родине.

    На митинг, посвященный открытию мемориальной доски, пришли сотрудники УКБТМ, его ветераны.

    – Мы, работники Уралвагонзавода, чтим память своих выдающихся личностей, таких, как Валерий Венедиктов. Продолжаем благие дела, начатые этим талантливым человеком, и благодарны ему за то, что он заставил говорить о достижениях отечественного танкостроения на весь мир.

    Участникам торжества о коллеге, с которым он проработал 28 лет, поведал кандидат технических наук Виталий Молодняков: – В середине 80-х годов главный конструктор начал коренную модернизацию танков Т-62. Он заложил основы конструкции современной боевой машины Т-90. Правильность принятых технических решений была подтверждена им во время натурных испытаний опытных образцов. Он сам водил танк на заводском полигоне. Недостатки в размещении приборов, систем управления, светильников и прочего устранялись незамедлительно. Учитывались и пожелания военных. Все замечания тщательно прорабатывались в конструкторском бюро и воплощались в более совершенных серийных конструкциях.

    О том, каким был Валерий Венедиктов, помнят бывшие работники УВЗ – начальник первого отдела Роза Замотина и инженер отдела 50 Лениана Долгодворова.

    – Он вызывал меня перед праздничными днями и говорил: "Очень надо поработать", – вспоминает Роза Николаевна. – И мы вместе выполняли срочное задание, не замечая времени.

    – Перед праздником главный конструктор ходил по группам и лично поздравлял каждого труженика. Он был в высшей степени интеллигентом, такие люди рождаются раз в сто лет, – считает Лениана Павловна. Мемориальная доска будет напоминать жителям Вагонки, гостям города о человеке, поставившем "на крыло" лучший отечественный танк.

    – В этом доме жило много замечательных людей, оставивших заметный след в истории Уралвагонзавода, – сказал на митинге председатель городской Думы Геннадий Упоров. – Среди них – еще один создатель боевых машин Леонид Карцев. Надо, чтобы и о других знаменитостях узнали люди.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 06.12.2011, №91.

Судьба, ставшая историей

Валерий Венедиктов

Валерий Венедиктов

    На 2014 год выпало сразу две знаковые даты в истории российского танкостроения. 13 июня исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося конструктора-танкостроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, генерал-лейтенанта Валерия Николаевича Венедиктова, одного из создателей концепции танка Т-72, которая почти на полвека определила направление развития российской бронетехники и 40 лет со дня постановки на серийное производство этого танка.

    В 1949 году Валерий Венедиктов в составе группы лучших выпускников бронетанковой академии был командирован в КБ-520 Уральского танкового завода (ныне Уралвагонзавод) и почти сорок лет трудился в нем, пройдя все ступени до должности главного конструктора. Уже в 1954 году Венедиктов назначается заместителем главного конструктора Леонида Карцева по опытным работам. Под его руководством создавались новые танки – от первой линии чертежа на кульмане до серийной машины.

    В заслугу Венедиктову ставят непосредственное участие в разработке и постановке на производство танка Т-72 и его дальнейшую модернизацию. Это его главное достижение, судьба и тяжкий крест, но не следует забывать, что к "семьдесятдвойке" путь его был непростым, но это был путь становления Созидателя и Творца.

    Это были два десятилетия напряженного труда. Кроме всех экспериментальных образцов машин, ставших на серию в тот период, следует отметить концептуальный объект 140, объект 150 (будущий истребитель танков ИТ-1) и первый в мире танк с газотурбинным двигателем. Особо необходимо выделить трагическую судьбу прорывных – объекта 167М (1964 год) и глубокую модернизацию танка Т-62 (1967) с пушкой калибра 125 мм, с автоматом заряжания, механизмом выброса стреляных гильз и другими новациями, крест на крест "заколоченных" административными решениями, "как не отвечающие перспективам развития бронетанковой техники" (из протокола НТС МОП). Постановка этих машин на вооружение могла в корне изменить "ландшафт" в советском танкостроении и обеспечить превосходство по боевой эффективности над танками Запада. Тем не менее вплоть до 1973 года на производстве стоял танк Т-62 с более низкими ТТХ. Но конструктор предлагает, а "верха" располагают...

    В 1968 году вышел знаковый для тагильского КБ приказ министра, приоткрывающий путь к новому танку. Хотя текстуально этот документ носил паллиативный характер, но был достаточен для начала работ. Всего за один год Карцев и его товарищи буквально совершили подвиг, создав в металле и начав натурные испытания концепта объекта 172, из которого впоследствии выросла "семьдесятдвойка".

