Парень из нашего города

    В 30-е годы двадцатого века все мальчишки мечтали стать летчиками. Летчиками-истребителями были сын М.В. Фрунзе – Тимур, сын И.В. Сталина – Василий, сын А.В. Микояна – Сергей, сын Н.С. Хрущева – Леонид, и все они участвовали в воздушных боях с немцами, Т.М. Фрунзе и Л.Н. Хрущев погибли, исполняя воинский долг.

     

Ул. Бондина, 11. Дом, в котором жила семья  С.А. Черных

Ул. Бондина, 11. Дом, в котором жила семья С.А. Черных

    Наверное, мечтал о небе и тагильский мальчишка Сережа Черных. Он родился 23 января 1912 года, в семье рабочего. После окончания 7 классов в школе №38 и школы ФЗУ по специальности слесарь работал в службе пути железной дороги, затем в вагонном участке депо станции Нижний Тагил. 18 Декабря 1930 года был зачислен курсантом в 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Окончив её в 1933 году, с декабря служил в 61-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье младшим лётчиком. В 1934 году ему присвоили звание старшего летчика, а в следующем году, в звании лейтенанта, он стал командиром звена 107-й эскадрилии 83-й истребительно-авиационной бригады Белорусского военного округа. 25 Мая 1936 года за успехи в боевой, политической и технической подготовке нашего земляка наградили орденом Красной Звезды. С ноября 1936 года по 6 Февраля 1937 года в качестве летчика-добровольца он участвовал в народно-революционной войне испанского народа. Был командиром звена, а затем командиром отряда истребителей И-16. Имел псевдоним "Гарсия". Совершил около 90 боевых вылетов (115 часов боевого налёта), в воздушных боях сбил 5 самолетов противника лично и 2 – в составе звена.

    Одна из побед была одержана им 13 Ноября 1936 года над Мадридом в схватке с группой вражеских истребителей – настигнув покидавший поле боя немецкий Не-51, Сергей Черных короткой очередью вогнал его в землю. В тот день произошли самые ожесточенные бои в истории воздушной войны в Испании. Вот как это было.

    Утром прокладывать дорогу своим войскам, ведущим бои в Мадриде, отправились 5 "Junkers" Ju-53 и 3 "Romeo" Ro-37bis под прикрытием 14 "Fiat" CR-32. На перехват поднялись 16 И-15 во главе с Павлом Рычаговым. Подробности произошедшего боя в советских документах не описываются. Данные противоборствующей стороны также мало помогают в установлении реальной картины. Известен только итог: советские летчики заявили о 6 сбитых истребителях, 3 из которых упали на территорию республиканцев. А командир вражеской эскадрильи капитан Моска (Mosca) и пилот Мариотти (Mariotti) потерпели аварии при посадке на своих подбитых "Фиатах" на аэродром Талавера. Имена остальных не установлены. Противник заявил о победах над 6 И-15. В действительности было сбито 2 "наших" истербителя, при этом погибли Петр Пуртов и Карп Ковтун.

    В то же утро 13 И-16 во главе с С. Тарховым штурмовали противника. 2 истребителя получили пробоины, один потерпел аварию при посадке. В 15:00 на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолётов: 5 "Юнкерсов" и 3 Не-46 под прикрытием эскадрильи 12 Не-51 и 6 "Fiat" CR-32. На перехват поднялись 12 И-15 во главе с Рычаговым и 12 И-16 во главе с Тарховым. Об этом бое в основном известны только итоги и интересное наблюдение: "В этом воздушном бою установлен новый тип самолёта мятежников. Вид его сигарообразный, моноплан, с небольшим горбиком, скорость до 400 км, но слабая маневренность. Лётчики на этих машинах дерутся хорошо. Умело используют облака и солнце, нападают по одному и стреляют внезапно".

    Без сомнений, речь идет о "Heinkel", Не-112. На этот счет на Западе бытует мнение, что первый самолёт этого типа в Испании появился только в декабре 1936 года, причём в единственном экземпляре, и, разумеется, про участие его в боях 1936 года вообще ничего не говорится. Константин Колесников, ставший после этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: "Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с "Юнкерсами" и "Хейнкелями", которые уже имели опыт боёв с республиканской авиацией на Мадридском фронте. В этом бою мы потеряли 2 самолёта, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими "Хейнкелями", оторвались от нас".

