Живой классик танкостроения

"Сколько себя помню, всегда хотел стать конструктором!"

Леонид Николаевич КАРЦЕВ.

    21 июля 2012 года исполнилось 90 лет Леониду Николаевичу Карцеву, бывшему главному конструктору танкового конструкторского бюро, ныне Уральского КБ транспортного машиностроения корпорации УВЗ. Он был назначен на высокую должность в марте 1953 года в возрасте 31 года и стал самым молодым в истории отечественного танкостроения главным конструктором КБ.

    Сегодня этот неординарный человек, которого за большой вклад в создание образцов бронетанковой техники 1, 2-го послевоенных поколений признали одним из лучших танковых конструкторов второй половины XX столетия, на заслуженном отдыхе. Генерал-майор-инженер Карцев живет в Москве. Но уралвагонзаводцы помнят и гордятся его разработками.

Начало пути

    Когда в 1949 году 27-летний Леонид Карцев пришел в танковое КБ, у него за плечами уже был большой жизненный опыт. Танкист. Прошел всю войну. Призвали в 41-м, сначала с отличием закончил Саратовское танковое училище, а потом – в бой. Служил в действующих войсках техником по ремонту боевых машин на 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в Проскурово-Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. Сразу после Победы в 1945 году стал слушателем военной Академии БТ и MB имени И.В. Сталина. Закончил ее с золотой медалью и в числе лучших выпускников был направлен в тагильское танковое КБ.

    Тогда в этом небольшом коллективе шла работа над созданием самого современного танка – Т-54. Здесь трудились поразительно талантливые люди – элита танковой мысли, а само конструкторское бюро было местом передовых идей. Что означало для молодого специалиста такое место работы, можно только догадываться.

    Карцев попал в группу трансмиссии. Его первым заданием стал расчет планетарного механизма поворота танка, который молодой инженер выполнил всего за две недели. Отлично! Руководитель группы остался доволен результатами работы, и Карцев был зачислен в штат КБ.

Под счастливой звездой

Л.Н. Карцев. 1970 год    Имея высокую теоретическую подготовку, обладая хорошей памятью и ярко выраженными конструкторскими способностями, Карцев быстро вырос в высококвалифицированного специалиста. В 1951 году, когда главный конструктор Морозов – один из создателей легендарного Т-34, вернулся на Родину в Харьков, КБ почти на два года осталось без руководителя. И тогда молодому и успешному конструктору Карцеву позвонил директор Уралвагонзавода Иван Васильевич Окунев и сказал: "Леонид Николаевич, с завтрашнего утра садись в кресло Морозова, будешь главным!" Так началась карьера Карцева в качестве главного конструктора прославленного нижнетагильского КБ. Период его 16-летней деятельности в должности главного конструктора стал наиболее плодотворным в послевоенном отечественном танкостроении.

Замечательная эпоха Карцева

    "Худощавая фигурка с тонкой шеей, по-юношески торчащей из генеральского мундира. Генерал был черноволос, на его тощем лице глубоко сидели близко расположенные к носу темно-карие глаза. Неторопливая речь с протяжным полудеревенским произнесением слов и обилием простонародных выражений выдавали его происхождение из российской глубинки", - таким Леонид Николаевич Карцев запомнился сослуживцам, таким его описал в своих воспоминаниях Петр Кириченко – коллега по ГБТУ.

    Ветераны КБ вспоминают, что был он целеустремлен и настойчив в достижении цели. Мог объективно оценивать возможности завода при реализации принятых конструктивных и технологических решений. А о его обостренном чувстве нового, даре видения перспектив развития танкостроения и боевого применения танков до сих пор ходят легенды.

    Совершенствовать созданное, творить новое – под таким девизом трудилось КБ в то время. В период с 1953 года по 1969 год под руководством Карцева были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, а девять из них – приняты в серийное производство. В том числе боевые машины Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, Т-62К и их модификации. Танки Т-54/Т-55, помимо Советского Союза, были приняты на вооружение десятков стран мира и принимали участие во множестве локальных конфликтов, по праву заслужив славу лучших в середине XX века. До сих пор они вместе с Т-62 составляют ударную силу сухопутных войск многих государств. Однако Государственную премию Карцев получил за разработку и внедрение истребителя танков ИТ-1. Созданный тагильскими инженерами-конструкторами "Дракон" попросту не имел аналогов в мире.

Группа ведущих специалистов танкового КБ Уралвагонзавода. 1968 год.

Группа ведущих специалистов танкового КБ Уралвагонзавода. 1968 год.

    Один из историков танкостроения сказал: "Танков Карцева нет только в Антарктиде!" В самые тяжелые годы противостояния "холодной" войны костяк российских сухопутных сил составляли танки – его танки. Его машины воевали и до сих пор воюют по всему миру!

Секрет успеха

    У Леонида Николаевича было кредо: лучшее – враг хорошего. В его представлении машина должна была быть простая, технологичная и надежная. Для воплощения этого он черпал идеи повсюду и грамотно трансформировал их на родном Уралвагонзаводе. Был бесстрашным, по-хорошему дотошным и очень настойчивым. Постоянно находился в командировках – то в Москве, то в Питере, то в Харькове. По приезде докладывал Окуневу:

    - В Ленинграде занимаются газотурбинным двигателем.

    - Подбирай людей, создавай отдел.

    - Так деньги же!

    - Не твоя забота! Окунев вызывал главного бухгалтера и приказывал:

    - Открой заказ Карцеву на новую работу!

    В то время это было просто фантастикой, но все самые здравые технические идеи Окунев поддерживал до конца.

    Наряду с выдающимися инженерными способностями Леонид Николаевич проявлял недюжий организаторский талант и умение работать с людьми, с коллективом. Он не был кабинетным работником. Всегда ходил по отделам, передвигаясь особенной походкой - трусцой, вел беседы с конструкторами о том, как идет проектирование, какие проблемы возникают. Знал каждый уголок в своем КБ и каждого человека, здесь работающего.

    Прекрасно понимая прописную истину, что кадры решают все, нередко сам ходил по ведущим учебным заведениям страны, выискивая для своего КБ выдающиеся умы. Он создал ядро, в составе которого не считаясь ни со временем, ни с трудностями, трудились настоящие профессионалы своего дела. Но при этом они умели и отдыхать.

