Он строил Вагонку

    27 сентября 2011 года исполнилось 85 лет заслуженному уралвагонзаводцу, заслуженному строителю России, почетному гражданину города Ивану ТЕРЛИКОВУ.

    На Уралвагонзаводе Иван Филиппович проработал 45 лет, с 1942 года, трудовой путь начал курьером, завершил – заместителем генерального директора по капстроительству. В этой должности он работал 17 лет. "Это были годы, которые оставили чувство огромного удовлетворения от сделанного нами на заводе и в Дзержинском районе", – вспоминает Иван Филиппович.

    Хорошее знание предприятия, его перспектив было только частью того, что требовалось от руководителя – "заказчика" крупной стройки. Иван Терликов постоянно учился сам и учил подчиненных решать сложные задачи государственной важности по строительству новых корпусов и жилых микрорайонов, расширению и реконструкции действующих производств для обеспечения перехода на выпуск новых полувагонов и танков. Иван Терликов и главный инженер УКСа Корнелий Каневский осознавали, что их выполнение возможно только при принятии определенных мер, усиливающих работу служб УКСа, проектировщиков и строителей. В 1971 году на заводе создается филиал ГСПИ "Союзтрансмашпроект" (ныне "Тагилтрансмашпроект"). Позднее при УКСе было организовано свое проектно-конструкторское управление, в котором работало 80 человек.

Иван ТЕРЛИКОВ

Иван ТЕРЛИКОВ

    Показатели капстроительства постоянно выполнялись, незавершенка была сведена к минимуму. Спрос был жесткий, но справедливый. Иван Терликов не только знал, но и координировал весь комплекс вопросов и со строителями, и во внешних инстанциях.

    С 1971 по 1990 годы завод, по существу, получил второе рождение, его производственные площади увеличились в два раза. Было построено около 70 различных цехов и зданий основного и вспомогательного назначения, общей площадью около 700 тысяч кв. метров.

    Многие цехи подверглись реконструкции. Как результат – завод своевременно обеспечил серийный выпуск новых вагонов, танков Т-72 и инженерных машин. Это время можно охарактеризовать и как период обеспечения семей отдельными квартирами, жителей района – детскими садами, школами, больницами, спортивными сооружениями. Тогда для коллектива завода было построено около 1 млн кв. метров полезной площади (более 20 тысяч квартир), кроме того общежитий – на 3700 мест. Более чем в два раза увеличилась жилплощадь, приходящаяся на одного жителя. На Вагонке было построено детских садов на 5200 мест, более 50 объектов бытового назначения, а также родильный дом, две поликлиники, больничный комплекс, плавательный бассейн, Дворец ледового спорта, трамвайная линия десятого маршрута и т.д.

    Вести такое количество объектов в условиях жесткой централизации и планирования, фондового выделения оборудования и материалов, взаимодействия с многочисленными подрядчиками, работающими на многих стройках, мог только человек поистине незаурядный. Такой и есть Иван Терликов. За свою трудовую деятельность он награжден орденами и медалями. Несмотря на почтенный возраст, наш герой полон энергии, живо интересуется жизнью УКСа, завода и Вагонки.

Владимир СЕМУХИН, ветеран УКСа

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 27.09.2011, №72.

Заслуженный строитель, почетный гражданин

Жизнь человека – мгновение для мировой истории. Но сколько ярких и важных событий порой она вмещает! Между апрелем 1931 года, когда в десятке километрах от Нижнего Тагила строители валили лес и расчищали поляны, устанавливая палатки, чтобы возводить уральский вагоностроительный завод, до записи в книге рекордов гиннесса (1993) о "самом крупном промышленном предприятии в мире" – шесть с небольшим десятилетий. С этим временем пересечется судьба человека, так много сделавшего для предприятия – Ивана Терликова, отмечающего 27 сентября 2016 года 90-летие. Он заслуженный уралвагонзаводец, заслуженный строитель, почетный гражданин города Нижний Тагил.

Война...

Родился Иван Филиппович в Калининской области в многодетной семье. Жизнь не баловала пятерых ребятишек: помогали родителям, работавшим в колхозе, справляться с домашним хозяйством. В школу за многие километры ходили пешком. Когда в конце 30-х годов глава семьи перебрался в Ленинград и устроился на авиационный завод №381, семья переехала к нему. Жили в бараке, потом получили комнату в благоустроенном доме на Малой Охте, здесь Терликовых и застала война. В 1941 году Иван окончил седьмой класс.