    Скупой отчет К. Колесникова дополняет информация противоположной стороны. Звено командира эскадрильи Крафта Эберхардта (Kraft Eberhardt), имевшего на счету 6 побед, осталось прикрывать бомбардировщики, другая же часть немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские лётчики смело пошли в атаку. Истребители противника, не скрытые облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Намереваясь повторить удар, И-16 после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие лётчики из группы прикрытия, остававшиеся незамеченными, атаковали их.

    Иван Кравченко, левый ведомый Владимира Бочарова, вспоминал: "В последний миг, заметив опасность, Бочаров резко бросает свою машину в крутое пикирование с левым разворотом и, едва не задев крыло моего самолёта, уходит вниз, под облака. Мы с Костей Дубковым - оба его ведомые - одновременно, с удивительной синхронностью, также устремляемся в пикирование и, пробив облака, начинаем искать своего командира". Так и не обнаружив Бочарова ни в воздухе, ни на земле, ведомые в мрачном настроении отправились на аэродром. Как стало известно позднее, очереди вражеских истребителей все-таки попали в истребитель Бочарова, а сам он, раненый, нашел в себе силы вне аэродрома мастерски, на шасси, посадить самолет. Все было сделано правильно за исключением одной роковой ошибки - он сел на вражескую территорию. На следующий день его обезглавленное, изрубленное на куски тело было сброшено над Мадридом.

Сергей Черных во время работы в депо станции Нижний Тагил перед уходом в авиашколу. 1930 год    Очевидцев действий в бою Сергея Тархова с республиканской стороны не было. Изучая иностранные источники, можно прийти к выводу, что его самолет столкнулся с самолетом Эберхардта, после чего наш летчик смог покинуть свою машину, а немец - погиб. Причем отмечается, что столкновение носило случайный характер, ибо в самолет Эберхардта врезался сбитый им республиканский истребитель. Удивительным в этой истории является то, что по результатам боя на счёт Эберхардта была записана неподтверждённая победа.

    Не намного лучше относились и республиканцы к мятежникам. Тархова, опускавшегося на парашюте, они приняли за неприятеля и обстреляли. Крепкий организм выдержал 6 пулевых ранений, но на земле его избили местные жители, после чего его, еще живого, притащили в здание военного министерства. В это время там находился советский журналист Михаил Кольцов, он-то и исправил ошибку. Тархова доставили в госпиталь, но было уже слишком поздно - через несколько дней лётчик умер от ран.

    Несмотря на то, что среди летчиков-националистов было достаточно обстрелянных бойцов, их "Heinkel" Не-51 серьезного боя с И-16 вести не могли и достаточно быстро попадали в число жертв. Надо полагать, для "воздушных рыцарей Германии" это было откровение - до сих пор в Испании они одерживали только победы. Теперь все было по-другому, и от полного разгрома их спасли лётное мастерство, надёжность истребителя, слабость вооружения "ишачка" да облачная погода. Почти все машины противника получили повреждения, причём такие, что и через день, несмотря на усилия технического состава, в состоянии боевой готовности находилось только 3 истребителя. Командир звена Оскар Хенрици пытался в паре с другим летчиком своей эскадрильи уйти от преследовавшего их одиночного И-16. На их беду, в кабине И-16 был Сергей Черных, отмеченный в документах по возвращении на Родину как командир "снайперского звена".

    Тот бой сам Черных описал следующим образом: "Часов в 11.00 - 11.30 вижу ракету. Сел быстро в самолёт и начал ждать очереди для вылета. Первым взлетел командир эскадрильи. За ним со звеном взлетел и я. Место моего звена было правее звена командира эскадрильи: мы шли девяткой. Появилась небольшая облачность, а при подходе к Мадриду на высоте 1500-800 метров была уже трёхслойная облачность. Она была вытянута с северо-запада на юго-восток и закрывала весь Мадрид. Выше и ниже нас в направлении к Мадриду я увидел несколько точек, которые быстро приближались. По силуэтам самолётов можно было определить, что это "Фиаты". Увидев нас, они развернулись от нас с набором высоты. Командир эскадрильи подает сигнал "внимание" и бросается вниз к облачности. Я не видел, кого он атакует, и решил рассмотреть цель. Вижу, что командир эскадрильи звеном атакует звено "Фиатов". Я пошёл вслед за ними. После атаки командира один "Фиат" упал, а 2 оставшихся быстро направились к облакам, чтобы в них скрыться. Я прибавил газа и начал их преследовать, ведя с дистанции 200-100 метров прицельный огонь короткими очередями. Один "Фиат" свалился на крыло, подняв нос. Я успел выпустить ещё одну очередь, и он упал около Мадрида. Вернувшись домой, я с радостью доложил о своём успехе командиру, который меня с ним и поздравил".