Л.Н. Карцев во время своего последнего визита в Нижний Тагил в 2004 году. Открытие памятника создателям танка Т-72.

Л.Н. Карцев во время своего последнего визита в Нижний Тагил в 2004 году. Открытие памятника создателям танка Т-72.

    В отделе была замечательная волейбольная команда. Люди увлекались лыжами и туризмом, а самодеятельные концерты сотрудников КБ собирали полные залы заводского Дворца культуры. Карцев этим гордился. "В самодеятельности я видел средства, повышающие общий тонус и сплоченность коллектива, что, по-моему, должно сказываться на повышении результатов основной работы", - так писал сам Карцев. - "Когда человек сидит не только за кульманом и чертежами, а еще и поет или занимается танцами, это и сплачивает коллектив, и развивает его".

Самый демократичный конструктор

    Обладая прекрасным чувством юмора, Леонид Николаевич очень любил розыгрыши и сам нередко шутил над своими подчиненными. При этом, занимая высокий пост, был очень скромным человеком. На любое выездное мероприятие мог приехать на электричке, в то время как другие главные конструкторы – только на машинах. Очень любил заводские хоккей и футбол. Не пропускал ни одного матча.

    О том, что Карцев был самым демократичным главным конструктором, знали все, и каждый из подчиненных мог обратиться к нему за помощью. Он был единственным конструктором, который не боялся наличия рядом с собой в КБ талантливых людей.

    При этом обладал ярким, независимым характером. Не боялся спорить даже с лицами высшего партийно-государственного руководства страны. Особенно в тех случаях, когда руководящее лицо позволяло себе давать указания конструкторского плана. Был случай, когда Карцев вступил в спор даже с секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым.

Время перемен

    В конце 60-х годов в КБ шла большая работа над объектом 172. Будущее за ракетно-пушечными бронемашинами, считал Карцев. Однако Иван Федорович Крутяков, сменивший Окунева на посту директора Уралвагонзавода, с этим утверждением согласен не был и настаивал на харьковской машине. Тем не менее тагильчане под руководством Карцева продолжали собственные разработки.

    Время показало, что Леонид Николаевич был прав. Танк Т-72, созданный на базе объекта 172, стал не только знаковым в истории отечественного танкостроения, но и был признанным самым массовым в XX веке. Но в 1969 году разногласия и непонимание между Карцевым и Крутяковым оказались непреодолимыми. Они вынудили Леонида Николаевича покинуть любимое КБ, Уралвагонзавод и Нижний Тагил. Он перевелся на должность заместителя председателя научно-технического комитета Главного бронетанкового управления Министерства обороны (НТК ГБТУ МО) в Москве, что, однако, не мешало ему помогать тагильчанам в доводке машины, в организации и проведении ее испытаний.

    - Я патриот Нижнего Тагила и Уралвагонзавода, - так всегда говорил про себя Леонид Николаевич. И вся его жизнь тому подтверждение. В конце 60-х годов XX столетия он не просто заложил концептуальную идею нового танка, он заложил основу отечественного танкостроения. Концепцию, которая применяется и по сей день и по праву считается одной из лучших в мире.

Николина БОГДАНОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 19.07.2012; газета "Тагильский вариант", №26 (75) от 18.07.2012; газета "Машиностроитель" от 20.07.2012, №28.

Выдающемуся конструктору УВЗ 90 лет

    Легенда российского танкостроения Леонид Карцев отпраздновал 90-летний юбилей. Признанный одним из лучших танковых конструкторов второй половины XX столетия, он возглавлял танковое КБ Уралвагонзавода (ныне Уральское КБ транспортного машиностроения) в 1953-1969 годы. Со знаменательной датой ветерана поздравили руководители корпорации "УВЗ" и УКБТМ. А на Уралвагонзаводе стартовал цикл мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею этого выдающегося конструктора.

    "Я патриот Нижнего Тагила и Уралвагонзавода", - так сам про себя всегда говорил Леонид Карцев. Он был назначен на высокую должность в марте 1953 года в 31 год и стал самым молодым в истории отечественного танкостроения главным конструктором. Под его руководством были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, девять из которых приняты в серийное производство. В том числе - боевые машины Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, Т-62К и их модификации, а также первый в мире истребитель танков ИТ-1. До сих пор его танки составляют ударную силу сухопутных войск многих государств мира. А один из историков танкостроения, оценивая вклад конструктора, сказал: "Танков Карцева нет только в Антарктиде!".

    Кроме того, в конце 60-х годов прошлого столетия Леонид Карцев заложил концептуальную идею нового танка " Т-72, ставшего впоследствии одним из самых массовым в 20-м веке, и создал концепцию отечественного танкостроения, которая применяется до сих пор, считаясь одной из лучших в мире.

    Литература: Накануне.ру, 23.07.2012

Уралвагонзавод отметил 90-летие папы самого массового танка в мире

    Под руководством Леонида Карцева были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, в том числе Т-55 и ряд модификаций Т-54.

    Леонид Карцев отпраздновал свой 90-летний юбилей 21 июля 2012 года. Признанный одним из лучших танковых конструкторов второй половины XX столетия, он возглавлял танковое КБ Уралвагонзавода (ныне Уральское КБ транспортного машиностроения) с 1953 по 1969 год. Под его руководством были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, девять из которых выпускались серийно, причем некоторые " рекордными сериями. В частности, Л. Карцев руководил работой над машинами Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А. Согласно мнению военных историков, танк семейства T-54/55 стал самым массовым за всю историю танкостроения. Кроме того, в активе Леонида Николаевича " разработка машин Т-62, Т-62А, Т-62К и их модификаций, а также первого и единственного в мире серийного ракетного танка ИТ-1 (ракеты являются основным его оружием). В конце 60-х годов прошлого столетия Карцев заложил концептуальную идею нового танка " Т-72. После отъезда из Нижнего Тагила он работал в Москве в аппарате Министерства обороны, научно-исследовательском институте двигателей.

    Литература: Уралинформбюро, 24.07.2012.

