Космические горизонты Зашляпина

    В силу секретности не многим тагильчанам известен Мефодий Николаевич Веремьев, возглавлявший особое конструкторское бюро – 250 с 1954 по 1986 годы. Главный конструктор систем заправки криогенным топливом ракет-носителей космических кораблей М.Н. Веремьев в 1957 году, после запуска искусственного спутника Земли, стал лауреатом Ленинской премии. Позднее он награждался орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, золотой медалью С.П. Королева.

    Я хочу рассказать о его преемнике – Рудольфе Александровиче Зашляпине.

    Он родился 15 мая 1937 года в Нижнем Тагиле. Детские годы выпали на военное время, лишения тех лет коснулись и его семьи. Отец добровольцем ушел на войну, а мама Антонина Тимофеевна, учительница, как могла, тянула двух своих сыновей. Рудольф был в семье старшим.

    На "хорошо" и "отлично" Рудольф учился в школе №6 Нижнего Тагила, а затем на дневном отделении Уральского политехнического института.

    Юношей влюбился в технику раз и навсегда, увлекался водно-моторным спортом. После окончания института был принят конструктором в ОКБ–250.

    В то время коллектив бюро разрабатывал средства хранения и транспортировки жидкого кислорода с вакуумно-порошковой изоляцией для ракеты Р-9 наземного базирования, созданной С.П. Королевым. Параллельно с этой работой проектировалась и система заправки двигателей ракеты академика В.П. Глушко.

    Рудольф Александрович сразу же активно взялся за разработку этих двух систем, уже тогда показав себя ответственным и талантливым конструктором.

Рудольф Александрович Зашляпин    В тот же период времени ОКБ–250 начинает разработку криогенных изделий для жидкого водорода – чрезвычайно взрыво– и пожароопасного. С большими трудностями, но были созданы цистерны, в том числе и железнодорожная (емкостью 100 кубометров с рабочим давлением 6 атмосфер), для транспортировки водорода.

    Рудольф Александрович с 1967 года участвует и в разработке стационарной системы для заправки созданного С.П. Королевым комплекса "Союз".

    В те же годы ОКБ–250 разработало и систему заправки разгонного блока для выведения спутников непосредственного телевещания (СНТВ).

    Затем Рудольф Александрович назначается заместителем главного конструктора.

    В 1979 году ОКБ–250 стало называться УКБМ (Уральское конструкторское бюро машиностроения), началось самостоятельное существование на территории Уралвагонзавода.

    Вскоре разрабатываются новые железнодорожные цистерны для жидких кислорода, азота, аргона и отдельно для этилена. Начинается интересная работа по созданию криоплана на базе ТУ–155. Заправка баков самолета жидким водородом (а это отличное горючее) и жидким кислородом (окислителем) осуществлялась на испытательном полигоне в Жуковском. Криоплан в 1988 году перелетел на международный авиасалон в Ганновер (Германия) и совершил там показательные полеты. За эту успешную разработку криоплана Рудольф Александрович был удостоен почетного звания "Заслуженный конструктор Российской Федерации", он стал лауреатом премии правительства Российской Федерации.

    В 1986 году Мефодий Николаевич Веремьев, уходя на заслуженный отдых, передает бразды правления своему заместителю Рудольфу Александровичу Зашляпину, который не боялся взять огромную ответственность на себя. Важно еще и то, что рядом с ним всегда были единомышленники, каждый из них в полной мере чувствовал свою личную сопричастность ко всем начинаниям и свою ответственность за порученное дело так же обостренно, как и Рудольф Александрович. Коллектив УКБМ являл собою равноправное содружество энтузиастов. И этому содружеству оказались по плечу сложнейшие научные и технические задачи.

    Тогда в противовес американской многоразовой космической системе "Спейс-Шаттл" в нашей стране создавалась система "Энергия-Буран".

    Валентин Петрович Глушко стал главным конструктором этой системы.

    Для "Бурана" требовались особой чистоты жидкий водород и жидкий кислород (для системы энергопитания), а также переохлажденный жидкий кислород и жидкое углеводородное топливо для объединенной двигательной установки, осуществляющей маневрирование в космосе и посадку на Землю. В кратчайшие сроки были спроектированы и изготовлены системы, необходимые для выполнения этих задач, на изделии "Буран".

    Примечательно, что в день 50-летия Р.А. Зашляпина был произведен первый пуск ракеты "Энергия".