28 июля 1941 года С.А. Черных был осужден приговором Военной коллегии Верховного суда СССР к расстрелу с лишением воинского звания и конфискацией имущества. 16 октября 1941 года приговор был приведен в исполнение в Москве. 5 августа 1958 года генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович был полностью реабилитирован.

28 июля 1941 года С.А. Черных был осужден приговором Военной коллегии Верховного суда СССР к расстрелу с лишением воинского звания и конфискацией имущества. 16 октября 1941 года приговор был приведен в исполнение в Москве. 5 августа 1958 года генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович был полностью реабилитирован.

    Утром 5 декабря 1936 года 5 "Юнкерсов" под прикрытием 15 истребителей совершили налет на Мадрид. В 13:00 националисты повторили налет 6 бомбардировщиками под прикрытием 14 "Хейнкелей". 13 И-15 и 17 И-16 смогли их перехватить. В произошедшем воздушном бою было отмечено "исключительное уменье и храбрость С. Черных, который сбивает уже 3-й самолёт мятежников". Всего в этом бою были сбиты 2 истребителя противника, один из них уничтожило звено Сергея Черных, другой - звенья Сергея Денисова и Александра Негореева. Наши летчики потерь не имели. По иностранным данным, сбитым оказался "Фиат" командира 19-й эскадрильи капитана Антонио Ларсимонта Пергамени (Antonio Larsimont Pergameni), имевшего 4 победы.

    13 декабря над Алкалой появился разведчик противника. На его перехват "по зрячему" вылетели 4 И-16. Об этом бое сохранились стенограммы бесед между руководством ВВС РККА, конструкторами и летчиками, вернувшимися из Испании, а также письменный отчет Сергея Черных. Наиболее полный рассказ получается, если соединить эти документы, поэтому первая и последняя части цитаты взяты из стенограмм, а средняя - из отчёта.

    "День был ясный с высокослоистой облачностью. В 2 часа 30 минут дня, после обеда, который происходил тут же около самолётов, мы увидели над своим аэрдромом на высоте 4000 - 4500 метров разведчика и по его силуэту определили, что это "Хейнкель-70" (разведчик, он же двухместный истребитель). В течение 8 минут в воздух по своей инициативе поднялись 2 наших истребителя. Взлетевшие самолёты потеряли разведчика из виду и уже не нашли его. После этого он появлялся ещё 6 раз, но ни разу истребители не могли его поймать. Разведчик очень умело уходил в сторону солнца или в облачность. По расспросам техников и летчиков я тщательно изучил маневр его ухода.

    Однажды, когда мы обедали, он (разведчик. – Прим.Авт.) снова появился. Была трехслойная облачность. Он появился без мотора – планировал. Вошел в облака, вышел и опять в облака. Нас вылетело сразу 4 самолет. Взлетели – нет его. Я хотел развернуться влево. В это время с земли мне машет техник шапкой и показывает вправо. Я посмотрел и увидел его, он шел мне навстречу. Я под ним развернулся. Он пошел в облака на Гвадалахару, я за ним. Не спуская с него глаз, я развернулся за ним и начал набирать под ним высоту. Когда я набрал 3500 метров, он ушел в облачность, имея небольшой крен вправо. Я решил идти за ним тоже с небольшим креном. Когда я пробил облачность, его не оказалось. Выше был ещё один слой, который я пробил, но и здесь противника не оказалось. Пробив 3-й слой облачности и не обнаружив разведчика, я решил немедленно идти обратно. Когда я пробил первый сверху слой облачности, я увидел слева от себя полосу разреженного воздуха от прохода самолета. Решив, что это мог быть только разведчик, я сделал боевой разворот, чтобы его нагнать. Сейчас же после разворота увидел его метрах в 200 впереди себя. Перешел в атаку сверху и сзади. По мне был открыт огонь, но я, прикрывшись своим мотором, выпустил по противнику несколько очередей. После этого я перешел под разведчика, откуда с близкой дистанции и вел огонь.