Леонид Карцев – эпоха в танкостроении

    В Нижнем Тагиле отмечают юбилей конструктора, стоявшего у истоков создания легендарного Т-72.

    21 июля 2012 года исполняется 90 лет Леониду Николаевичу Карцеву, бывшему главному конструктору танкового конструкторского бюро, ныне это - Уральское КБ транспортного машиностроения корпорации "УВЗ".

    Он был назначен на высокую должность в марте 1953 года в возрасте 31 года и стал самым молодым в истории отечественного танкостроения главным конструктором КБ.

    Леонида Карцева за большой вклад в создание в послевоенный период образцов бронетанковой техники первого и второго поколения по праву считают одним из лучших танковых конструкторов второй половины XX столетия. Генерал-майор-инженер Карцев сегодня на заслуженном отдыхе, живёт в Москве. Но уралвагонзаводцы помнят и гордятся его разработками.

    Когда в 1949 году 27-летний Леонид Карцев пришёл в танковое КБ, у него за плечами уже был большой жизненный опыт: танкист, он прошёл всю войну.

    Тогда в этом коллективе шла работа над созданием танка Т-54. Здесь трудились поразительно талантливые люди - элита танковой мысли, а само конструкторское бюро было кузницей передовых идей. Что означало для молодого специалиста такое место работы, можно только догадываться.

    Имея высокую теоретическую подготовку, обладая хорошей памятью и ярко выраженными конструкторскими способностями, Карцев быстро вырос в высококвалифицированного специалиста. В 1951 году, когда главный конструктор Морозов, один из создателей легендарного Т-34, уехал в Харьков, КБ почти на два года осталось без руководителя. И тогда молодому и успешному конструктору Карцеву позвонил директор Уралвагонзавода Иван Васильевич Окунев и сказал: "Леонид Николаевич,с завтрашнего утра садись в кресло Морозова, будешь главным!" Так началась карьера Карцева в качестве главного конструктора прославленного нижнетагильского КБ. Период его шестнадцатилетней деятельности в должности главного конструктора стал наиболее плодотворным в послевоенном отечественном танкостроении.

    Совершенствовать созданное, творить новое - под таким девизом трудилось КБ в то время. В период с 1953 года по 1969 год под руководством Карцева были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, а девять из них - приняты в серийное производство. В том числе -боевые машины Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, Т-62К и их модификации. Танки Т-54 и Т-55, помимо Советского Союза, приняли на вооружение десятки стран мира. Они по-праву считаются лучшими бронированными машинами середины XX века.

    В конце 60-х годов в КБ развернулась большая работа над объектом 172. Будущее за ракетно-пушечными бронемашинами, считал Карцев. Однако Иван Фёдорович Крутяков, сменивший Окунева на посту директора Уралвагонзавода, с этим утверждением согласен не был и настаивал на харьковской машине. Тем не менее тагильчане под руководством Карцева продолжали собственные разработки.

    Время показало, что Леонид Николаевич был прав. Танк Т-72, созданный на базе объекта 172, стал не только знаковым в истории отечественного танкостроения, но и был признан самым массовым в ХХ веке. Но в 1969 году разногласия и непонимание между Карцевым и Крутяковым оказались непреодолимыми. Они вынудили Леонида Николаевича покинуть любимое КБ, Уралвагонзавод и Нижний Тагил. Он перевёлся на должность заместителя председателя научно-технического комитета Главного бронетанкового управления Министерства обороны (НТК ГБТУ МО) в Москве, что, однако, не мешало ему помогать тагильчанам в доводке машины, в организации и проведении её испытаний.

    -Я патриот Нижнего Тагила и Уралвагонзавода, - так сам про себя всегда говорил Леонид Николаевич.

Николина БОГДАНОВА.

    Литература: Газета "Областная газета" от 21.07.2012.

Легендарному конструктору - орден Почета

    Леонид Карцев, выдающийся конструктор отечественных бронемашин, более 10 лет возглавлявший Уральское КБ транспортного машиностроения корпорации "УВЗ", награжден орденом Почета. Высокой награды человек, давно ставший легендой российского танкостроения, удостоен за вклад в развитие отрасли и в связи с 90-летним юбилеем.

    Из-за неважного самочувствия Леонида Николаевича церемония вручения прошла не в Кремле, а в госпитале, однако от этого она не стала менее значимой и торжественной.

    Орден Почета ветерану вручил генерал-полковник Сергей Маев, не один год возглавлявший Главное автобронетанковое управление Министерства обороны РФ, а ныне председатель Центрального Совета ДОСААФ и член совета директоров научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод". Поздравить конструктора с государственной наградой пришли также представители Уральского КБ транспортного машиностроения и дивизиона спецтехники УВЗ.

    Для УВЗ Карцев – знаковая личность. Он стоял во главе нижнетагильского танкового КБ (теперь УКБТМ) в период с 1953 по 1969 годы. Под руководством Леонида Николаевича были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, девять из которых приняты в серийное производство. В том числе боевые машины Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, Т-62К и их модификации, а также первый в мире истребитель танков ИТ-1. До сих пор эти танки составляют ударную силу сухопутных войск многих государств мира.

    Кроме того, в конце 60-х годов прошлого столетия Карцев заложил концептуальную идею нового танка – Т-72, ставшего впоследствии самым массовым в XX веке, и создал концепцию отечественного танкостроения, которая применяется по сей день и по праву считается одной из лучших в мире.

    После своего отъезда в Москву знаменитый конструктор неоднократно бывал в Нижнем Тагиле. Последний раз – на открытии памятника создателям "семьдесятдвойки". Всегда помнят о Карцеве и в корпорации. В день 90-летия Леонид Николаевич принимал поздравления от руководства УВЗ. Самое активное участие Уралвагонзавод принял и в подготовке и установке танка-памятника Т-62 в родном селе ветерана – Скомово, расположенном в Ивановской области.

    Огромный вклад Карцева увековечен в музее истории Уралвагонзавода, в экспозиции которого выставлены его личные вещи, а также чертежи, техническая документация и многие другие уникальные экспонаты.