    В 1969 году Валерий Венедиктов был назначен главным конструктором КБ Уралвагонзавода, основной задачей которого в то время была постановка "на крыло" заложенного его предшественником и единомышленником объекта 172.

    Испытания этого объекта выявили ряд значительных конструктивных проблем. И вот тогда-то с пыльных полок на свет божий явились во всей красе наработки прежних лет, замурованные "верхами" и нашедшие свое место в объекте 172М.

    После интенсивных доработок и жестких испытаний в экстремальных климатических и дорожных условиях объект 172М был принят на вооружение. В начале 1974 года с конвейера Уралвагонзавода сошли первые танки Т-72, которым судьбой и талантом тагильских конструкторов были уготованы многие лета славной боевой судьбы.

    С первых дней в новой должности Венедиктов в полной мере вкусил масштабное, чаще всего обоснованное только личными предпочтениями и амбициями давление чиновников разного уровня, поучающих "что такое хорошо, а что такое плохо".

    Валерий Николаевич не мог даже со своими заместителями поделиться впечатлениями о том прессинге, который он испытывал в разных московских инстанциях. Заданный им самим же посыл дальнейшего повышения характеристик танка требовал полной отдачи сил, и он себе и другим задавал высочайший темп работы. А это не всегда находило понимание. Один из заместителей, однокашник по академии, на просьбу ускорить какую-то работу заметил: "Валера, ну куда ты гонишь, не война на дворе…" Венедиктов вспылил: "Да, не война, но нужно все делать быстро и качественно сегодня, потому что у дня завтрашнего будут свои заботы!"

    Но вернемся немного назад. 1954 год можно считать датой создания самого результативного творческого тендема в истории российского танкостроения. Представьте себе, на "лицевом счету" Карцева и Венедиктова, этих двух выдающихся конструкторов, – более 150 000 танков, изготовленных на отечественных предприятиях и за рубежом по документации, разработанной КБ-520/УКБТМ под их руководством. Дело даже не в количестве. Главное, что их танки Т-54А/Б, Т-55, Т-62 и Т-72 стали самыми массовыми и воюющими в мире. Они состоят до сих пор на вооружении более чем 50 стран мира и принимают участие во всех локальных конфликтах нового и новейшего времени, пройдя жесткую проверку временем и боем, подтвердив свою высочайшую эффективность и надежность.

    Писать о Венедиктове очень трудно. Многогранная, сложная, как говорят художники, натура. Каждый, кто с ним сталкивался, имел свое представление о нем, отличное от мнения других. Человек высокой культуры и фанат своего дела. Вспыльчив, но отходчив, Валерий Николаевич был человеком непростым и для многих очень неудобным. Он был каким-то индивидуально-штучным, и в нем присутствовала особая творческая интеллигентность. Валерий Венедиктов не терпел равнодушия и верхоглядства, он мог простить ошибки, неизбежные во всяком деле, но за халтуру давал прикурить по полной. Трудоголик – рабочий день, даже в "мирное" время, – 12-14 часов. В технической политике – иезуит, но и мастер лобовой атаки. Некоммуникабелен (мало друзей – много врагов, не личных, по работе). И при этом (вот в чем парадоксальность личности) – удивительная способность находить и сплачивать единомышленников, заражая их своей верой.

    Валерий Николаевич, по нынешней терминологии – харизматическая личность, одним словом, лидер. Острое чувство юмора и умение четко излагать свои мысли, иногда в самой парадоксальной форме. (В КБ до сих пор помнят легендарную фразу Валерия Николаевича: "Я собрал вас посоветоваться, кто не согласен, может идти…" И умение находить сильные стороны в сотруднике ("Такой-то, конечно, не фонтан, но как чертит – не чертеж, а графика Дюрера". В то время компьютеры еще были далекой мечтой). Увлекающийся, но трезво оценивающий внешние факторы, Венедиктов поражал глубиной своей технической эрудиции. Он непросто вникал в тему, он буквально в нее вгрызался. Особой его заботой была надежность всех систем и танка в целом. Он не считал зазорным учиться у своих коллег-конструкторов, понимая, что они более глубоко владеют всеми аспектами проблем.

    Венедиктова отличала парадоксальность мышления и не только в технической, главной сфере его жизненных интересов. Он был тонким ценителем классической литературы и музыки. В его библиотеке соседствовали собрания сочинений Толстого, Тургенева, Достоевского, Бунина, Пушкина и Лермонтова… Позднее, в 70-х, в круг его интересов вошли Уайльд и Генри.