    После 4 атак огонь летнаба прекратился. Решив, что летнаб убит, я подошёл сзади почти вплотную. Окончательно убедившись, что летнаб убит, я начал вести огонь и видел, как мои пули горели на плоскостях и фюзеляже разведчика, но он не падал, так как, очевидно, не был убит летчик. После 5-й атаки самолет начал пикировать, но я не отставал от него. Пробив все слои облачности, он стал делать горки и перевороты. Таким путем он снизился до 800 метров. Только он пробил облачность, взлетел И-15, погнался за ним, но отстал (в 13:50 на помощь была поднята дежурная пара И-15: И. Копец и А. Лакалье. – Прим. Авт.). Я выскочил из облаков за ним метров на 600, он снизился и уходил разными фигурами. После этого с нашего аэродрома еще взлетели самолеты. Когда он вышел из облаков и начал делать петлю, его догнал И-15, мы его прижимали к И-15. Тогда он пошел на пикирование и скрылся. Потом его нашли разбитым".

    16 декабря, в 13:30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить 2 группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не-51 и 1 "Fiat" CR-32. 2 "Хейнкеля" упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, "возле Мадрида". Был подбит и 1 "Юнкерс". Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только 3 упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли, хотя командир 1.J/88 капитан Вернер Пальм (Werner Palm) претендует на победу над И-16. А пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) 1 "Юнкерса" и 4 "Хейнкелей".

    За эти 3 первые победы в последний день 1936 года старший лейтенант С.А. Черных был удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему вручили медаль № 21. В то время тех, кто получил "Золотую Звезду", можно было пересчитать по пальцам, таким образом, Сергей Черных был первым Героем Советского Союза в Свердловской области.

    3 января 1937 года летчики И-16 сделали 3 вылета на перехват, во втором участвовало только задержавшееся на взлете звено Сергея Черных. На пути к району прикрытия И-16 встретили 14 истребителей противника, имевших преимущество по высоте, Черных решил отвлечь их от Мадрида. Уведя противника на 15-20 км в сторону, он развернул звено и пошел обратно. В этот момент увидел бомбардировщики – 2 "Савойи-81". В последовавшей атаке один бомбардировщик "накренился влево и слева кабины вырвался чёрный дым и пламя, вслед за этим самолёт перешёл в пике, весь объятый пламенем". Второй бомбардировщик, по отчету Черных, почему-то стал штопорить, хотя они его и не атаковали. Проконтролировать результаты атаки не удалось - в этот момент подоспели 14 гнавшихся за И-16 истребителей противника, от которых советские летчики смогли благополучно оторваться.

    7 января 1937 года четверо летчиков (С. Денисов, И. Кравченко, П. Путивко и С. Черных) вылетали на перехват появившегося в районе аэродрома разведчика. В итоге Сергей Черных сбил "Хейнкель-70", производивший разведку. Хорошо известны воспоминания Георгия Захарова, оказавшегося по каким-то причинам на аэродроме Алкала и ставшего свидетелем этого боя, - они почти полностью совпадают с упоминанием самого Черных об этом бое на встрече с Я. Алкснисом. "Черных: Второй "Хейнкель" появился не очень давно. Два раза он приходил безнаказанно. На третий раз я его подбил. Он шел с Гвадалахары на высоте 2500 метров. Потом начал планировать. Я быстро сел в машину и пошел за ним. Он пошел на солнце. Взлетели еще 4 истребителя. Я поймал его и пошел за ним. Когда он заметил меня, он стал набирать высоту. Я делаю разгон горкой. Он делает доворот, я под него, он обратно, я опять под него. Над самым Мадридом я подошел метров на 800. Я заходил по прямой, делал горку и таким образом подобрался к нему метров на 200. Он не стрелял. Он начинает пикировать и планировать к себе. Дистанция 150 метров. Я дал две очереди, он весь загорелся. Не успел я прилететь домой, мне говорят - машина сбита.