    Впечатляют характеристики этой ракеты – стартовая масса 2400 тонн, высота около 60 метров, максимальный диаметр около 20 метров.

    15 ноября 1988 года, в 6 часов московского времени, система "Энергия–Буран" отправилась в свой первый 205-минутный полет в беспилотном варианте, завершившийся блистательной посадкой корабля "Буран" на взлетно-посадочной полосе Байконура.

    Это был триумф всей ракетно-космической отрасли СССР.

    В 1990 году УКБМ было реорганизовано в УНПК КМ (Уральский научно–производственный комплекс криогенного машиностроения) во главе с директором – главным конструктором Р.А. Зашляпиным. На правах юридического лица предприятие входило в производственное объединение Уралвагонзавод.

    По программе "Конверсия" УНПК КМ было поручено создание варочных агрегатов для производства пива.

    Затем начались разработка и изготовление мини-пивзаводов, которые помогли коллективу выжить, ведь финансирование космических программ прекратилось в 1992 году.

"Энергия–Буран"    Тогда же конструкторы взялись за проектирование нефтеналивных цистерн для бензина и светлых нефтепродуктов, для метана и других продуктов, для сжиженной углекислоты.

    В те же годы коллективом УНПК КМ была спроектирована и изготовлена установка "Штурм" для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах парами жидкого азота. А для тушения пожаров в шахтах была разработана установка ГАС-100 на автомобильном ходу.

    К моменту развала СССР Индия создала ракетный двигатель, аналогичный самому мощному, использованному в ракете "Энергия", и начала строительство космического старта для ракеты с двигателями на жидких водороде и кислороде. Для огневых испытаний Индии потребовался криогенный стенд с комплексом испытательного оборудования. Он для Индии был успешно спроектирован тагильчанами в сжатые сроки.

    С 1994 года предприятие стало именоваться открытым акционерным обществом "Уралкриомаш".

    Спустя некоторое время начались и работы по проектированию единственного в мире газотурбовоза, который в скором будущем будет эксплуатироваться на Байкало-Амурской магистрали.

    Новая крупная работа началась в 1996 году. Еще в 1994 году РКК "Энергия" имени С.П. Королева (бывшее НПО "Энергия") предложила американской фирме "Боинг" создать плавучий космодром на экваторе (пуск ракет с экватора дешевле на 60 миллионов долларов) для украинско-российской ракеты "Зенит" с российским разгонным блоком. Родилось совместное международное предприятие "Морской старт" из фирм "Боинг", "Кварнер", РКК "Энергия" и КБ "Южное" (Украина). 28 марта 1999 года первый запуск ракеты "Зенит" был успешно произведен, и космический аппарат "Демостат" выведен на расчетную орбиту. Это был триумф инженерной мысли, триумф совместного предприятия "Си Лонч" и ОАО "Уралкриомаш".

    У Уралкриомаша хорошее будущее – будет создаваться наземное заправочное оборудование новых космических ракет "Ангара", "Энергия". Восточный космодром ждет командированных специалистов – тагильчан. Индия заказала несколько типов криогенных емкостей для жидкого водорода.

    В 2009 году в 72–летнем возрасте генеральный директор – генеральный конструктор ОАО "Уралкриомаш" Рудольф Александрович Зашляпин уступил свою должность, став главным конструктором.

    При награждениях орденами и медалями Рудольф Александрович всегда благодарил своих сотрудников.

    А наград у Р.А. Зашляпина немало. Это и золотая медаль С.П. Королева, медали К.Э. Циолковского, М.К. Янгеля – конструктора ракетных двигателей, медали академика М.В. Келдыша и Ю.А. Гагарина в честь 50-летия полета первого космонавта 12 апреля 1961 года, знак "Конструктор стрелкового оружия Калашников".

    Рудольф Александрович Зашляпин – автор 35 изобретений и является заслуженным изобретателем Российской Федерации. А еще он – почетный гражданин Дзержинского района Нижнего Тагила и почетный уралвагонзаводец. И, естественно, по мнению сослуживцев и коллег, достоин звания почетного гражданина Нижнего Тагила, города, который прославлен его вкладом в развитие криогенной техники.

Валентина МАКСИМОВА, бывший инженер-исследователь ОАО "Уралкриомаш".

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.05.2011.

