Матрос с легендарного "Новика"

    В русско-японскую войну уральцы воевали не только под стенами Порт-Артура. На знаменитом крейсере "Варяг" сражался наш земляк из Чердыни матрос И.Ф. Ярославцев, удостоенный впоследствии Георгиевского креста. Некоторым из тагильчан довелось совершить беспримерный поход вокруг Африки, через Индийский океан, и в мае 1905 года принять бой с японским флотом у острова Цусима. Среди них был уроженец села Зайково С.А. Мурзин, прошедший Цусиму на броненосце "Орел". В1946 году на встречу со своим сослуживцем по 2-й Тихоокеанской эскадре Зиновия Рожественского Алексеем Николаевичем Козиным из поселка Нижняя Башкарка в Нижний Тагил приезжал и автор знаменитого романа "Цусима" Алексей Силыч Новиков-Прибой.

А.Я. Кулак    Но наш рассказ не об этом. Очень интересная судьба сложилась у другого нашего земляка – Андрея Яковлевича Кулака (Кулакова) из села Лая. Он родился 15 октября 1876 года и окончил Лайское народное училище в 1888 году. За успехи в учебе по воинскому уставу Кулак имел льготу по сроку службы, что пригодилось ему позднее.

    До призыва в армию он успел поработать на Лайском железоделательном заводе, а 1 января 1899 года был призван в 7-й флотский экипаж на Балтике. Балтийский флот нуждался тогда в грамотных матросах из мастеровых, поскольку на флоте шло интенсивное пополнение новыми кораблями. Андрей Яковлевич был определен на только что спущенный со стапелей в Германии новейший и самый скоростной в мире крейсер второго ранга "Новик". На атом корабле он был сигнальщиком, что означало постоянное нахождение на мостике возле своего командира.

    18 мая 1902 года крейсер из Германии пришел в Кронштадт. Здесь он был приписан к 19-му флотскому экипажу и окончательно укомплектовался матросами и офицерскими кадрами. Всего экипаж корабля состоял из 11 командиров различного ранга, двух инженеров-механиков, 42 унтер-офицеров и 268 рядовых матросов. После недолгих испытаний в родных водах и боевой учебы 14 сентября 1902 года крейсер убыл в долгий поход на Дальний Восток.

    За два дня до этого "Новик" осмотрели император Николай II, греческая королева Ольга Константиновна, ее сын Христофор и брат – великий князь Константин Константинович. В поход крейсер провожал главный командир Кронштадтского порта знаменитый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. В следующий раз команде "Новика" суждено будет встретиться с великим флотоводцем только в 1904 году – уже в Порт-Артуре.

    По пути на Дальний Восток "Новик" отметился своим пребыванием в германском Киле, французском Бресте, совершил заходы в Кадис, Алжир и Неаполь. В греческой Пирее (аванпорте Афин) русских моряков радушно принимала королева эллинов Ольга – дочь покойного генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Покинув гостеприимную Грецию, крейсер взял курс на Порт-Саид.

    Миновав Суэцкий канал, крейсер достиг Джидды, а в последний день года – Камранга. Далее последовали переходы в Джибути, Аден, Коломбо, Сабанг. 28 февраля 1903 года "Новик" прибыл в Сингапур, 9 марта – на Филиппины. Тут русские моряки смогли по достоинству оценить прелесть местных красавиц. 17 марта "Новик", находившийся в тот момент на пути из Манилы в Шанхай, приказом вице-адмирала Е.И. Алексеева был зачислен в состав эскадры Тихого океана. 2 апреля, завершив полукругосветный переход длиной в 13 279 миль, крейсер достиг, наконец, Порт-Артура.

    Андрею Яковлевичу Кулаку удалось побывать во всех вышеперечисленных портах, повидать почти весь белый свет. Где бы ни сходил он на берег – везде приобретал различные сувениры. В одном из портов купил даже настоящий персидский ковер.

    22 апреля "Новик" с эскадрой перешел в порт Дальний (ныне – китайский Далянь), где на следующий день "сдал экзамен" на наибольшую скорость хода, во время испытаний она была доведена до 23,6 узлов. Вживание новичка в эскадру было прервано совместным с крейсером "Аскольд" переходом во Владивосток, с демонстрацией по пути русского флага в корейской бухте Мазанпо. 16-17 мая "Новик" доставлял в залив Посьета военного министра генерал-адъютанта А.Н.Куропаткина. С 26 по 29 мая он конвоировал "Аскольд", шедший под брейд-вымпелом военного министра, в Кобе, затем – в Нагасаки, а потом и в Порт-Артур. Конец июня – первую половину июля 1903 года

    "Новик" провел вместе с эскадрой, участвуя в учениях и небольших плаваниях.