    Алкснис: Это двухместная машина?

    Черных: Да.

    Алкснис: А цвет?

    Черных: Снизу серый, сверху белый, мотор черный и полоски черные на плоскостях. У (в смысле "W" или "обратная чайка". - Прим.Авт.) образуется крыльями. Крылья низко расположены, моноплан".

    Всего в небе Испании С.А. Черных совершил около 90 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника: 5 лично и 2 в составе звена.

    Вернувшись в Советский Союз, С.А. Черных быстро выдвинулся: ему сразу было присвоено внеочередное воинское звание – майор. 12 декабря 1937 года С.А. Черных избирается земляками от Нижнетагильского избирательного округа депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В этом же году становится командиром эскадрильи. В начале 1938 года ему было присвоено звание полковника, и он стал командиром 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. С октября 1938 года Черных – заместитель командующего ВВС ОКДВА, заместитель командующего ВВС Дальневосточного Краснознаменного фронта, а затем, во время боев в районе реки Халхин-Гол заместитель командующего ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии.

    С конца 1939 года учился на особых курсах усовершенствования высшего командного состава при Военной академии Генштаба. Участвовал в Советско-Финляндской войне. После окончания курсов получил звание комбрига и был назначен заместителем командующего ВВС Одесского военного округа. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора авиации. Сергею Черных было тогда всего 28 лет!

    Военной карьере нашего земляка мог бы позавидовать любой авиатор. За семь с небольшим лет он прошел путь от рядового до полковника, от курсанта до командира авиаотряда. "Но не каждый знал, – писал о нем полковник, кандидат исторических наук А. Цикин, – что за этой быстротой продвижения по службе был скрыт огромный труд, настойчивая учеба". Другая сторона медали – политические репрессии 1937-1938 годов – пока еще непосредственно не коснулась Сергея Александровича. "Опыт организационно-командной работы получен им методом проб и ошибок: учить ведь было некому, его предшественники на командных должностях дел ему не "сдавали" – мудрено это сделать из камер НКВД".

Перед вылетом на задание на маневрах С.А. Черных третий слева

Перед вылетом на задание на маневрах С.А. Черных третий слева

    Молодые, неопытные руководители становились генералами и полковниками из лейтенантов, а это означало, что не хватало теоретических знаний и каждый раз приходилось начинать "с нуля". В июне 1940 года Черных был назначен командиром 9-й смешанной авиационной дивизии Западного особого военного округа. К этому времени он налетал более 2 тысяч часов и освоил десять типов самолетов, за что вполне заслуженно был награжден орденом Красной Звезды. В его авиадивизию входило 5 авиаполков: 41-й, 124-й, 126-й и 129-й истребительные и 13-й скоростной бомбардировочный.

    С февраля 1941 года в дивизию Черных начали поступать новые самолеты – МиГ-1 и МиГ-3. "Надо было срочно организовывать переучивание летного состава. Трудностей возникало немало. Не хватало аэродромов. По существу это были полевые посадочные площадки в нескольких километрах от государственной границы. В полках не было новых учебных истребителей-"спаркок" для вывоза летчиков и контроля за обучением. Приходилось использовать старые самолеты И-16 и УТИ-4. После парада 1 мая 1941 года дивизия перебазировалась на полевые площадки, на основных аэродромах хозяйничали строители".

    К началу Великой Отечественной войны 9-я смешанная авиадивизия считалась лучшей в Красной Армии. Но перевооружение полков и переучивание летного состава завершено не было. Генерал-майор авиации Г.Н. Захаров вспоминает: "В конце 1940 года я снова был вызван в Москву на совещание. Совещание проходило в кабинете Сталина. В приемной я встретил Сергея Черных, Ивана Лакеева, Григория Кравченко и некоторых других боевых друзей, которые в ту пору командовали крупными авиасоединениями, занимали высокие командные должности в аппарате Наркомата обороны и штаба ВВС. Сергей Черных, как и я, командовал дивизией, которая тоже входила в состав авиации ЗапОВО. Я говорил о том, что хотя дивизия и прошла все инспекторские проверки, её боеготовность оставляет желать лучшего в связи с крайне затруднительным бытовым положением личного состава.