    Одной из сильных сторон Валерия Венедиктова был дар предвидения дальнейших путей развития танкостроения и, в частности, танка Т-72. Отправная точка и основная философская база его творчества – движение по пути эволюционного, пошагового повышения ТТХ в процессе постепенного изменения предшествующего состояния, подготавливающего динамичное изменение с последующим переходом на более высокую качественную ступень. "Еще в 1972 году, до постановки танка Т-72 на производство, в КБ начались работы по его дальнейшему совершенствованию", – с этой фразы Валерий Николаевич многократно начинал свое выступление на совещаниях в "верхах".

    В ретроспективе: созданная буквально подвижническим трудом Карцева и Венедиктова и их коллег уникальная тагильская школа танкостроения на протяжении более полувека доказала и продолжает доказывать свою жизненную силу и результативность.

    На своем пути к серии "семьдесятдвойка" прошла через множество драматических коллизий, но этот танк без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении, самым массовым и боевым в последней четверти ХХ века. Всего было произведено порядка 30 000 единиц разных модификаций.

    Практически идеальное сочетание стоимости, боевой эффективности, надежности и простоты в эксплуатации, вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали танк Т-72 самым востребованным на мировом рынке вооружения. И сейчас, во втором десятилетии ХХI века, с конвейера Уралвагонзавода сходят "внуки" первых "семьдесятдвоек" – танки Т-72Б3.

    В 2004 году, к 30-летию постановки Т-72 на производство и 80-летию со дня рождения Валерия Венедиктова, в Нижнем Тагиле был воздвигнут памятник его создателям – всем тем, кто своим трудом и талантом сотворил эту замечательную машину. Мемориал представляет собой ладонь, открытую миру, на которой стоит танк Т-72, детище таланта Леонида Карцева, Валерия Венедиктова и их соратников.

    Самый массовый танк в мире – Т-72

Виктор Ямов, помощник главного конструктора Валерия Венедиктова (1975-1987 гг.)

    Фото из личного архива автора.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.06.2014, №22.

Судьба, ставшая историей

    В конце августа 2014 года на одном из федеральных каналов прошла презентация двухсерийного документально-хроникального фильма "Уральский характер", посвященного истории становления тагильского танкостроения. Создателями этой интересной и информативной ленты, по замыслу, был охвачен период в несколько столетий. Им удалось показать и подчеркнуть неразрывную связь времен и поколений, акцентируя внимание зрителей на преемственность творческих и трудовых традиций уральских умельцев от времен Петра I до наших дней.

    Такой штрихпунктирный сюжет, естественно, не позволил подробно осветить историю танкостроения в Нижнем Тагиле (скорее всего, такой задачи и не ставилось), но, тем не менее, подвиг уралвагонзаводцев в годы Великой Отечественной войны, создание танков – от Т-54А до "летающего" Т-90 – показаны достаточно выпукло.

В.Н. Венедиктов - главный конструктор КБ Уралвагонзавода (1969-1987 гг.)

В.Н. Венедиктов - главный конструктор КБ Уралвагонзавода (1969-1987 гг.)

    Но, как говорится, не обошлось и без "ложки дегтя". По совершенно непонятным причинам в этой познавательной ленте не нашлось ни полслова, ни полкадра о роли замечательного конструктора В.Н. Венедиктова в становлении, принятии на вооружение и дальнейшем совершенствовании танка Т-72.

    Конечно, для нескольких столетий 16 лет творческих успехов КБ-520/УКБТМ под руководством Венедиктова – незначительный отрезок времени, но все же…

    По воле создателей фильма между уходом Л.Н. Карцева (1969 г.) и вступлением В.И. Поткина в должность Главного конструктора (1987 г.) самым необыкновенным образом новые танки создавались сами по себе, безымянным конструктором.

    Постараюсь восполнить этот пробел.

    На 2014 год выпало сразу две знаковые даты в истории российского танкостроения. Во-первых, 13 июня исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося конструктора-танкостроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, генерала-лейтенанта Валерия Николаевича Венедиктова, одного из создателей концепции танка Т-72, которая почти на полвека определила направление развития российской бронетехники. Вторая дата – сорок лет со дня постановки на серийное производство этого танка.

    …В 1949 году Валерий Николаевич Венедиктов в составе группы лучших выпускников бронетанковой академии был командирован в КБ-520 Уральского танкового завода (ныне Уралвагонзавод) и почти сорок лет трудился в нём, пройдя все ступени до должности Главного конструктора. Уже в 1954 году его назначили заместителем Главного конструктора Л. Н. Карцева по опытным работам. Эта должность весьма и весьма специфична. Под его руководством и на его повседневном контроле находились все этапы создания новых танков – от первой линии чертежа на кульмане до серийной машины.