Пресс-служба УВЗ.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №1(96) от 17.01.2013; газета "Тагильский рабочий" от 12.01.2013; газета "Машиностроитель", №2, 18.01.2013.

Гений танковых наук

    13 апреля 2013 года в Москве скончался Леонид Николаевич Карцев – один из самых выдающихся, и результативных творцов российского оружия, более пятнадцати лет возглавлявший знаменитый отдел 520 Уралвагонзавода, нынешнее Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. Созданные им танки, а в их числе Т-54, Т-55, Т-62, являются таким же брендом российского оружия второй половины XX столетия, как автомат Калашникова, самолеты Ту и Миг, ракеты Королева и Янгеля.

    Памяти гения танковых войск, а именно так назвала Карцева газета "Красная звезда", посвящен этот материал.

Монумент, центральной частью которого стал танк со скромной надписью на постаменте: "Танк Т–62. Главный конструктор Л. Н. Карцев".

Монумент, центральной частью которого стал танк со скромной надписью на постаменте: "Танк Т–62. Главный конструктор Л. Н. Карцев".

    В условиях биполярного мира и так называемой "холодной войны", когда на вызовы стран НАТО надо было быстро находить адекватные и упреждающие ответы, Леонид Николаевич оказался, что называется, человеком на своем месте. Его выдающиеся конструкторские способности, смелость в принятии и отстаивании прогрессивных решений (чего стоит только его жесткая дискуссия с Н.С. Хрущевым о месте и роли танков в тактике и стратегии современных войн – немногие на такое отваживались), обостренное чувство нового и глубина предвидения путей развития мирового танкостроения позволили Карцеву создать самые эффективные и массовые броневые машины. По своим боевым и техническим характеристикам они превосходили все, что было в арсеналах западных армий, и сыграли заметную роль в предотвращении глобальных военных катастроф.

    Всего танков Карцева в различных модификациях было выпущено более ста тысяч штук. Это сопоставимо с числом танков, изготовленных в мире после Второй мировой войны. Причина феномена – простота и надежность в эксплуатации тагильской бронетехники и ее высочайшая боевая эффективность...

    В Нижнем Тагиле Л.Н. Карцев, участник Великой Отечественной войны, появился в 1949 году, после окончания с отличием бронетанковой академии. Его откомандировали на Уралвагонзавод, конструкторское бюро которого в то время возглавлял один из создателей легендарной "тридцатьчетверки" А.А. Морозов. Бюро тогда покидали многие конструкторы, возвращавшиеся на "малую родину" – в Харьков. Нельзя сказать, что КБ оказалось обескровлено, но дефицит квалифицированных кадров был весьма существенным. Впрочем, ряд ведущих специалистов (и каких!) остался – Б.А. Черняк, В.К. Байдаков, А.И. Шпайхлер, В.Я. Курасов, И.А. Набутовский, А.В. Колесников. Последний, в качестве и.о. главного конструктора, начал "доводить до ума" брошенный Морозовым Т-54.

    Даже в этом созвездии талантливых специалистов Леонид Николаевич выделялся масштабом творческого потенциала и уникальным качеством – конкретной, действенной человечностью. Уже в марте 1953 года его назначили главным конструктором Уралвагонзавода по танкостроению. Карцеву в то время был всего 31 год, и он оказался самым молодым среди главных конструкторов танковых бюро СССР.

    Цепкий ум, ясное видение цели и путей ее достижения, большой жизненный опыт, неиссякаемый оптимизм, умение работать с творческим вдохновением заражали окружающих энтузиазмом. Это позволило Леониду Николаевичу сплотить вокруг себя коллектив единомышленников и в кратчайшие сроки буквально создать но–вое КБ с высочайшим интеллектуальным потенциалом. В нем сочетались опыт "харьковских стариков", яростный напор "академиков" и творческий задор талантливых выпускников лучших вузов страны – В.М. Быстрицкого, Ю.П. Костенко, Л.С. Долгова, Ю.Г. Ганчо, С.П. Петракова и многих других.

 

     

Леонид Николаевич Карцев.

Леонид Николаевич Карцев.

    Процесс создания грозной бронетехники многогранен, он включает в себя проектирование, конструирование, испытания и экспериментальную отработку. Конечный результат – постановка танка на серийное производство. И за каждым этапом стоят конкретные люди. Талант главного конструктора не только в том, чтобы генерировать новые идеи, но и в том, чтобы создавать вокруг себя творческую атмосферу, в которой с полной отдачей работают все. Леониду Николаевичу удавалось это в полной мере.

    Карцев, как неоспоримый лидер, в силу своих незаурядных человеческих и профессиональных качеств пользовался в КБ всеобщим уважением. "Главный попросил" – звучало больше чем приказ, это была просьба, не выполнить которую никто из коллег не мог себе позволить.

    Именно Карцев создал замечательную школу уральского, тагильского танкостроения. Именно он автор теории эволюционного развития бронетехники, блестяще подтвержденной практическими результатами и оказавшей существенное влияние на мировые тенденции. Именно Леонид Николаевич в начале 60-х годов прошлого столетия своим "проектом Т-62Б" заложил прорывную, концептуальную идею нового танка – от легендарной "семьдесятдвойки" до "летающего" Т-90.

    Леонид Николаевич прожил 90 лет. Скромно оставаясь в тени, незаслуженно забытый, он, несмотря на трагедийную, почти шекспировскую канву своей жизни, был счастливым человеком. Ведь далеко не каждому творцу при жизни доводится убедиться в правоте своих идей и прозрений.

    На исходе дней Карцев получил до слез трогательную награду – в его честь и в ознаменование заслуг перед Отчизной в конце 2012 года на "малой родине" конструктора, в селе Скомово Гаврило-Посадского района Ивановской области, был воздвигнут монумент, центральной частью которого стал танк со скромной надписью на постаменте: "Танк Т-62. Главный конструктор Л.Н. Карцев".

Виктор ЯМОВ, член Союза журналистов России.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.04.2013.

Здесь жил выдающийся конструктор

    21 июля 2014 года Леониду Карцеву исполнилось бы 92 года. В день его рождения открыта мемориальная доска. Ее разместили на доме № 9 по проспекту Вагоностроителей, в котором некогда жил выдающийся конструктор.