    В авиагородке, расположенном неподалеку от аэродрома, в то время жили многочисленные семьи военнослужащих, которые в 1940 году не имели никакого отношения к дивизии. В то же время летчики вынуждены были селиться в окрестных деревнях, разбросанных вокруг аэродрома в радиусе 5-6 километров. Надёжной связи с ними нет. В нормативы, отведенные для приведения дивизии в боеготовность, уложиться невозможно. Летчики прибывают на аэродром с большим опозданием, а зимой бегут через лес на лыжах, в машины садятся потные, разгоряченные, многие, конечно, простуживаются. Часто возникает ситуация, при которой машины готовы к полёту, а лётчиков нет. Изменить это положение своими силами командование дивизии не может, поэтому я как командир обращаюсь с просьбой о содействии...

    Я запомнил так подробно ход этого совещания потому, что вскоре после того, как мы разъехались по своим частям, был издан специальный приказ, номер которого я помню по сей день. В нем, в частности, говорилось о необходимости перевода личного состава лётных частей на казарменное положение...

    В начале 1941 года или, может быть, даже в конце 1940 на вооружение авиационных частей стал поступать истребитель МиГ-1, а к лету 1941 – МиГ-3. Когда пошли "МиГи", я, признаться, пожалел, что моя дивизия полностью укомплектована. О "МиГах" среди лётчиков ходили самые различные разговоры, но, по существу, в начале 1941 года мало кто мог дать этому истребителю обоснованную, объективную характеристику. Во-первых, потому, что слишком мало летчиков успело на нем полетать. Во-вторых, потому, что "МиГ" имел некоторые свойства, существенно отличавшие его от тех машин, к которым мы привыкли. Однако же несомненным было одно: по тактико-техническим данным он превосходил не только имевшиеся тогда отечественные машины, но и многие зарубежные...

    Между тем этот самолет имел ряд свойств, которые, в конце концов, были определены как недостатки конструкции. Определены самим ходом боевых действий. "МиГ" был тяжеловат для истребителя. Ошибок при пилотировании он не прощал, был рассчитан только на хорошего летчика. Средний пилот на "МиГе" автоматически переходил в разряд слабых, а уж слабый просто не мог бы на нём летать... Не менее важным, а может быть, определяющим фактором в дальнейшей судьбе "МиГа" оказалось другое - он был высотным истребителем. От 4000 метров и выше он действительно не имел себе равных. Его мощный мотор на высотах 4000-7000 метров работал безукоризненно. Но практика боевых действий показала, что большинство-то воздушных боев происходило на высотах 1500-3000 метров. А в таких условиях "МиГ" во многом терял свои превосходные качества высотного истребителя...

    Я все-таки очень хотел заполучить этот истребитель, хотя бы для одного, из своих полков. Понимая, что шансы почти нулевые - дивизия только что освоила новые И-16 – в начале 1941 года я, однако, обратился к руководству ВВС с такой просьбой... Добиться своего мне не удалось. У того же Черных все еще были старые И-16 с изношенной материальной частью, которые никак ни шли и сравнение с нашими модернизированными И-16, полученными прямо с заводов. "МиГи" были отданы другим дивизиям. Одной из первых их стала получать дивизия Черных. К лету 1941 года много старых И-16 было законсервировано. Новые машины накапливались на аэродроме в районе Белостока, и Черных с нетерпением ждал конца апреля-начала мая, когда можно будет развернуться для работы на грунтовых площадках. К началу войны в его полках было уже около 200 "МиГов", но, кроме командиров полков и некоторых командиров эскадрилий, на них еще никто не летал.

    Машина осваивалась медленно и в других соединениях. Это беспокоило Сталина. На совещании, состоявшемся в начале 1941 года, он много говорил об этом истребителе, о необходимости как можно быстрее освоить его:

    – Я не могу учить летчиков летать на этих машинах. Вы мои помощники. Вы должны учить летчиков. – И неожиданно закончил так: - Полюбите эту машину!

    Прозвучало это как личная просьба. Но времени уже не было..."

