Он строил Вагонку

    27 сентября 2011 года исполнилось 85 лет заслуженному уралвагонзаводцу, заслуженному строителю России, почетному гражданину города Ивану ТЕРЛИКОВУ.

    На Уралвагонзаводе Иван Филиппович проработал 45 лет, с 1942 года, трудовой путь начал курьером, завершил – заместителем генерального директора по капстроительству. В этой должности он работал 17 лет. "Это были годы, которые оставили чувство огромного удовлетворения от сделанного нами на заводе и в Дзержинском районе", – вспоминает Иван Филиппович.

    Хорошее знание предприятия, его перспектив было только частью того, что требовалось от руководителя – "заказчика" крупной стройки. Иван Терликов постоянно учился сам и учил подчиненных решать сложные задачи государственной важности по строительству новых корпусов и жилых микрорайонов, расширению и реконструкции действующих производств для обеспечения перехода на выпуск новых полувагонов и танков. Иван Терликов и главный инженер УКСа Корнелий Каневский осознавали, что их выполнение возможно только при принятии определенных мер, усиливающих работу служб УКСа, проектировщиков и строителей. В 1971 году на заводе создается филиал ГСПИ "Союзтрансмашпроект" (ныне "Тагилтрансмашпроект"). Позднее при УКСе было организовано свое проектно-конструкторское управление, в котором работало 80 человек.

Иван ТЕРЛИКОВ

Иван ТЕРЛИКОВ

    Показатели капстроительства постоянно выполнялись, незавершенка была сведена к минимуму. Спрос был жесткий, но справедливый. Иван Терликов не только знал, но и координировал весь комплекс вопросов и со строителями, и во внешних инстанциях.

    С 1971 по 1990 годы завод, по существу, получил второе рождение, его производственные площади увеличились в два раза. Было построено около 70 различных цехов и зданий основного и вспомогательного назначения, общей площадью около 700 тысяч кв. метров.

    Многие цехи подверглись реконструкции. Как результат – завод своевременно обеспечил серийный выпуск новых вагонов, танков Т-72 и инженерных машин. Это время можно охарактеризовать и как период обеспечения семей отдельными квартирами, жителей района – детскими садами, школами, больницами, спортивными сооружениями. Тогда для коллектива завода было построено около 1 млн кв. метров полезной площади (более 20 тысяч квартир), кроме того общежитий – на 3700 мест. Более чем в два раза увеличилась жилплощадь, приходящаяся на одного жителя. На Вагонке было построено детских садов на 5200 мест, более 50 объектов бытового назначения, а также родильный дом, две поликлиники, больничный комплекс, плавательный бассейн, Дворец ледового спорта, трамвайная линия десятого маршрута и т.д.

    Вести такое количество объектов в условиях жесткой централизации и планирования, фондового выделения оборудования и материалов, взаимодействия с многочисленными подрядчиками, работающими на многих стройках, мог только человек поистине незаурядный. Такой и есть Иван Терликов. За свою трудовую деятельность он награжден орденами и медалями. Несмотря на почтенный возраст, наш герой полон энергии, живо интересуется жизнью УКСа, завода и Вагонки.

Владимир СЕМУХИН, ветеран УКСа

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 27.09.2011, №72.

Главная страница