    Леонид Карцев стал преемником Александра Морозова – одного из создателей "тридцатьчетверки". В 1953 году он заменил его на посту главного конструктора Уралвагонзавода. Карцеву только-только исполнился 31 год.

    – На вид это был худенький черноволосый мальчишка, – делится впечатлениями от первой встречи с Карцевым ветеран УКБТМ Герман Моргунов. – Разговаривал с простонародным акцентом, кричал в трубку "Крацер слушает!" Я был поражен. Ожидал увидеть нечто громадное, величественное. Мне довелось поработать со многими конструкторами, и все они были совершенно противоположными людьми. Карцев – человек-открытие. Его главный талант заключался в умении мгновенно схватывать новые идеи.

    В 1941 году Леонид Карцев закончил Саратовское танковое училище. Воевал, дошел до Берлина, был награжден орденом Красной Звезды. После войны закончил Академию бронетанковых войск и в 1949 году пришел работать на Уралвагонзавод. Под его руководством разработано 26 образцов бронетанковой техники, девять приняты в серийное производство. Среди них – танки Т-55, Т-62, первый в мире истребитель танков ИТ-1. В конце 60-х именно он заложил конструкторскую основу танка Т-72, признанного лучшим танком второй половины XX века.

    За 16 лет работы в должности главного конструктора Леониду Николаевичу удалось невозможное. Несмотря на то, что разработанные под его руководством образцы уже имеют почтенный возраст, они до сих пор востребованы и стоят на вооружении во многих странах мира.

    – Не перестаю удивляться масштабу мыслей людей, которые прошли войну, разруху и репрессии. Каждый человек должен гордиться тем, что в Нижнем Тагиле жили и до сих пор живут такие люди, – сказал первый заместитель главы администрации города Владислав Пинаев.

    Леонида Карцева отличали интуиция, дерзость в принятии решений. Он следовал девизу "Совершенствовать собственное, творить новое". Трепетно и аккуратно относился к кадрам, понимая, что они решают все. Лично объезжал учебные заведения и сумел создать коллектив единомышленников. Люди трудились за идею, не считаясь со временем и трудностями. Но и отдыхать умели. По воспоминаниям председателя совета ветеранов УКБТМ Виктора Тумасова, в КБ были хорошие волейбольная, баскетбольная, футбольная команды. Занимались лыжами, туризмом. А о самодеятельности ходили легенды, своих героев знала вся Вагонка.

Мемориальная доска на доме № 9 по проспекту Вагоностроителей, в котором некогда жил выдающийся конструктор.

Мемориальная доска на доме № 9 по проспекту Вагоностроителей, в котором некогда жил выдающийся конструктор.

    В церемонии открытия мемориальной доски также приняла участие семья Леонида Карцева. Из Москвы приехали его дочь Галина Леонидовна, внучка и правнучка.

    – Основной вехой своего жизненного пути папа считал Нижний Тагил, – рассказала Галина Карцева. – Воспоминания о былом времени вызывали у него только теплые чувства. В конце жизни он сказал: "А интересную жизнь я прожил".

    Еще Галина Леонидовна добавила, что дома отец любил всех и вся, ни в чем не отказывал. Родные не слышали, чтобы он хоть раз повысил голос.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.07.2014.

Гвардии главный конструктор

    21 июля 2014 года в торжественной обстановке в Нижнем Тагиле была открыта мемориальная доска на доме № 9 по проспекту Вагоностроителей, в котором многие годы жил гвардии генерал-майор Леонид Николаевич Карцев, человек-эпоха, один из самых выдающихся и результативных творцов российского оружия, гений танковых наук, именно так характеризовала Карцева газета "Красная звезда".

    Более пятнадцати лет, с 1953 года, Л.Н. Карцев возглавлял знаменитое КБ-520, нынешнее Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения.

    Танки Карцева – Т-54А/Б; Т-55/А и Т-62, являются брендом российского оружия наряду с "трехлинейкой" Мосина, пистолетом Токарева, "тридцатьчетверкой" Кошкина, автоматом Калашникова, самолетами ТУ и МИГ, ракетами Королева и Янгеля.

Леонид Николаевич Карцев

    В условиях биполярного мира и так называемой "холодной войны", когда на вызовы стран НАТО было необходимо быстро находить адекватные и упреждающие ответы, его выдающиеся способности, смелость в принятии и отстаивании прогрессивных решений, обостренное чувство нового и глубина предвидения путей развития мирового танкостроения позволили ему создать самые эффективные и массовые танки, которые по своим высочайшим боевым и техническим характеристикам превосходили все, что было в арсеналах армий Запада.

    Долгие годы о Карцеве знали немногие, но его танки сыграли заметную роль в предотвращении глобальных военных катастроф, повлияли на исход многих локальных кризисов и даже изменили стратегию международной дипломатии.

    Как ни один танк в мире в послевоенный период, эти машины, созданные Л. Н. Карцевым и его коллегами, имеют богатую боевую "биографию", победоносно участвовали в большинстве локальных конфликтов нового времени и до сих пор состоят на вооружении более 50 государств на всех континентах.

    Представьте себе – всего танков этого семейства различных модификаций было выпущено более 100 000 единиц, что сопоставимо с числом всех танков, изготовленных в мире после Второй мировой войны, а по надёжности и боевой долговечности, по массовости и боевой эксплуатации в категории бронетанковой техники его танкам вообще нет аналогов в мире. По непонятным причинам этот фантастический результат творчества Карцева до сих пор не включен в Книгу рекордов Гиннеса.

    Не следует забывать и тот факт, что на протяжении шестидесяти лет, с 1954 по 2014-й, танки Карцева состояли на вооружении Советской/Российской армии. Кстати, их ровесники по времени создания – самолёты, автомобили и танки, сейчас можно найти только в качестве раритетных экспонатов в музеях и частных коллекциях, а Т-54/Т-55 и Т-62 до сих пор находятся на боевом посту в десятках стран мира.

    Значительна заслуга Леонида Николаевича и в том, что после массового исхода на малую родину – в Харьков, ключевых конструкторов во главе с А. А. Морозовым он на руинах обескровленного КБ сумел в кратчайшие сроки сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, где создавались не только танки, но и новаторские традиции, до сих пор питающие новое поколение легендарного конструкторского бюро.