    По результатам предвоенных инспекций 9-я смешанная авиадивизия считалась одной из лучших в округе. Однако в реальности дело обстояло хуже. В дивизии было сосредоточено 237 новейших истребителей МиГ-3 – пятая часть всех поступивших к этому времени на вооружение. Но освоение новой техники шло медленно. К июню 1941 года лишь 64 пилота 9-й САД освоили "МиГи". По состоянию на 22 июня 1941 года в дивизии насчитывалось 429 самолетов, в том числе 74 неисправных. Из 256 экипажей 55 были готовы к выполнению боевых заданий ночью в простых и лишь 45 - днем в сложных метеоусловиях. 110 экипажей прибыли из училищ или переучивались на новые машины.

    Командиром одной из эскадрилий в дивизии был сын Сталина Василий. Вечером, накануне нападения фашистов, генерал-майор Черных провел совещание с командирами полков. Приказал привести части в боевую готовность. Все это он делал по своей инициативе, ибо никаких указаний из штаба округа не получал. Всю ночь кипела работа. Самолеты рассредоточивали и укрывали, маскируя в лесу. Закладывался полный боекомплект снарядов. Было установлено дежурство ответственных офицеров. В 23 часа 30 минут К. Д. Голубев, командующий дислоцированной в районе Белостока10-й общевойсковой армией, которую поддерживала авиационная дивизия генерал-майора Черных, провел короткое совещание. Он предупредил, что возможно нападение фашистской Германии. Войскам и авиации надлежит "действовать по обстановке". Прибыв в штаб дивизии, Черных пытался вызвать командиров полков, но к тому времени вся проводная связь была нарушена вражескими диверсионными группами, делегаты связи также были уничтожены. Боевой приказ полкам был передан по радио. Офицеров штаба подняли по тревоге.

    22 Июня 1941 года, в 3:15 утра, одновременно с первыми залпами артиллерии 637 немецких бомбардировщиков и 231 истребитель пересекли советско-германскую границу. С рассветом в воздух поднялась следующая волна - 400 бомбардировщиков под прикрытием большого количества истребителей. В 3 часа 30 минут на города и аэродромы СССР посыпались немецкие бомбы. В течение 50 минут тремя волнами 78 фашистских самолетов бомбили город Белосток.

    При налетах на аэродромы ЗапОВО немецкая авиация направила основной удар на уничтожение баз 9-й САД, где находились самолеты новейших типов. Удачным ударам немецкой бомбардировочной авиации способствовали карты, составленные на основе аэрофотосъемки, на которых были точно нанесены все советские приграничные аэродромы.

    Несмотря на это, после первых ударов все же уцелело немало самолетов, но командование дивизии растерялось и не приняло никаких мер для рассредоточения оставшихся машин. Они были вскоре уничтожены в последующих налетах. Лишь некоторые из полков 9-й САД оказали сопротивление – советские летчики заявили о 85 сбитых немецких самолетах, причем 2 из них были уничтожены таранными ударами.

    Командир 129-го ИАП Капитан Ю. М. Беркаль при первых залпах артиллерийской канонады поднял в воздух в 4:05 утра свои эскадрильи. В завязавшихся воздушных боях было уничтожено 3 бомбардировщика Не-111. Однако во второй половине дня немецкая авиация уничтожила большую часть самолетов и 129-го ИАП.

    К полудню 22 Июня 1941 года 347 самолетов из 429, имевшихся в наличии в 9-й САД, были уничтожены. Дивизия фактически перестала существовать. 8 июля 1941 года генерал-майор авиации С. А. Черных был арестован в Брянске по обвинению в преступном бездействии и предан суду.

    28 июля 1941 года он был осужден приговором Военной коллегии Верховного суда СССР на основании статьи 193-21, пункт "б" УК РСФСР к расстрелу, с лишением воинского звания и конфискацией имущества. 16 октября 1941 года приговор в отношении генерал-майора авиации С. А. Черных был приведен в исполнение в Москве.