– Город в эти дни сразу изменился: на улицах появились отряды военных, в небе дежурили истребители и висели аэростаты заграждения, – вспоминает Иван Филиппович. – Старший брат Николай, которому только исполнилось 18 лет, ушел добровольцем на защиту города и пропал без вести. Отец в июле 1941 года был эвакуирован с заводом № 381 в Нижний Тагил. Мы все – дети и мама – остались в Ленинграде. В конце августа сорок первого, когда кольцо блокады стало сжиматься, тоже эвакуировались. Попали в село Никольское Камышловского района Свердловской области. Убирали урожай, заработали на зиму картошку и другие овощи. К весне 1942 года перебрались к отцу в Нижний Тагил. Нас разместили в бараке Нового поселка. В марте сорок второго я пришел в отдел кадров завода №183 устраиваться на работу. Взяли в АХО курьером. Не забыть, как в те дни шла круглосуточная работа по изготовлению деталей и узлов танка и их сборка. Фронту нужны были Т-34. Понимая это, мы, ребятишки, организовывались в трудовые бригады и после основной работы помогали в уборке отходов производства, складировали готовую продукцию, разгружали заготовки и детали в траковом отделении и кузнечном цехе. Иногда мы так урабатывались, что домой не уходили – засыпали в конторке.

В начале 1944 года Ивана Терликова перевели в отдел главного технолога техником по оборудованию. "За активное участие в строительстве танковой колонны "Коминтерновский комсомолец" Ивана премировали талоном на промтовары, на который был получен бушлат, необходимый парню в зимнее время.

Иван Терликов

Иван Терликов

Пришел май 1945-го, а с ним и Победа. Иван Филиппович и сегодня помнит митинг на заводе, как ликовал народ. Не забыл волнение, которое испытывал при вручении своей первой медали "За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг."

Мирный труд

В мирные дни службе, в которой он работал, было поручено обеспечить производство вагонов необходимым технологическим оборудованием. Приходилось ездить и подбирать его. Одновременно шла перестройка цехов, перемещение некоторых на другие площади. Со временем изменился профиль работы Ивана Терликова. Он занялся разработкой и согласовыванием техзаданий на спецоборудование, заказами на приобретение универсального оборудования для дооснащения цехов на увеличенный выпуск продукции. В 1949 году Терликов с отличием окончил вечернее отделение машиностроительного техникума и продолжил образование в УПИ. В 1954 году он был уже начальником бюро, а через пять лет его назначили заместителем начальника технического отдела завода, еще через пять – начальником этого отдела. Его знания и умение технически мыслить позволили выступить на техсовете Минтрансмаша перед авторитетной аудиторией при утверждении первого послевоенного проектного задания на реконструкцию завода. С группой руководителей техслужб и УКСа завода в 1964 году он отстаивал в Совнархозе проектное задание на реконструкцию механосборочного и вагоносборочного производств.

Расцвет строительства

По предложению директора Ивана Васильевича Окунева, ценившего талантливую молодежь, Иван Терликов занял должность заместителя главного инженера по реконструкции, а позже по предложению директора Ивана Крутякова стал заместителем директора УВЗ по капитальному строительству. 70-е годы стали временем расширения и реконструкции производств завода с целью перехода на выпуск новых грузовых полувагонов и танков. С 1971 по 1990 год УВЗ получил второе рождение. Его производственные площади увеличились почти в два раза. Многие цехи были реконструированы, и предприятие обеспечило серийный выпуск новых вагонов, танков Т-72 и инженерных машин. Тогда же для коллектива завода было построено около миллиона квадратных метров жилья – более 20 тысяч квартир, общежития на 3700 мест. На Вагонке появились детские сады на 5200 мест, более полусотни объектов бытового назначения, родильный дом, две поликлиники, больничный комплекс, плавательный бассейн, Дворец ледового спорта, трамвайная линия.

За свою трудовую деятельность Иван Терликов награжден орденами и медалями. Несмотря на возраст, он энергичен, информирован обо всем. Признался, если бы колесо жизни повернулось в обратную сторону и пришлось выбирать, снова бы стал строителем.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

Фото Людмилы ИВАНОВОЙ.

Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.09.2016, №37.

Главная страница