Мечта, ставшая судьбой

    Люди, как звезды... Иной проживет тихо, незаметно, буднично. Другой – ярко, восторженно, празднично. Именно такую, насыщенную событиями, встречами, впечатлениями, делами и заботами, жизнь прожил Василий Александрович Чащин, педагог дополнительного образования Городской Станции Юных техников. И не только прожил, но и оставил память о себе в сердцах многих людей.

    Уже полгода нет Василия Александровича рядом с нами, но остается его музей истории авиации, куда приходят ребятишки из разных школ города, вглядываются в старые фотографии. Может быть, именно такая экскурсия приобщит их к интересному и волнующему миру летательных аппаратов, авиации и Космосу.

    Василий Чащин родился 24 апреля 1929 года в деревне Чащино Ирбитского района Свердловской области. Его отец, Александр Степанович, был счетоводом–бухгалтером в колхозе. Мать, Анна Михайловна, работала заведующей детским садом.

    В семье было трое детей: два сына, Миша и Вася, и дочь Нина. В 1936 году Вася пошел в школу и проучился в ней 7 лет. В детстве приходилось рано вставать и работать в колхозе. С шести лет маленький Вася вывозил с конного двора навоз на поля. А когда всходили злаки, всю молодежь направляли на прополку: дергать осот и другие сорные травы. Большую помощь колхозу оказывали деревенские дети. При заготовке сена девочки гребли его и переворачивали, мальчики метали сено в копны, накладывали волокуши. После уборки урожая ребятня выходила в поле собирать упавшие колоски вручную. Вместо портфеля у Васи был мешок, сшитый мамой, он и служил тарой для колосков.

    Когда началась Великая Отечественная, все мужское население деревни ушло на фронт. Тяготы сурового военного времени, колхозного тыла легли на женщин и детей. Урожай хлеба и овощей убирался их руками. Был у Васи в то время конь по кличке Голубь, на котором он, двенадцатилетний мальчишка, был ведущим ездовым.

    В школьные годы занимался в драматическом кружке, которым руководил вернувшийся с войны по ранению штурман авиации старший лейтенант Алексей Афанасьевич. В одной из поставленных им пьес о подвигах летчиков "Брат героя" Вася Чащин сыграл главную роль. С поставленными спектаклями ездили в другие деревни, выступали на клубных подмостках.

    В 1943 году, после окончания школы, по повестке райвоенкомата Василия направляют на учебу в ремесленное училище №25 на базе Уралвагонзавода. Это училище было эвакуировано в Нижний Тагил из Харькова в начале войны. В нем Чащин освоил профессию электромонтера.

    Даже в то тяжелое и напряженное для производства время, когда не хватало кадров, руководство завода выделяло людей на уборку картофеля в село Петрокаменское. Вот что вспоминал Василий Александрович об одной из первых поездок на поля колхоза: "Одели нас в одежду, что была под рукой – фуфайки желтого цвета, коричневые брюки, зеленые гимнастерки, белые колодки, коричневые фуражки. Когда приехали в деревню, местные ребятишки, увидев нас, весело закричали: "Смотрите, из яичек вылупились!" Так и появилась кличка "цыплята". Но уже к вечеру, после ударного труда, колхозники с благодарностью пожимали заводчанам руки. Уставшие, но гордые мы, подростки, учащиеся профессионального училища, возвращались в город."

    В 1944 году Василий Чащин с другом Юркой Шевченко пришли в военкомат записываться в аэроклуб ОСАВИАХИМа, но из-за маленького роста Васю в него не приняли. Он продолжал работать на Уралвагонзаводе. В 18–летнем возрасте его наградили медалью "За доблестный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны". Но мечта о небе, полетах, авиации не оставляла его.

    Узнав о наборе слушателей в самолетно-планерную станцию, он предстал перед строгой комиссией, зачисляющей претендентов в начинающие авиаторы. На сей раз упорство и желание возымели успех, его зачислили в группу планеристов. После прохождения курса теоретической подготовки он приступил к полетам.

    Планеров тогда не было, пришлось летать на самолетах ПО–2. В сентябре 1949 года Василий Чащин, имея семь часов налета с инструктором, первый раз вылетел самостоятельно. Получив летную практику на учебном самолете, продолжал летать на планере А–2, который приобрел Уралвагонзавод. В 1952 году стал инструктором–общественником по планерному спорту. При подготовке первой группы планеристов познакомился с рыженькой девушкой Валей. В этом же году молодые люди расписались.

    Вскоре В.А. Чащина назначили на должность инструктора–летчика–планериста в Свердловске. Своего угла не было, с молодой женой жили на частной квартире, поэтому, когда родился первенец Виталик, Василий Александрович с семьей переехал обратно в Нижний Тагил. Он вернулся на родной Уралвагонзавод, работал в цехе 822 – лаборатории КИП.

    В августе 1956–го В.А. Чащина по решению горвоенкомата направили на работу в Нижнетагильскую планерную станцию в качестве авиационного техника. В ноябре того же года в семье Чащиных родился второй ребенок – дочь Людмила. Среднее образование В.А. Чащин получил в школе рабочей молодежи №18. В1963 году он экстерном сдал экзамены в Калужской Центральной вертолетно-планерной школе (ЦВПШ) и получил квалификацию инструктора–летчика–планериста.

    В 1966 году Василия Александровича перевели на должность и.о. начальника Авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, а через год он стал его руководителем.

    Летчик первого класса Василий Александрович Чащин сплотил вокруг себя энергичную и талантливую молодежь, энтузиастов авиационного спорта. Когда ему по состоянию здоровья пришлось оставить летную работу, не расстался с родным авиаклубом. Стал старшим техником связи. Кроме этого, Василий Александрович по совместительству трудился педагогом дополнительного образования в городской Станции юных техников. В филиале №1 горСЮТ он создал школу юных авиаторов, где мальчишки и девчонки приобщались к бесконечно интересному и волнующему миру летательных аппаратов, обучил более 180 курсантов. Василий Александрович много лет вел подготовку на базе нижнетагильского АСК парашютистов-перворазников. В.А. Чащин основал и обустроил музей истории авиации, экспонаты которого любовно собраны и созданы его усилиями. На базе этого музея Василий Александрович проводил огромную работу по патриотическому воспитанию и просвещению детей. Только за последние два года на экскурсиях в музее побывало более 600 учащихся из разных школ и детских учреждений города. О важности и содержательности экскурсий говорят отзывы посетителей музея истории авиации.

    Энергией, талантом, жизнелюбием, заинтересованностью и преданностью делу Василия Александровича можно только восхищаться. Это достойнейший человек! Среди его наград семь медалей, в том числе "За доблестный труд", "Ветеран труда", множество значков ДОСААФ.

    После непродолжительной, но тяжелой болезни 28 августа 2007 года Василий Александрович Чащин ушел из жизни.

    Скромный труженик, он вершил государственное дело во благо нашей любимой Родины – России. Дело, ставшее судьбой этого замечательного человека.

Татьяна Борисова, педагог–организатор горСЮТ

    Литература: Газета "Тагилка" от 21.02.2008. №3(28).

Главная страница