    В то же время генерал-лейтенанты ВВС П. Рычагов, Я. Смушкевич, И. Проскуров, Ф. Арженухин и Э. Шахт – товарищи Черных по испанскому небу, были расстреляны в Куйбышеве (вместе с ними была расстреляна и майор Марина Нестеренко – жена Рычагова, командир авиаполка особого назначения, лучшая парашютистка СССР). Все они поплатились "за утрату превосходства в воздухе". В Определении № 4н3218/58 Военной коллегии Верховного суда СССР от 5 августа 1958 года указывается:

    "Черных признан виновным и осужден за то, что, будучи командиром 9-й авиадивизии, в период начала военных действий немецко-фашистских войск против СССР проявил преступное бездействие в выполнении возложенных на него обязанностей, в результате чего авиация противника уничтожила около 70% материальной части дивизии, а в ночь на 27 июня 1941 года, находясь на Сещенском аэродроме и приняв прилетевшие на этот аэродром 3 советских самолета за фашистские, проявил трусость, объявил бесцельную тревогу, после чего, бросив руководство частями дивизии, бежал с фронта в город Брянск, где распространял провокационные измышления о том, что противник высадил на Сещенском аэродроме десант... Черных на суде признал себя виновным в том, что он ошибочно принял приземлившиеся на Сещенском аэродроме советские самолёты за фашистские и предпринял действия, чтобы захватить эти самолеты; в остальной части предъявленного ему обвинения Черных виновным себя не признал и объяснил, что уничтожение противником материальной части дивизии было обусловлено небоеспособностью дивизии, о чем вышестоящее командование было осведомлено полностью.

    Проверкой установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что объяснение Черных на суде было правильным и соответствует тому, что имело место в действительности. Допрошенные в ходе проверки свидетели Валуев и Широков дали показания, из которых следует, что при сложившейся обстановке Черных мог принять советские самолёты за фашистские, тем более, что самолёты приземлились без предупреждения и беспорядочно по всему полю. Свидетель Широков, бывший начальник политотдела 51-й танковой дивизии, в частности, показал, что Черных просил у командира дивизии отряд бойцов для освобождения Сещенского аэродрома. Проверив материалы дела, Военная коллегия Верховного суда СССР находит, что приговор подлежит отмене, а дело прекращению".

    5 августа 1958 года генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович был полностью реабилитирован. По сообщению из архива ФСБ от 20 Марта 1996 года № 10/а-400, место вероятного захоронения Героя Советского Союза – поселок Бутово, либо совхоз "Коммунарка" ближнего Подмосковья.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №12(61) от 05.04.2012; №13(62) от 12.04.2012.

Столетие "Рыцаря неба"

    23 января 1912 года в Нижнем Тагиле в семье рабочего родился Сергей Александрович Черных, будущий Герой Советского Союза

    Сергей Черных окончил 7 классов неполной средней школы, работал в вагонном депо станции Нижний Тагил, с декабря 1930 года – в Красной Армии.

    В 1933 году окончил 7-ю Сталинскую военную школу пилотов, служил в 61-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье, с марта 1936-го – командир звена в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады ВВС Белорусского военного округа.

    С ноября 1936-го по февраль 1937 года лейтенант Сергей Черных принимал участие в национально-революционной войне испанского народа и стал первым советским летчиком, сбившим новый немецкий истребитель "Мессершмитт-109В". За проявленные мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, после учреждения знака особого отличия ему вручена "Золотая звезда" №21. По числу подтвержденных воздушных побед он стал пятым летчиком среди наиболее результативных советских истребителей в Испании. Его называли "рыцарем неба".

    По возвращении на Родину он – командир авиационного отряда, старший лейтенант. К концу 1937 года Черных стал командиром эскадрильи, в 1938-м – командир авиационной бригады, полковник... В июне 1940 года он был уже командиром 9-й смешанной авиационной дивизии Западного Особого военного округа, и постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР ему присвоили звание генерал-майора авиации.

С.А. Черных

С.А. Черных

    В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, внезапными ударами противника по аэродромам из 429 самолетов дивизии 347 были уничтожены, а Сергей Черных возглавил действия уцелевших истребителей. 28 июня он принял свои беспорядочно снижающиеся самолеты за немецкие и доложил в штаб о немецком десанте. 8 июля генерал-майор был арестован и обвинен в преступном бездействии, трусости и невыполнении приказа, а 16 октября – расстрелян вместе с другими командирами, обвиненными в провале начального периода войны.

    5 августа 1958 года постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР посмертно реабилитирован. В Нижнем Тагиле именем "рыцаря неба", Героя Советского Союза Сергея Черных названа улица, а на здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.

По материалам книг по истории Нижнего Тагила и сайта "Красные Соколы".

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.01.2012.

 

 

Главная страница