    Имя Венедиктова чаще всего связывают (и, в первую очередь, ставят ему в заслугу) с непосредственным участием в разработке и постановке на производство танка Т-72 и его дальнейшей модернизацией. Действительно, это и его главное достижение, и его судьба, и тяжкий крест, но не следует забывать, что к "семьдесятдвойке" путь был непростым, но это был путь становления Созидателя и Творца.

    Это были два десятилетия напряжённого труда в качестве заместителя Главного конструктора Л.Н. Карцева, ведущего по большинству опытных работ. Кроме всех экспериментальных образцов машин, ставших на серию в тот период, следует отметить концептуальный объект 140, объект 150 (будущий истребитель танков ИТ-1) и первый в мире танк с газотурбинным двигателем.

    Особо необходимо выделить трагическую судьбу объекта 167М (1964 г.) и глубокой модернизации танка Т-62 (1967 г.) с пушкой калибра 125мм, с автоматом заряжания, механизмом выброса стреляных гильз и другими новациями, крест-накрест заколоченных дубовыми административными решениями, "как не отвечающих перспективам развития бронетанковой техники". Постановка этих машин на вооружение могла в корне изменить "ландшафт" в советском танкостроении и обеспечить превосходство по боевой эффективности над танками Запада. Тем не менее, вплоть до 1973 года на производстве стоял танк Т-62 с более низкими технико-техническими характеристиками. Но конструктор предлагает, а "верхи" располагают...

    Почему власть имущие определили свою позицию именно так, эта тема требует глубокого анализа и оценки, чтобы сегодня не повторились события того времени.

    В 1968 году вышел знаковый для тагильского КБ министерский приказ, приоткрывающий путь к новому танку. Хотя текстуально этот документ носил паллиативный характер, его было достаточно для начала работ. Всего за один год Л.Н. Карцев сотоварищи буквально совершили подвиг, создав в металле и начав натурные испытания концепта объекта 172, из которого впоследствии выросла "семьдесятдвойка".

    После ухода Карцева Венедиктов был назначен Главным конструктором КБ Уралвагонзавода, основной задачей которого в то время была постановка "на крыло" заложенного его предшественником и единомышленником объекта 172. Испытания выявили ряд значительных конструктивных проблем, и вот тогда-то с пыльных полок на свет божий явились во всей красе наработки прежних лет, замурованные "верхами" и нашедшие своё место в объекте 172М.

    После интенсивных доработок и жёстких испытаний в экстремальных климатических и дорожных условиях объект 172М был принят на вооружение. В начале 1974 года с конвейера Уралвагонзавода сошли первые танки Т-72, которым судьбой и талантом тагильских конструкторов были уготованы многие лета славной боевой судьбы.

    С первых дней в новой должности В.Н. Венедиктов в полной мере вкусил масштабное, чаще всего обоснованное только личными предпочтениями и амбициями давление чиновников разного уровня, поучающих, "что такое хорошо, а что такое плохо". Валерий Николаевич не мог даже со своими заместителями поделиться впечатлениями о том прессинге, который он испытывал в разных московских инстанциях.

    Когда речь заходила о деле, Главный конструктор был непреклонен, отстаивал свою точку зрения, невзирая на уровень и чины оппонентов. "Истина выше благоразумия" – эта теза Сократа была по душе Валерию Николаевичу, и он не раз шёл на прямой конфликт с власть имущими, защищая свою позицию.

    Предложенный им самим же посыл дальнейшего повышения характеристик танка требовал полной отдачи сил, и он себе и другим задавал высочайший темп работы. А это не всегда находило понимание. Так, один из его заместителей, однокашник по академии, на просьбу ускорить какую-то работу заметил: "Валера, ну куда ты гонишь, не война на дворе…" Венедиктов вспылил: "Да, не война, но нужно всё делать быстро и качественно сегодня, потому что у дня завтрашнего будут свои заботы!"

    Но вернёмся немного назад. 1954 год можно считать датой создания самого результативного творческого тандема в истории российского танкостроения. Представьте себе, на "лицевом счету" Карцева и Венедиктова, этих двух выдающихся конструкторов, более 150 000 танков, изготовленных на отечественных предприятиях и за рубежом по документации, разработанной КБ-520/УКБТМ под их руководством.