Главный конструктор

    У всех главных конструкторов предприятий ракетно-космической промышленности есть общие черты: твердость в принятии решений и гибкость в поисках путей их реализации; способность мыслить реальными категориями и, с другой стороны, быть романтиком-мечтателем; безусловно широкий кругозор, глубина знаний и всепоглощающая преданность делу своей жизни.

    Таким и является Рудольф Александрович Зашляпин, главный конструктор ОАО "Уралкриомаш". Его жизнь – прекрасный пример того, каких высот может достичь специалист, если его интересы находятся в полном соответствии с требованиями эпохи, если он не только идет в ногу со временем, но и опережает время в своих свершениях.

    Рудольф Александрович родился 15 мая 1937 года в Нижнем Тагиле, после успешного окончания школы № 6 поступил на дневное отделение Уральского политехнического института им. С. М. Кирова. Учился на "хорошо" и "отлично" и в 1959 году, вернувшись в родной город молодым специалистом, начал свою карьеру в особом конструкторском бюро ОКБ-250.

    Главным конструктором ОКБ-250 был лауреат Ленинской премии Мефодий Николаевич Веремьёв. Он сплотил вокруг себя талантливых конструкторов, воспитал целую плеяду опытных криогенщиков - тогда криогенное машиностроение было новым направлением технической мысли. Смыслом жизни создателей новой техники стала постоянная напряженная работа ума, поиск оригинального решения технических проблем, совершенствование криогенных изделий, аналогов которым не было ни в стране, ни за рубежом.

    В эту дружную семью единомышленников, влюбленных в ракетную технику, пришел и выпускник УПИ Рудольф Зашляпин. В то время коллектив конструкторского бюро разрабатывал системы заправки криогенным топливом ракеты Р-9, созданной С. П. Королевым, и другой ракеты, созданной В.П. Глушко.

    Рудольф Александрович сразу же активно включился в эти работы, показав себя очень ответственным и очень талантливым конструктором. Мефодий Николаевич Веремьёв высоко его ценил и в 1986 году (тогда ему самому исполнилось 72 года) назначил своим преемником. Р. А. Зашляпин не побоялся взять на себя огромную ответственность. За все годы существования ОКБ-250 (а оно было организовано в 1954 году) разработаны тысячи изделий криогенной техники. Они олицетворяют собой триумф инженерной мысли. Кстати, слово "инженер" в переводе с латинского означает "изобретательный", "способный". В Год истории, отмечаемый сейчас в России, стоит вспомнить, что в 1712 году Петр Первый основал инженерную школу.

    Порой создается такая ситуация, когда конструктор готов подтвердить правильность своего технического решения личным участием в очень опасных испытаниях, и это сродни подвигу. Так было с цистерной ЖВЦ-100 для жидкого водорода – взрыво- и пожароопасного горючего ракетных двигателей. В случае внезапной потери вакуума существует опасность нарушения целостности наружной оболочки цистерны, так как при разгерметизации начинается интенсивный приток тепла, водород вскипает, а дальше – неминуемый взрыв огромной разрушительной силы.

Рудольф Александрович – автор 35 изобретений, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный конструктор и лауреат Государственной премии    Требовалось создать такие предохранительные устройства, конструкция которых обеспечивала бы необходимую пропускную способность сброса водорода в аварийной ситуации. Такие устройства были спроектированы, изготовлены и испытаны на полигоне близ города Куйбышев. Очень опасные испытания с реальной разгерметизацией изделия требовали личного мужества всех присутствовавших. Главный конструктор был в их числе.

    В 1992 году финансирование ракетно-космической отрасли было прекращено. Рудольф Александрович брался за любую работу, лишь бы не допустить массового увольнения сотрудников. Титаническими усилиями предприятие удалось сохранить, что тоже сродни подвигу.

    Жизнь каждого человека – мгновение с точки зрения вечности. 75 лет жизни – это 2, 367 Гигасекунды, и эти две Гигасекунды прожиты Рудольфом Александровичем красиво и с огромной пользой для Отечества. Молодым специалистам, ныне приходящим в ОАО "Уралкриомаш", есть, с кого брать пример, есть идеал, к которому надо стремиться. Необходимо помнить девиз Сергея Павловича Королева: "Жить просто – нельзя, жить надо с увлечением". Всем творческим личностям, а значит, будущим творцам новой техники посвятил Ромен Роллан такие строки: "Все радости жизни – в творчестве. Творить – значит убивать смерть".