Затонувший "Новик"

Затонувший "Новик"

    Эскадра, базируясь на Дальнем, занималась разнообразными учениями. По ночам принимались все возможные меры для недопущения внезапной атаки миноносцев. Единственное такое учение прошло 16 октября в присутствии наместника императора на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева, но его ценность была невелика, так как в целях экономии огонь велся с использованием 37-мм стволов.

    В новом, 1904 году, во время первого выхода эскадры в море, состоявшегося 21-22 января, "Новик" и "Боярин" следовали в непосредственной близости от броненосцев. Ночью корабль водил 2-й отряд миноносцев в Дальний.

    Поздним вечером 26 января, во время нападения японских миноносцев на русскую эскадру, "Новик", согласно диспозиции, стоял почти в проходе на внутренний рейд. Он оказался заслоненным всей эскадрой, хотя должно было быть наоборот: одним из назначений крейсеров II ранга являлась защита броненосцев от минных атак.

    "Новик" смог дать ход только в 1 час 05 минут, когда пары были подняты в шести котлах. Проведя крейсер мимо эскадры, Н.О.фон Эссен выбрал курс "SO 45". Расчет оказался правильным: через двадцать минут впереди были замечены четыре шедших тем же курсом японских миноносца. Началась погоня за заведомо более быстроходными кораблями. Рассчитывать приходилось лишь на то, что противник от огня броненосцев получил повреждения, ограничивающие его скорость.

    Постепенно на крейсере ввели в действие еще пять котлов, однако в половине третьего ночи силуэты скрылись из вида. Не видя смысла в дальнейшем удалении от эскадры, Эссен отдал приказ о повороте на обратный курс. Так для Андрея Яковлевича Кулака началась русско-японская война.

    Утром на флагманском "Петропавловске" сообразили, что японцы непременно придут оценить результаты ночной атаки. Последовало распоряжение зарядить все орудия броненосцев и крейсеров фугасными снарядами. Час спустя из-за полуострова Ляотешань показались четыре японских быстроходных крейсера. Эскадра снялась с якоря, но главные силы противника не появились. В половине одиннадцатого с флагмана на "Новик" поступило приказание идти на поддержку, но не удаляться из района крепости. Через 10 мин крейсер снялся с якоря и направился в сторону показавшейся колонны японских броненосцев

    В записке для памяти, отправленной вместе с письмом к жене, Н.О фон Эссен говорил: "Я маневрировал так, чтобы держать прямо на неприятеля, представляя из себя меньшую цель, и, приблизившись несколько, поворачивал обратно, удаляясь и отстреливаясь, и затем, отойдя, снова поворачивал и шел на него...".

    Интересно, что командиру "Новика" впоследствии нередко приписывалось желание выйти на противника в минную атаку, однако сам Эссен об этом ни в рапорте командующему эскадрой, ни в процитированной выдержке из письма не упоминал.

    Но дело, как нам кажется, не в том, была или нет попытка минной атаки. Важен эффект, произведенный на эскадру, да и на всю Россию отчаянным поведением маленького крейсера. Не случайно ведь даже император ознакомился с описанием боя в письме Н.О фон Эссена. Да и снарядов от русских броненосцев "Новик" отвлек немало...

    Моральный же эффект от действий "Новика" оказался огромным. По рассказам очевидцев, крейсер настолько близко подходил к неприятельской эскадре, что все предположили минную атаку с нашей стороны. Воображение зрителей настолько разыгралось, что они готовы были присягнуть, что видели, как один из неприятельских крейсеров перевернулся.

    В марте 1904 года вышли приказы о награждении командиров и матросов, отличившихся в боях 26-27 января. Николай Оттович Эссен (будущий командующий Балтийским флотом) был удостоен золотого оружия с надписью "За храбрость". Часть офицеров крейсера наградили орденами. Ранее, еще в феврале, получили Георгиевские кресты 20 матросов корабля. Позже, уже после окончания русско-японской войны, 22 февраля 1906 года, Андрей Яковлевич Кулак за свои ратные подвиги также был награжден Георгиевским крестом IV степени за №95615.

    31 марта 1904 года во время маневрирования на внешнем рейде флагманский броненосец "Петропавловск" с адмиралом С.О. Макаровым на борту подорвался на связке японских мин и в течение нескольких минут скрылся под водой с большей частью экипажа. Как вспоминал Андрей Яковлевич, матросы эскадры не скрывали своих слез от скорби по погибшему адмиралу. Все оставшиеся годы он говорил: "Будь жив Степан Осипович, мы бы уж показали этим японцам!".