Слева направо – пятый Л. Н. Карцев, первый, второй, девятый – заместители Главного конструктора В.К. Байдаков, П.П. Васильев, И.С. Бушнев, шестой, седьмой, одиннадцатый – начальники отделов Д.Ф. Таратин, В.Я. Курасов, В.Б. Рождественский, транспарант несут конструкторы И.Г. Дерновский и В.Ф. Симко. Тагильчанам, вышедшим в этот солнечный майский день на праздничную демонстрацию, невдомек, что этим "дядькам", идущим под транспарантом "За мир во всем мире", они во многом обязаны мирным небом над головой. Фото 1959 года из архива ветерана УКБТМ Г. А. Моргунова.

Слева направо – пятый Л. Н. Карцев, первый, второй, девятый – заместители Главного конструктора В.К. Байдаков, П.П. Васильев, И.С. Бушнев, шестой, седьмой, одиннадцатый – начальники отделов Д.Ф. Таратин, В.Я. Курасов, В.Б. Рождественский, транспарант несут конструкторы И.Г. Дерновский и В.Ф. Симко. Тагильчанам, вышедшим в этот солнечный майский день на праздничную демонстрацию, невдомек, что этим "дядькам", идущим под транспарантом "За мир во всем мире", они во многом обязаны мирным небом над головой. Фото 1959 года из архива ветерана УКБТМ Г. А. Моргунова.

    И самое главное в том, что Л. Н. Карцев основал не только замечательную тагильскую конструкторскую школу, но и теорию эволюционного, пошагового развития советского танкостроения, блестяще подтвержденную практическими результатами и оказавшую существенное влияние на мировые тенденции.

    Прагматик Карцев был убежден, что концепция нового танка должна создаваться не ради принципа новизны, а для того, чтобы новый танк занял и отстоял свое место в условиях современных и перспективных боевых действий. Этой же философии танка придерживались ярчайшие представители школы Карцева, его преемники – В. Н.Венедиктов (танк Т-72) и В. И. Поткин (танк Т-90).

Начало большого пути

    В публикациях о Л. Н. Карцеве его боевой путь на фронтах Великой Отечественной войны описан очень скупо – участвовал, награжден... Но именно в эти тяжелейшие годы начал складываться и закаляться характер будущего ГЛАВНОГО танкового конструктора.

    Правда, и сам Карцев писал: "Не стану утомлять читателей воспоминаниями о тяжелых днях, неделях, месяцах и годах войны... ратный труд – это тяжелая, изнурительная работа в промежутках между короткими периодами затишья..."

    ...Попытаюсь частично восполнить этот пробел, используя, в том числе, как заметки самого Леонида Николаевича, так и совсем недавно раскопанные в архивах Минобороны наградные документы, а также его боевые характеристики, ждавшие своего часа в музее истории Уралвагонзавода.

    В 1941 году, со второго курса Ивановского энергетического института Л. Н. Карцев был призван в ряды РККА и зачислен курсантом Саратовского танкового училища, по окончании которого в звании техника-лейтенанта был направлен военным представителем на Горьковский автозавод.

    После многочисленных просьб он был прикомандирован на фронт, 1-й Украинский, где в декабре 1943 года вступил в должность техника по ремонту боевых машин 1-го танкового батальона 45-й гвардейской танковой Гусятинской, Краснознаменной, ордена Суворова, ордена Богдана Хмельницкого бригады, 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й танковой армии.

    И уже в начале 1944 года за активное участие в боевых действиях и образцовое выполнение задач, поставленных командованием, Леониду Николаевичу в торжественной остановке с выносом знамени бригады был вручен почетный знак отличия "Гвардия". (За всю историю советской оборонки лишь три главных конструктора носили гвардейское воинское звание.)

    В составе 11-го танкового корпуса Л. Н. Карцев принимал участие в разгроме Корсунь-Шевченсковской группировки немецких войск, в Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской наступательной операциях 1-го Украинского фронта, в Висло-Одерской, Восточно-Померанцевской и Берлинской наступательных операциях 1-го Белорусского фронта.

    В боях пройдя до Берлина, Леонид Николаевич проявил мужество и героизм, достойные Российского Воина.

    Из боевой характеристики:

    "В боях с немецко-фашистскими захватчиками за социалистическую Родину показал себя смелым и отважным офицером. Скромен, дисциплинирован, строго выполняет приказы командования. Культурен в быту и в обращении. Дело свое знает хорошо. Технически развит. Передает свой опыт механикам-водителям. Пользуется авторитетом среди личного состава. Предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине".

    Когда читаешь личные воспоминания Карцева о его участии в боевых действиях (стр. 37-52), все выглядит как-то буднично и даже элегично: "Ночь. Не застывшая в оттепели земля покрыта, а, точнее, припудренная выпавшим снежком...Тишина... Отремонтировали бронетранспортёр... Отремонтировали зенитную установку..." Правда, как писал Леонид Николаевич, "...со временем забывается всё плохое и грустное и остаётся в памяти только хорошее и забавное". Это качество присуще всем ветеранам Великой Отечественной – память отвергает всю грязь и жестокость войны. Мой отец-фронтовик, на мои расспросы о войне отшучивался. Сейчас я понимаю, как ему было тяжело возвращаться туда.

Двадцатилетним юношей Леонид Карцев (справа) с честью и достоинством русского офицера прошел по дорогам Великой Отечественной до Берлина

Двадцатилетним юношей Леонид Карцев (справа) с честью и достоинством русского офицера прошел по дорогам Великой Отечественной до Берлина

    Леонида Николаевича отличало не только личное мужество, но и глубокое знание материальной части, умение проявлять эти знания и смекалку при ремонте поврежденной техники в экстремальных условиях.

