Малахит... из пробирки

Станислав Авраменко    Малахитовые узоры – уральская гордость, "официальный цвет" Нижнего Тагила. Нашим малахитом украшали Исаакиевский собор в Петербурге, а один из залов Зимнего дворца, мерцающий живой зеленью этого удивительного камня, привезённого из Нижнего Тагила, так и назван – Малахитовым. На любой всемирной выставке, где участвовали демидовские заводы, обязательно были представлены изделия из малахита.

    Но, подтверждая, что ХХ век – век новых технологий, тагильчанин Станислав Авраменко решил создать... новый малахит – синтетический. Станислав Иванович работал на заводе "Уралхимпласт", где сырья для опытов было с избытком. Но если бы всё было так просто: взял, смешал – и готово!

    Пластмассы нет в природе. Это – искусственный материал. Он создается из различных химических соединений, называемых смолами. Смолы – удивительные вещества: добавишь одного вида больше – и вот уже новая пластмасса выдерживает температуру в 200 градусов, добавишь другого – и материал гнётся, как резина. Новые виды пластмасс создают, как конструкцию из кубиков, делая именно тот материал, который нужен в строительстве, медицине, космонавтике, быту – да везде, куда ни посмотри, можно увидеть изделия, созданные с помощью химии. Но за каждым из них, даже "пустячком" – долгие часы и дни работы десятков специалистов.

    Вот и С.И. Авраменко, советуясь с опытными химиками, используя свой собственный опыт, шаг за шагом создавал неповторимый набор рецептур пластмасс. То, что природа создавала тысячелетиями, человек воспроизвел за считанные месяцы.

    Теперь для того, чтобы сделать малахитовый столик или шахматы, не нужно было отправляться в шахты, долбить породу: малахит рождался в химических колбах!

    Так же, как и его предшественники, Авраменко использовал искусственный малахит для изготовления художественных вещей – ведь был он не только химиком, но и талантливым художником. Вначале, как и в работе над картиной, художник рисовал эскиз малахитовой пластины, точно копируя природные изгибы камня. Затем шли заливка, полировка. Пластины готового искусственного малахита использовались для изготовления сувениров, украшений, предметов быта. Видевшие изделия из искусственного малахита только руками разводили – сходство было идеальным. Различить два предмета можно было лишь по весу – пластмасса все же легче камня...

    Точно так же мог мастер имитировать и любой другой камень, например, яшму.

    К большому сожалению, секрет изготовления синтетического малахита сейчас утрачен: мастер умер, а его рецепты оказались невостребованными. Как видите, и в современном мире, а не только в "дремучей" царской России, бывает, не слишком ценят самородков. И нам на память о Станиславе Ивановиче остались только удивительные вещи из искусственного малахита.

Яков РАЗЛИВИНСКИЙ.

    Фото Владимира СОНИНА.

    Литература: Журнал "Пульсар", №3 (214), май 2009.

Главная страница