    Следующей вехой в биографии "Новика" стая прорыв из блокированного Порт-Артура 27 июля 1904 года. Крейсеру удалось вырваться на океанский простор. Обогнув Японию, он взял курс на остров Сахалин с тем, чтобы, пополнив запасы угля, идти дальше во Владивосток. Утром 6 августа, когда крейсер в тумане проходил мимо маяка Кунашир, видимость неожиданно увеличилась, и "Новик" был замечен со станции беспроволочного телеграфа. Шансов на прорыв становилось все меньше и меньше.

    7 августа корабль вошел на рейд поселка Корсаковский пост в южной части Сахалина в глубине залива Анива. В половине третьего дня радиотелеграфист услышал первые переговоры приближающегося противника. Бой начался в пять часов вечера с расстояния около 40 кабельтовых. Сократив его до 35-ти, противник лег на параллельный "Новику" курс.

    Вскоре начались попадания. Снаряд под броневой палубой вскрыл обшивку в районе рулевого отделения, покорежило кормовой мостик и машинные вентиляторы, сорвало часть фальшборта у ютового орудия, еще один взрыв разметал командирскую и штурманскую рубки, корма села на 30-90 см, затопило отделение под командирским помещением, часть кают и кормовой патронный погреб. Появилась вода и в отсеках под кают-компанией и рулевым отделением. Тогда же была получена еще одна подводная пробоина. Командир принял решение прекратить бой и вернуться в Корсаковский пост, так как прорваться во Владивосток не осталось ни малейшей возможности...

    На берег сначала эвакуировали раненых, затем приступили к свозу имущества и команды. Вечером был спущен вымпел, а спустя час – открыты кингстоны. Течением "Новик" медленно относило от берега. В 23 часа 30 минут он лег на грунт, трубы и часть палубы остались над водой. На следующее утро вошедший на рейд японский крейсер выпустил по затонувшему кораблю и поселку более ста снарядов...

    Вместе с любимым кораблем у Андрея Яковлевича ушла на дно вся коллекция заморских сувениров и масса памятных фотографий, сделанных по всему свету.

    В дальнейшем небольшая часть экипажа "Новика" участвовала в защите Сахалина, основная же, совершив длительный пеший переход через весь остров, была эвакуирована во Владивосток. И во время этого пути Андрей Яковлевич Кулак встретил своего земляка.

    Им оказался бывший лайский житель – сахалинский каторжанин. Встретив земляка, каторжник открылся Андрею Яковлевичу, Оказывается, он уже один раз предпринимал попытку побега, причем, весьма удачную. Он пешком (?) сумел выбраться с острова, затем прошел всю Сибирь и Урал, а схватили его только уже вблизи родной Лаи и отправили обратно – на каторгу...

    Во Владивостоке Андрей Яковлевич Кулак попал в Сибирский Флотский экипаж, в 9-ю (впоследствии 10-ю) роту команды крейсера "Новик", и был назначен инструктором в классе сигнальщиков в школе рулевых и сигнальщиков. Бои в составе Порт-Артурской эскадры и три месяца последующей службы ему были Высочайший указом Государя Императора Николая II засчитаны за один год. 11 октября 1905 года он был уволен в запас.

    При этом как кавалеру "Святого Георгия" и ветерану русско-японской войны Кулаку из государственной казны назначили пенсию в размере 2 рублей 70 копеек в год, а также доплачивали ему еще по 90 копеек в месяц.

    Вернувшись на родину, Андрей Яковлевич поступил работать на Горнозаводскую железную дорогу в должности кондуктора. В 1913 году он Высочайшим повелением был удостоен светло-бронзовой медали "В память 300-летия царствования дома Романовых". В советское время А.Я. Кулак жил в Нижнем Тагиле в районе Малой Кушвы и трудился на железной дороге вплоть до своего выхода на пенсию в октябре 1934 года. Умер он уже после окончания Великой Отечественной войны.

    ...На этом история кораблей типа "Новик" не закончилась. В 1911 году со стапелей российского Путиловского завода в Санкт-Петербурге сошел на воду другой "Новик" – теперь уже эсминец (эскадренный миноносец), чудо морской мысли начала XX века, машины которого работали исключительно на мазуте. В том же году он поставил мировой рекорд, на испытаниях в Гангэ развив скорость в 37 узлов!

    Миноносцы типа "Новик" были востребованы в Первой мировой войне, в Гражданской, а также – в Великой Отечественной. Всего же за тридцать лет в нашей стране выпустили более 70 судов подобного класса.

    Однако первенец – крейсер "Новик" (в старой Руси так называли воинов-новобранцев) – стал первым в истории русского флота. А волею судеб одним из его матросов был наш земляк, который прошел на этом корабле весь его жизненный путь. От начала – и до конца...

Сергей ПУДОВКИН.

    Фото из архива автора.

    Литература: Газета "Тагилка" от 07.10.2010. №18(102).

Главная страница