    За 53 года конструкторской деятельности Р. А. Зашляпина были разработаны десятки грандиозных проектов. Это и заправка системы энергопитания лунника Н-1 жидким кислородом и жидким водородом особой чистоты; это и заправка жидким водородом единственного в мире криоплана ТУ-155; это и заправочные системы проекта "Энергия-Буран".

    Символично, что в день 50-летия Рудольфа Александровича был произведен первый пуск ракеты "Энергия". Впечатляет характеристика этой ракеты: стартовая масса 2400 тонн, высота около60 метров, максимальный диаметр около20 метров. Первая ступень – четыре боковых блока, вторая ступень – центральный блок, имеющий четыре двигателя с тягой 148 тонн каждый. Суммарная мощность двигателей ракеты "Энергия" поражает воображение – 125 000 Мегаватт. Ракета заправляется криогенным топливом – жидким водородом и жидким кислородом. Масса топлива – 2000 тонн. Ракета может вывести на орбиту более 100 тонн полезного груза. Блестяще был исполнен проект единственного в мире газотурбовоза, в 1996 году началась крупная работа по освоению пусков ракеты "Зенит" с плавучего космодрома на экваторе (международный "Морской старт" с участием американской фирмы "Боинг", норвежской "Кварнер", КБ "Южное" (Украина).

    К моменту развала Советского Союза Индия создала ракетный двигатель, аналогичный самому мощному, который использовался в ракете "Энергия", и начала строительство космического старта для сверхмощной ракеты-носителя с двигателями на жидких водороде и кислороде. Для огневых испытаний и отработки водород-кислородного двигателя Индии потребовался криогенный стенд. Комплекс испытательного оборудования (КИО) был успешно спроектирован и изготовлен. Оборудование КИО было поставлено в согласованные сроки, смонтировано и сдано в эксплуатацию.

    Все это этапы большого пути, пройденного коллективом ОАО "Уралкриомаш" во главе с его главным конструктором Р. А. Зашляпиным.

    В коллективе всегда царили единение, сплоченность, дружелюбие, поощрялись инициативность, свободомыслие в научном споре. Поэтому создание образцов новой техники сопровождалось множеством изобретений.

    Сам Рудольф Александрович – автор 35 изобретений. Он и "Заслуженный изобретатель Российской Федерации", и "Заслуженный конструктор", и лауреат Государственной премии. Он - сын участника Великой Отечественной войны, грудь его отца украшают ордена и медали. Так же и сын за выдающиеся заслуги в области отечественной криогеники удостоен множества орденов и медалей.

    Академией наук СССР в 1966 году была учреждена настольная золотая медаль Сергея Павловича Королева за выдающиеся работы в области ракетной техники и космонавтики. Этой медалью отмечен и Рудольф Александрович Зашляпин, как и золотой медалью К.Э. Циолковского. Он награждался и медалями М.В. Келдыша – президента Академии наук СССР с 1961 по 1975 год, М.К. Янгеля – главного конструктора ракетно-космических систем "Интеркосмос", В.П. Глушко – академика, конструктора ракетных двигателей, Ю. А. Гагарина – в честь 50-летия полета первого космонавта, и другими памятными знаками отличия.

    В Год истории память возвращает нас в прошлое, в том числе и космонавтики.

    Сергей Павлович Королев (1907-1966) – последователь идей К.Э. Циолковского и Ф.А. Цандера, заложил в нашей стране основы ракетно-космической техники, а затем и обеспечивал ее интенсивное развитие, претворив в жизнь дерзновенную мечту основоположников-теоретиков космонавтики.

    Гигантскую работу по созданию ракетно-космической промышленности для освоения околоземных пространств нельзя было осилить без единомышленников, соратников, также преданных идеям Константина Эдуардовича Циолковского. Такими были Мстислав Всеволодович Келдыш, Валентин Петрович Глушко, Михаил Кузьмич Янгель, Николай Алексеевич Пилюгин, Владимир Николаевич Челомей, Алексей Михайлович Исаев, Константин Давыдович Бушуев, Владимир Павлович Бармин.

    Был верным соратником Королева и тагильчанин Мефодий Николаевич Веремьёв, достойным продолжателем дела которого является Рудольф Александрович Зашляпин.

    Невольно вспоминается выражение Алексея Толстого: "Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз, как сталь".

Валентина Ивановна МАКСИМОВА, ветеран труда ОАО "Уралкриомаш".

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №18(67) от 24.05.2012.

 

 

Главная страница