 

    Из наградного листа на гвардии лейтенанта Карцева, техника по ремонту боевых машин:

    "Во время боевых действий бригады с 14 января 1945 года техник-лейтенант КАРЦЕВ Л .Н. следовал в боевых порядках и несколько раз участвовал в боях с противником вместе с экипажем: так, например, 17 января 1945 г. в районе города Ново-Място экипаж гв. ст. сержанта Горелкина И. А. под руководством тех.лейтенанта Карцева Л. Н .приняли бой с противником в упор, в результате чего уничтожили: 1 бронемашину, 1 штабную машину, убили немецкого полковника, 15 солдат и офицера противника, взяли в плен одного офицера и 9 солдат противника.

    В боях тех. лейтенант Карцев Л. Н. несмотря на большие марши мог организовать тех. обслуживание машинам роты, так, например, в районе гор. Кольберга 3 марта 1945 г. под вражеской бомбежкой отремонтировал за несколько минут зенитную установку гв. ст. серж. Мидина, которая в этом бою сбила вражеский самолет.

    Тех. лейтенант Карцев Л. Н. достоин Правительственной награды ордена "Красная Звезда".

    Командир Зенитно-пуль роты гв .капитан Али-Заде".

 

    Из Приказа по 45 Гвардейской танковой бригаде № 010 от 15 апреля 1945 года:

    "От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:

    Орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"

    8. Гвардии лейтенанта Карцева Л. Н. – техника по ремонту боевых машин.

    9. Гвардии ст.сержанта Мидина А. И. – командира машины зенитно-пулемётной роты.

    Командир 45 гв. танковой бригады гвардии полковник Моргунов.

    Начальник штаба бригады гвардии подполковник Ищук".

    В воспоминаниях Карцева есть эпизоды, характеризующие его системный, уже инженерный подход к возникающим проблемам, в частности, он пишет о том, что в конце 1944 года на вооружение бригады по ленд-лизу поступила партия колесно-гусеничных зенитных бронетранспортеров М-17, при этом чванливые янки сопроводили эти машины техдокументацией на исключительно английском языке.

    Но, как говорится, на каждый американский кривой болт найдется русский разводной ключ. И представьте себе, Карцев умудрился где-то раскопать англо-русский словарь и в условиях непрерывных боевых действий, не зная даже азов языка, не только выполнил перевод эксплуатационной документации, но и в "рукопашную" изготовил плакаты и научил экипажи тому, как пользоваться этим заокеанским подарком. Леонид Николаевич пишет: "В дальнейшем эти зенитные установки, на каждой из которых было установлено по четыре крупнокалиберных пулемета, надежно защищали нашу бригаду от нападения с воздуха".

 

    Из наградного листа:

    "17 апреля 1945 г. в районе Анцфальде под огнем противника эвакуировал 2 подбитых бронетранспортера роты и в короткий срок восстановил их. Тов. Карцев внимательно следит за техническим состоянием машин и неисправности исправляет во время боя. Рота в эту операцию сбила 5 самолетов противника. Гв. тех. лейтенант Карцев достоин Правительственной награды".

    За четыре дня до капитуляции фашистской Германии, 5 мая 1945 года, Л. Н. Карцев приказом № 013 был награжден медалью "За отвагу". Как пишет он сам: "...которую я ценю больше всех наград". Следует отметить, что этим же приказом орденами и медалями награждены 11 членов экипажей бронетранспортеров, которых обучил Леонид Николаевич!

 

Выбираешь дорогу – выбираешь судьбу

    Двадцатилетним юношей Леонид Карцев с честью и достоинством русского офицера прошел по дорогам Великой Отечественной до Берлина. Война закалила его характер и дала бесценный опыт стойкости, и много лет спустя, уже в должности Главного конструктора, гвардейский дух военных лет помогал ему отстаивать свое видение путей развития танкостроения в борьбе "с превосходящими силами" всех мастей и уровней власти.

    Летом 1945 года Карцев сделал выбор, который изменил всю его жизнь. По рекомендации командования 11-го гвардейского Берлинского Краснознаменного, ордена Суворова танкового корпуса после сдачи вступительных экзаменов он был зачислен на инженерный факультет Академии бронетанковых и механизированных войск.

    Из воспоминаний Л. Н. Карцева: "В десятом классе нам задали написать сочинение на тему: "Кем ты хочешь стать?" Я, конечно, написал, что хочу стать конструктором..."

    Леонид Николаевич не мог даже предположить, что, поступая в Бронетанковую Академию для получения высшего военно-инженерного образования, необходимого для дальнейшей успешной службы в армии, он воплотит в жизнь свою юношескую мечту – через четыре года, выпускник академии, гвардии инженер-капитан Леонид Карцев будет откомандирован в конструкторское бюро Уральского танкового завода...

    На мой взгляд, это не может быть простым совпадением. "Будущее бросает тень задолго до того, как туда войти", – писала Анна Ахматова.

    Книга воспоминаний Л. Н. Карцева, изданная в 1991 году, называется очень просто: " Моя судьба – Нижний Тагил".

В. Ямов, член союза журналистов РФ.

Литература: Газета "Тагильский вариант" №28(167) от 04.09.2014; газета "Машиностроитель" от 01.08.2014, №29

Начало большого пути

    Танки Карцева – Т-54А/Б; Т-55/А и Т-62 являются таким же брендом российского оружия, в одном ряду с "трехлинейкой" Мосина, пистолетом Токарева, "тридцатьчетверкой" Кошкина, автоматом Калашникова, самолетами ТУ и МИГ, ракетами Королева и Янгеля.

    В публикациях о Леониде Карцеве его боевой путь на фронтах Великой Отечественной войны описан очень скупо – участвовал, награжден… Но именно в эти тяжелейшие годы начал складываться и закаляться характер будущего ГЛАВНОГО танкового конструктора.

    Правда, и сам Карцев писал: "Не стану утомлять читателей воспоминаниями о тяжелых днях, неделях, месяцах и годах войны… ратный труд – это тяжелая, изнурительная работа в промежутках между короткими периодами затишья…"

    Попытаюсь частично восполнить этот пробел, используя, в том числе, как заметки самого Леонида Николаевича, так и совсем недавно раскопанные в архивах Минобороны наградные документы, а также его боевые характеристики, ждавшие своего часа в музее истории Уралвагонзавода. В 1941 году со второго курса Ивановского энергетического института Карцев был призван в ряды РККА и зачислен курсантом Саратовского танкового училища, по окончанию которого в звании техник-лейтенант был направлен военным представителем на Горьковский автозавод.