    Дело даже не в количестве – главное, что их танки Т-54А/Б, Т-55, Т-62 и Т-72 стали самыми массовыми и воюющими в мире. Они состоят до сих пор на вооружении более чем 50 стран мира и принимали участие во всех локальных конфликтах новой и новейшей истории, пройдя жёсткую проверку временем и боем, подтвердив свою высочайшую эффективность и надежность.

    Писать о Венедиктове очень трудно. Многогранная, сложная, как говорят художники, ускользающая натура. Каждый, кто с ним сталкивался, имел свое представление о нём.

    Человек высокой культуры и фанат своего дела. Вспыльчив, но отходчив. Валерий Николаевич был личностью непростой и для многих очень неудобной. Он был каким-то индивидуально-штучным, в нём присутствовала особая творческая интеллигентность.

    Венедиктов не терпел равнодушия и верхоглядства, он мог простить ошибки, неизбежные во всяком деле, но за халтуру давал прикурить по "полной". Трудоголик – его рабочий день, даже в "мирное" время, длился по 12-14 часов. В технической политике (обстоятельства заставляли) – иезуит, но и мастер лобовой атаки.

    Валерий Николаевич, по нынешней терминологии, харизматическая личность, одним словом, лидер. Его отличали острое чувство юмора и умение четко излагать свои мысли, иногда в самой парадоксальной форме. Увлекающийся, но трезво оценивающий внешние факторы.

    Венедиктов поражал глубиной своей технической эрудиции. Он непросто вникал в тему, а буквально в неё вгрызался. Особой его заботой была надежность всех систем и танка в целом. Валерий Николаевич не считал зазорным учиться у своих коллег-конструкторов, понимая, что они более глубоко владеют всеми аспектами проблем.

    Как то он сказал мне: "Танки – моя судьба и предназначение. До войны я слышал о них, горланил песню "Три танкиста, три весёлых друга", но не помышлял о танках. Война всё изменила у многих, но, думаю, что какой бы путь я ни выбрал, он всё равно бы привел к танкам. Вспомните коллизию в новелле О. Генри "Дороги, которые мы выбираем".

    Венедиктова отличала парадоксальность мышления, и не только в технической, главной сфере его жизненных интересов. Он был тонким ценителем классической литературы и музыки. В его библиотеке соседствовали собрания сочинений Толстого, Тургенева, Достоевского, Бунина, Пушкина, Лермонтова… Позднее, в семидесятых, в круг его интересов вошли О. Уайльд и О. Генри.

    Любимых писателей и композиторов он оценивал очень своеобразно: для души – Тургенев, Бунин, Пушкин, а "Войну и мир", как и музыку И.С. Баха он предлагал ввести в курс "проектирования машин и механизмов", считая их произведения вершиной компоновки. О Моцарте говорил: "При всей его музыкальной виртуозности он не смог бы спроектировать даже лопату!"

    Одной из сильных сторон В.Н. Венедиктова был дар предвидения дальнейших путей развития танкостроения и, в частности, танка Т-72. Отправная точка и основная философская база его творчества – движение по пути эволюционного, пошагового повышения технико-технических характеристик в процессе постепенного изменения предшествующего состояния, подготавливающего динамичное изменение с последующим переходом на более высокую качественную ступень. "Ещё в 1972 году, до постановки танка Т-72 на производство, в КБ начались работы по его дальнейшему совершенствованию" – с этой фразы Валерий Николаевич не раз начинал своё выступление на совещаниях в "верхах".

    Созданная буквально подвижническим трудом Карцева, Венедиктова и их коллег уникальная тагильская школа танкостроения на протяжении более полувека доказала и продолжает доказывать свою жизненную силу и результативность. На своем пути к серии "семьдесятдвойка" прошла через множество драматических коллизий, но этот танк без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении, самыми массовым и боевым в последней четверти ХХ века. Всего было произведено порядка 30 000 единиц разных модификаций.

    Практически идеальное сочетание стоимости, боевой эффективности, надёжности и простоты в эксплуатации наряду с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали танк Т-72 самым востребованным на мировом рынке вооружения. И сейчас, во втором десятилетии ХХI века, с конвейера Уралвагонзавода сходят внуки первых "семьдесятдвоек" – танки Т-72Б3.

    У выдающихся Личностей, Творцов, Созидателей своя хронология жизни. Они приходят в мир, как все, но уходят – в бессмертие…

В. ЯМОВ, помощник Главного конструктора В. Н. Венедиктова (1975-1987 гг.)

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №41(180) от 04.12.2014.

 

 

Главная страница