    Наконец, после многочисленных просьб, он был прикомандирован на фронт, 1-й Украинский, где в декабре 1943 года вступил в должность техника по ремонту боевых машин 1-го танкового батальона, 45-й гвардейской танковой Гусятинской, Краснознаменной, ордена Суворова, ордена Богдана Хмельницкого бригады, 11 гвардейского танкового корпуса, 1-й танковой армии. И уже в начале 1944 года за активное участие в боевых действиях и образцовое выполнение задач, поставленных командованием, Леониду Николаевичу в торжественной обстановке с выносом знамени бригады был вручен почетный знак отличия "Гвардия". (За всю историю советской оборонки лишь три главных конструктора носили гвардейское воинское звание).

Леонид Карцев

Леонид Карцев

    В составе 11 танкового корпуса Леонид Карцев принимал участие в разгроме Корсунь-Шевченсковской группировки немецких войск, в Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской наступательных операциях 1-го Украинского фронта, в Висло-Одерской, Восточно-Померанцевской и Берлинской наступательных операциях 1-го Белорусского фронта.

    В боях, пройдя до Берлина, Леонид Николаевич проявил мужество и героизм, достойные Российского Воина.

    ИЗ БОЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ: "В боях с немецко-фашистскими захватчиками за социалистическую Родину показал себя смелым и отважным офицером. Скромен, дисциплинирован, строго выполняет приказы командования. Культурен в быту и в обращении. Дело свое знает хорошо. Технически развит. Передает свой опыт механикам-водителям. Пользуется авторитетом среди личного состава. Предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине".

    Когда читаешь личные воспоминания Карцева о его участии в боевых действиях, все выглядит как-то буднично и даже элегично: "Ночь. Не застывшая в оттепели земля покрыта, а точнее припудрена выпавшим снежком… Тишина… Отремонтировали бронетранспортер… Отремонтировали зенитную установку…" Все так тихо и мирно. Правда, как писал Леонид Николаевич: "…со временем забывается все плохое и грустное и остается в памяти только хорошее и забавное". Это качество присуще всем ветеранам Великой Отечественной – память отвергает всю грязь и жестокость войны. Мой отец, Александр Ямов, – фронтовик, на мои расспросы о войне отшучивался. Сейчас я понимаю, как ему было тяжело возвращаться туда.

    Леонида Николаевича отличало не только личное мужество, но и глубокое знание материальной части и умение проявлять эти знания и смекалку при ремонте поврежденной техники в экстремальных условиях.

 

    ИЗ ПРИКАЗА ПО 45-Й ГВАРДЕЙСКОЙ ТАНКОВОЙ БРИГАДЕ №010 ОТ 15 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА: От имени Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:

 

    Орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"

    8. Гвардии лейтенанта Карцева Л.Н. – техника по ремонту боевых машин.

    9. Гвардии ст. сержанта Мидина А.И. – командира машины зенитно-пулеметной роты.

    Командир 45 гв. танковой бригады гвардии полковник Моргунов.

    Начальник штаба бригады гвардии подполковник Ищук.

    В воспоминаниях Карцева есть эпизоды, характеризующие его системный, уже инженерный подход к возникающим проблемам, в частности он пишет о том, что в конце 1944 года на вооружение бригады по ленд-лизу поступила партия колесно-гусе-ничных зенитных бронетранспортеров М-17, при этом чванливые янки сопроводили эти машины тех. документацией исключительно на английском языке.

    Но, как говорится, на каждый американский кривой болт найдется русский разводной ключ. И, представьте себе, Карцев умудрился где-то раскопать англо-русский словарь и в условиях непрерывных боевых действий, не зная даже азов языка, не только выполнил перевод эксплуатационной документации, но и вручную изготовил плакаты и научил экипажи тому, как пользоваться этим заокеанским подарком. Карцев пишет: "В дальнейшем эти зенитные установки, на каждой из которых было установлено по четыре крупнокалиберных пулемета, надежно защищали нашу бригаду от нападения с воздуха".

 

    ИЗ БОЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ: "… С порученной работой справляется, технически грамотный, в последнее время работал зам. ком. роты по технической части. В его роте имелось 10 американских бронетранспортеров. Личный состав с иностранной техникой был знаком. Тов. Карцев сумел научить личный состав правильно использовать технику, и его машины прошли около 1500 км по боевому маршруту бригады и не имели ни одной вынужденной остановки".

    В своих воспоминаниях Леонид Николаевич по причинам, указанным выше, не упоминает о своем личном участии непосредственно в боевых действиях, однако о его фронтовых заслугах известно из документов.

 

    ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА: "17 апреля 1945 г. в районе Анцфальде под огнем противника эвакуировал 2 подбитых бронетранспортера роты и в короткий срок восстановил их. Тов. Карцев внимательно следит за техническим состоянием машин и неисправности исправляет во время боя. Рота в эту операцию сбила 5 самолетов противника. Гв. тех. лейтенант Карцев достоин Правительственной награды".

    За четыре дня до капитуляции фашистской Германии, 5 мая Карцев приказом №013 был награжден медалью "За отвагу", которую, как пишет он сам: "…я ценю больше всех наград". Следует отметить, что этим же приказом орденами и медалями награждены 11 членов экипажей бронетранспортеров, которых обучил Леонид Николаевич!

 

    ИЗ БОЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ: "За период службы… показал себя прекрасным, решительным молодым офицером. Требовательный к себе и к подчиненным. Велика командирская сила воли, выдержан в обращении с начальством. Является инициативным в вопросах проведения культурно-массовой работы в подразделении… В период боевых операций показал себя бесстрашным и решительным командиром, за что награжден орденом "Красная звезда". Вопросу поднятия крепкой воинской дисциплины тов. Карцев уделяет много внимания… политически грамотный, морально устойчив. Предан делу партии Ленина-Сталина и нашей Родине.

    ВЫВОД: Соответствует в должности, но требует подготовки в академии".

Виктор ЯМОВ, член Союза журналистов РФ

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.09.2014, №35.

 

 

Главная страница